Лого

Наборы с поздравлением!

Теперь вы можете бесплатно заказать
персональное поздравление
в составе набора для рукоделия. Удивите своих близких! Просто укажите при заказе!
НатаТойс — Шейте сами

наборы для рукоделия:   шьём подушки и мягкие игрушки



Корзина
корзина

В Вашей корзине нет товаров

оформить заказ



Дымковская игрушка как появилась


История дымковской игрушки кратко

«Дымковская  игрушка» — одна из старейших игрушек в России, родившееся в Кировской области, в селе Дымково более 400 лет назад. До сих пор мастера игрушек преданы своим традициям.»Дымковская игрушка» для детей очень ценна так как передает традиции предков и экологически безопасна. Среди промыслов изготовления глиняной игрушки, активно развивающихся и сегодня, одно из видных мест занимает дымковский, потому что первые мастерицы жили в Зареченской Дымковской слободе, что расположена на правом берегу Вятки, напротив города Кирова. В Дымкове и сейчас живут замечательные мастерицы по изготовлению всемирно известных дымковских глиняных расписных игрушек. Творчество их уходит своими корнями в глубокую древность, но писаная история дымковских игрушек охватывает лишь немногим более полутора веков.Впервые вятская, ярко раскрашенная игрушка «свистунья» упоминается в описании праздника «Свистопляски» в Вятке в 1811 году. В этот день, с утра, в ветхой часовенке у городских ворот жители города поминали предков, а во второй половине дня, прохаживаясь по улицам, свистели в небольшие свистки. Куклы-свистуньи из глины, расписанные яркими красками, продавались здесь же, на улице. Краснощекие дымковские «кормилки», «водоноски», «барыни» полны забавной важности и достоинства, а свистульки-бараны в штанишках, удалые всадники – веселы и задорны. Эти прелестные фигурки давно переросли рамки игрушек для детей, в качестве сувениров их увозят во все страны мира, а у нас дома используют как забавное скульптурное украшение.

Особенности  глиняной игрушки из Дымкова

Дымка действительно уникальная игрушка, потому что каждая игрушка неповторима и уникальна в своем роде. У каждого свой узор и орнамент.«Обычно игрушка состоит из нескольких деталей. Красная глина обеспечивает возможность «склеить» все детали вместе без швов.», — говорит Оксана Романова, преподаватель скульптуры и живописи Дымки в Академии керамики Амфоры.

Готовую игрушку оставляют сушиться  в течение 5-7 дней, а затем ее помещают в печь и обжигают при температуре 900 градусов Цельсия. Затем применяется отбеливание.Никто точно не знает, когда и кто первым придумал  белое покрытии для дымки. Его предшественники — глиняные шарики и свистки — были либо черными (они смоляные), либо красными, цвет глины. Некоторые считают, что отбеливание игрушек началось в начале 19 века, когда фарфор был в моде среди элит.«Крестьяне, видя фарфор в домах своих хозяев, приняли белый фон, который был сделан из порошкообразного мела, который был разбавлен в молоке. Игрушку погружали в смесь и затем давали высохнуть. Когда он высушился, молоко испорялось, позволяя грунтовке прилипать очень хорошо », — объяснила Романова. Люди также были очень изобретательны в приготовлении цветов: с использованием яичного желтка, белка и кваса. Несмотря на ограниченные возможности крестьянина, цветовая гамма была широкой и яркой. Бледные оттенки никогда не используются при изготовлении Дымки, и образцы часто просты. У первых мастеров не было специальных инструментов, а порой у них даже не было кистей.

Изображения на Дымковских игрушках 

Дымковские игрушечные мастера  были вдохновлены предметами из жизни. «Они вылепляли все, что видели вокруг: животные, сцены из крестьянской жизни, рыбаков, женщинс кокошниками, прекрасные дамы и красивые господа, которых они видели на ярмарках», — сказала Романова. В советские времена мастера Дымки представляли темы, связанные с научными и космическими достижениями; например, мужчина и женщина в скафандрах, стоящих под яблоней, таких как Адам и Ева, очень популярны среди коллекционеров Дымки. Считается, что эти персонажи представляют Гагарина и Терешкову. Смешные и глупые события из жизни самих мастеров также проникали в художественную форму. Зоя Пенкина, наследственный мастер Дымки, была вдохновлена московским метро и создала композицию с взбудораженной женщиной, которая застревает в турникете, и ее встречает старик, который помог ей выбраться.Игрушка из Дымково в ее традиционной форме могла исчезнуть 100 лет назад, но она была спасена от забвения Анной Мезриной, единственным мастером Дымки, который скульптурировал игрушки по традиции, а также художник из города Вятка Алексей Деншин. Он популяризировал ремесло, издавал альбомы, организовывал национальные и международные выставки, организовывал мастерские и снабжал мастеров всеми необходимыми инструментами.

Дымковская игрушка сегодня

Позднее Кировский Союз Художников создал Художественный совет для оценки  использования традиционных канонов при изготовлении Дымки. Игрушки, не приготовленные по традиции, были сразу же уничтожены молотком. Этот метод препятствовал появлению новой ветви нетрадиционной «Дымковской игрушки».Сначала производству Дымки обучались в семьях, а знания передавались от матери к дочери. Но к 60-м годам философия стала менее жесткой, и учеников можно было брать не из родственников. Будущие мастера должны были сдать экзамен по живописи, рисованию и композиции и пройти уникальный тест: перед учениками была поставлена ​​простая фигура, из которой они должны были сделать точную копию. Они копировали эти общие игрушки, пока не достигли совершенства, а затем создали свои собственные формы. Давным-давно многие люди хотели стать мастерами Дымки, но сегодня в школе всего от 7 до 15 человек.

Самая большая коллекцию «Дымковской игрушки»можно найти в музее и «Дымковской игрушки» и в Художественном музее Вятки Васнецова. 

Техника изготовления дымковской игрушки

Техника изготовления дымковской игрушки-скульптуры несложна. Игрушка лепится из заранее заготовленной красной жирной глины, в которую добавляется небольшое количество чистого речного песка. Мятую глину накладывают на сосновую или еловую доску и приступают к лепке. Лепить начинают с основной, массивной части – туловища у животных, а барыню со ступки – с широкой юбки, для чего раскатывают из глины блин и свертывают его в конус. К основной части прикрепляют остальные, более мелкие детали, а отверстия прокалывают палочками (протыкалками). После этого игрушку полируют мокрым пальцем, затем сушат на воздухе, но не на солнце. Мелкие игрушки просыхают за два дня, а крупные – за неделю или даже за две. После сушки игрушку подвергают обжигу в муфельной электрической печи при температуре до 900°С, обожженные мелкие игрушки несколько раз погружают в раствор молотого и просеянного мела в снятом молоке, крупные – дважды покрывают этим же раствором. Такой раствор об- разует на глиняной поверхности игрушки прочный белоснежный «казеиновый» грунт. Затем игрушку раскрашивают темперными (растертыми на яичном желтке), а иногда анилиновыми или гуашевыми красками. Узор дымковских игрушек своеобразный и состоит из ярких круглых пятен, кругов, мелкого горошка, клеток, полос и т. д. Для усиления декоративности иногда на них наклеивают небольшие квадратики и другие фигурки из сусального золота и серебра.

Дымковские игрушки похожи друг на друга, но двух одинаковых фигурок не найти. Кроме того, каждая мастерица работает в своей индивидуальной манере. Отличаются дымковские игрушки также безупречным соответствием росписи форме изделия. Наряду с архаическими, сказочными образами оленей, двуглавых коней, птиц в ассортименте игрушек появились изображения медведей, домашних животных, представленных в необычных ситуациях. Например, медведь-музыкант, играющий на балалайке, козел, одетый в смешные штанишки – все это усиливает ощущение праздничности игрушки.

Интерес к бытовому жанру, передаваемому довольно своеобразно, проявил- ся в расширении тематики дымковских игрушек. Из городского быта прошлого столетия в игрушке фигурируют всадники, дамы и кавалеры, няньки и кормилицы. Весьма упрощенные позы, движения персонажей, соответствующая одежда сохраняют условность, идущую от старой игрушки, но очень точно передают типаж.

Жанровые сцены, представляющие многофигурные композиции, изображают сегодняшний быт города и деревни: гуляния и чаепития, цирковое представление и прогулку компании в лодке. Все это близко традиционным мотивам, что придает игрушкам убедительность и показывает своеобразную связь истоков дымковского промысла с современными поисками. В настоящее время дымковские игрушки изготовляют, в основном, в мастерских Кировского дома художников, некоторые художницы работают у себя в Дымкове.

mirzam.ru

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка представляет собой небольшую глиняную статуэтку, раскрашенную яркими красками. Каждая такая игрушка уникальна, ее формы и стиль росписи не имеют аналогов в мире.

История дымковской игрушки берет свое начало на Руси еще в XVI веке. Зародился этот старинный народный промысел в слободе Дымково, около города Вятка (сегодня это Кировская область). Именно по месту происхождения дымковской игрушки она и получила свое название. Изредка ее также называют кировская или вятская.

Появлением дымковской игрушки мы обязаны языческому празднику Свистунья. В этот день было принято чтить память погибших во время столкновений в 1418 году между Вятскими и Устюжскими дружинами (так называемое Хлыновское побоище). Трагедия состоит в том, что участники побоища были уверены, что сражаются с татарами, так как из-за темноты не могли рассмотреть противника. Как говорят, время лечит, и постепенно трагедия была забыта, а праздник остался. В этот день проводились массовые гуляния с песнями, плясками, и, как несложно догадаться из названия Свистунья, свистом. Специально с этой целью к празднику делали свистульки, которые, по сути, и являются первыми дымковскими игрушками. Традиция настолько полюбилась жителям слободы, что они стали делать фигурки постоянно, не приурочивая их к празднику. Интересно, что изготовлением игрушек занимались в основном женщины.

В Советском союзе поддержали народный промысел дымковской игрушки и всячески способствовали его развитию. Еще до войны лучшие мастерицы были организованы в артель по изготовлению фигурок. Это было сделано с целью, сохранить знания, традиции и опыт, чтобы передать их будущим поколениям. Одна из мастериц за свой талант получила даже звание Героя Труда СССР.

Дымковские игрушки делают исключительно вручную, и даже с развитием технических возможностей производство не было автоматизировано. Материалом для изготовления фигурок служит красная глина, тщательно вымешанная с речным песком. Изделия обжигают, покрывают так называемыми белилами (молоко с мелом), после чего раскрашивают. Краски также делают самостоятельно из яиц и кваса. В завершение игрушки покрывают яичным белком, который придает им яркость.

Дымковские игрушки отличаются контрастностью и четкостью цветовых границ, что подсознательно вызывает положительные эмоции. Орнамент хоть и кажется сложным, но делается из простых геометрических фигур – круг, клетка, полоска и точка. Возможно, поэтому создается впечатление, что игрушки расписаны детьми.

Сюжеты для дымковских сувениров могут быть взяты из различных сфер жизни. Здесь не существует никаких ограничений. Самыми распространенными являются фигурки домашних животных, водоносови детей. Дымковская игрушка стала своего рода визитной карточкой Кировской области. В центре города был даже открыт памятник «Семья» — женщина с двумя детьми, мужик с гармошкой, кошка и собака. Композиция выполнена в духе дымковской игрушки.

xn----dtbjalal8asil4g8c.xn--p1ai

История создания дымковской игрушки

Глиняную игрушку находили археологи при раскопках наряду с глиняной посудой. Конечно, изготовление игрушки из глины было не главным промыслом, а попутным. Устанет мастер от основной работы, возьмёт кусок глины да и слепит что-нибудь этакое, какую-нибудь безделицу для своих детей или для себя забавы ради. Лишь позднее игрушки из глины стали предметом продажи. Их стали делать специально для весенних ярмарок, коротая долгие зимние вечера за изготовлением свистулек, гудков, коней, барынь, всадников и прочей игрушечной армии. Игрушками стали заниматься целые семьи, передавая секреты изготовления, заготовки и обжига глины от поколения к поколению. У каждого мастера вырабатывался свой стиль, своя манера лепки и оформления изделий.

Игрушки различаются по манере лепки, по тому, какая глина взята для изделия. Лучше всего лепятся игрушки, свистульки из жирной глины. Эта глина используется для филимоновских игрушек. За иссиня-чёрный цвет её прозвали синикой. А вообще игрушки лепят из той глины, какая есть в данной местности.

Самые известные и популярные игрушки-куклы – дымковская, филимоновская, тульская, каргопольская. В своём проекте мы рассмотрели дымковские игрушки. Мы попытались узнать как можно больше об истории этого промысла, о тактике изготовления игрушек и об особенностях мастерства, т. к. в настоящее время проблема возрождение народных промыслов особенно актуальна. На основе полученных знаний мы попытались создать свои собственные дымковские игрушки. Конечно, сделать все, так как делали это древние мастера, мы не смогли но, переведя их тактику на современный лад, мы попытались передать всю прелесть и красоту древнего мастерства.

Дымковская игрушка - (вятская, кировская игрушка), глиняные лепные расписные фигурки людей и животных (иногда в виде свистулек). Восходят корнями к древним магическим ритуальным изображениям и, связаны с земледельческими календарными праздниками. Позднее потеряли своё магическое значение и стали детскими игрушками, производство которых превратилось в художественный промысел. Производство игрушек приобрело самостоятельное значение в начале 19 века.

Эта удивительная игрушка известна далеко за пределами нашей Родины. Наряду со знаменитой матрёшкой зарубежные гости часто увозят с собой и дымковскую игрушку.

Как появилась эта яркая глиняная кукла? Её история уходит в прошлое нашей страны, в XV век, когда царь Иван III после неудачных попыток подчинить Москве жителей северного города Великого Устюга приказал переселить их за непослушание в глухой край. Часть жителей Великого Устюга обосновалась за рекой Вяткой, близ города Хлынова. Здесь ремесленники, гончары и прочий мастеровой люд основали свою слободу Дымково. Такое название, возможно, произошло от многочисленных печных дымков, витавших над слободой, ибо в каждом доме жили мастеровые, занятые всяк своим делом – гончарным, кузнечным, а их профессия напрямую связана с огнём. А может, название своё Дымково получило из-за частых туманов, охватывающих эту местность, когда слобода словно плыла в туманной дымке.

Гончарному ремеслу способствовали залежи красных глин, хорошо державших форму изделия. Из этой красной глины и создавали гончары свои горшки, крынки, полезные для дома вещи. А попутно лепили игрушки.

Весь товар, изготовленный за долгую зиму, готовили для ярмарки в Вятке. Этот народный праздник называли Свистопляской или Свистуньей за веселье, гам, шум, смех, потешные бои, катанье снежков и глиняных шаров, за непременный свист из глиняных свистулек в виде зверей и птиц.

Сосланный в Вятку генерал-майор Хитрово так описывал этот народный праздник: «Продаются на тех местах куклы из глины, расписанные разными красками и раззолоченные». А вообще «Свистунья» - это праздник, когда вятичи по весне встречали бога солнца Ярилу пением глиняных дудок. Участники праздника свистели в глиняные игрушки и перекидывались расписными глиняными шариками. Культовое значение праздника давно было утрачено, но сам ритуал сохранялся до начала 20 века .

Но существует и легенда, связанная с происхождением «Свистопляски»:

Однажды к Хлынову (старинное название Вятки), гласит легенда, подошли враги, несметное множество кочевых полчищ. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи измыслили хитрость. Все жители города, даже малые дети, получили по глиняной свистульке. Подкравшись к вражескому стану ночью, они подняли отчаянный свист.

Так, наверное, свистел сказочный Соловей - разбойник. Кочевники решили, что их окружают подоспевшие на выручку Хлынову дружины, и в страхе бежали. С тех пор и отмечают горожане свой особый праздник – «Свистунью»

Игрушки для ярмарки делали в основном женщины, им помогали дети. Фигурки из-под их рук выходили жизнерадостные, яркие, нарядные, весёлые. Глядя на них, не останется равнодушным ни один человек, поскольку вместе с ними в дом приходят свет, солнце, песни, говор и смех народных гуляний. Кончится праздник, а игрушка нет-нет, да и напомнит о былом веселье, и улыбнётся человек, оттает душа его. Народные игрушки поражают простотой и выразительностью формы, которая передает, самое характерное, самое значительное. Ярок и красочен живописный язык народной игрушки.

Глава. 2 Искусство создания глиняной игрушки

Искусство создания глиняной игрушки было достаточно кропотливым делом. Для лепки использовали местную красную глину, которую заготавливали с лета. Также летом намывали мелкий речной песок, который потом вручную тщательно перетирали вместе с глиной, так как очень жирная глина при сушке и обжиге могла дать трещины. А поздней осенью начинали лепить. Сначала глину месили – разминали её, чтобы не было комочков. Фигурки лепили по частям. От готовой мягкой глины отщипывали кусочек, скатывали из него шарик, а потом приминали его. Получался блин. Блин сворачивали, и получалась юбка для барыни. Из другого кусочка глины делали туловище. Потом лепили руки, головку. Отдельные детали собирали и долепливали, используя жидкую глину как связующий материал. Платье украшали оборками, а голову – шляпкой или кокошником. Мокрой тряпкой обгладывали всю куклу, убирали лишнюю глину. Так сглаживали следы лепки и выравнивали поверхность игрушки. Существовало разделение труда: одни делали туловище с головой, вторые – юбки-колокольчики, третьи – руки, четвёртые изготовляли детали – оборки, коромысла, вёдра. Затем игрушку собирали, склеивая части жидкой глиной. Сделанные таким конвейерным образом игрушки выходили ладными, но не совсем одинаковыми. Небольшие детали – оборка на юбке, кокошник – различали их между собой. После лепки игрушки несколько дней сушили, а потом обжигали в русской печке. Но и это ещё не всё. Чтобы игрушки были белые, их клали в жидкую кашицу из молока и мела. Потом раскрашивали глиняные фигурки яркими открытыми цветами. Раньше их расписывали анилиновыми красителями, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Растёртые на яичном желтке пигменты звучали несколько приглушённо на белом фоне, не блестели, а на сбитом белке краска становилась прозрачной. Поэтому красители преимущественно замешивались именно с белком. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым белком, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются темперные краски и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы — до десяти цветов - придает дымковской игрушке особую яркость и нарядность.

Яркая декоративная и в тоже время достаточно простая роспись, отличается звучностью и гармоничностью цветовых сочетаний, включает строго геометрический орнамент, представляя, из себя сочетание тонких, толстых, волнистых линий, точек разных цветов и размеров, штрихов, овалов, ромбов, кружков, носит импровизированный характер, усиливая выразительность лепки. Завершают украшение игрушки ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора .

Меньше всего внимание уделяется лицу: точки - глаза, дуги бровей, две румяных щеки и три малиновых точки - рот. Главный наряд – яркая кофта и пёстрая юбка. Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. Вся она – броская, яркая, горящая цветными пятнами. Она напоминает рисунки, выполненные детьми. В дымковке – бьющая через край полнота ощущения радости жизни.

Размеры фигурок - до 20 см. Большие фигурки можно увидеть в музее, их размер – до полуметра.

Глава 3. А что же изображают в своих изделиях дымковские мастера?

Нянек с детьми, водоносок, баронов с золотыми рогами, гусей, уточек, индюшек с индюшатами, петухов, оленей и, конечно, молодых людей, катающихся на лодке, щеголеватых румяных кавалеров, скоморохов на конях, розовощеких барынь с зонтиками, коней, медведей.

Дымковка - добрая улыбка, а не резкий смех.

Серый волк никогда не появляется в Дымковской слободе: он слишком злобен. Мастерицы предпочитают ему доброго барана, покрытого шелковой шерстью. Дымковская собака – безобидная дворняга, которая если и решиться полаять, так, верно, лишь от радости. Как добра и торжественна здешняя водоноска в пышном сарафане, идущая с вёдрами! Всадник на пятнистом коне так забавен в своём величии! Уморительна пара катающихся в лодке: на нем матросский костюм, бескозырка, у неё густые кудри, румянец во всю щеку и букет цветов в руке. Так и кажется, что мастерица тихо посмеивалась, лепя и расписывая красками своих глиняных человечков.

Это традиционные дымковские игрушки. Почти все они – свистульки, «празднично» расписанные на белой после обжига глине разноцветными полосами и линиями, обязательными кольцами, точечками, кружочками, похожими на изображение цветов. Они вводит нас в особый мир – мир провинциального русского города с его жителями и обычаями.

В старину дымковские игрушки были одиночными фигурками. Впечатление от таких традиционных игрушек – «кормилицы», «всадника», «индюка» - остается цельное, они выразительны, даже монументальны. Каждую из них, доведя до нужных размеров, хоть выноси на городскую площадь, ставь на пьедестал.

Сегодня дымковские сюжеты и темы неимоверно расширились: иллюстрируя сцены литературных произведений, образуются многофигурные композиции, изображающие сцены по мотивам сказок.

Дымковские игрушки (кроме того, что когда-то, очень давно дети в них играли) служили и сейчас служат для украшения нашего жилья. И мы любуемся ими, как любуемся букетом полевых цветов. В дымковскую игрушку никогда повествовательного не вкладывали, для этого существуют другие виды творчества. Ведь не возникает же вопроса: о чем хочет рассказать букет цветов? Да ни о чем. А посмотришь на него, и на душе радостно становится. Такая же дымковская игрушка – красивая, нарядная, обладающая очень простой формой – проще никак и придумать нельзя [2].

Замечательный художник и археолог Аполлинарий Васнецов сравнил дымковскую игрушку с античной скульптурой: «Удивительное дело! На далёком Севере, в лесной стороне, в древнем городе Хлынове, в селе Дымково каким-то далёким эхом отозвались терракоты Херсонеса и Древней Греции. Как там обожжённые из глины статуэтки окрашивали водяными красками, так и здесь».

Проблемы промысла

К концу 19 в. производство глиняных игрушек было полностью вытеснено более дешевыми и технологичными гипсовыми отливками, подражавшими фарфоровым изделиям.

Но промысел всё же смог возродиться, и его возрождение связано с именами — А. А. Мезриной, потомственной мастерицы, сохранившей приемы лепки и росписи игрушек, и художника А. И. Деньшина, автора первых монографий о дымковском промысле. В одной из книг он подробно описал сложную технологию создания игрушек. А. И. Мезрина в 1934 получила звание Герой Труда.

А в 1933 году стараниями А. И. Деньшина была организована артель «Вятская игрушка» при Вятской фабрике гипсовых изделий, где сначала работали лишь несколько мастериц: А. А. Мезрина, О. И. Коновалова, Е. А. Кошкина, Е. И. Пенкина, а возглавил ее сам Деньшин. С этого времени дымковская игрушка стала неотъемлемой участницей всех выставок и фестивалей народного искусства.

В 1948 в Вятке открыта игрушечная мастерская Художественного фонда. Дымковские мастерицы: Е. И. Косс-Деньшина, З. В. Пенкина, Л. С. Фалалеева, Н. П. Трухина и другие, сохраняя традиционные приемы лепки и росписи, стараются разнообразить сюжеты, сделать игрушку более нарядной .

Глава 5. Проект создания игрушки «дымки»

Мы попробовали слепить свои собственные дымковские игрушки.

Первые наши игрушки были барыни. Слепить их помог нам вековой опыт народных мастериц. Всё было вылеплено по плану, представленному ниже.

Сначала из куска глины (вместо неё мы брали пластилин) величиной с хорошее куриное яйцо мы скатали в ладонях шарик. Вдавили в него указательный палец на глубину примерно двух фаланг. Пережали левой рукой шарик в середине, разделив его на две части. Причем нижняя часть должна быть больше, чем верхняя. Получилась фигура, напоминающая неваляшку. Из верхней части вылепили туловище, голову и руки, из нижней – юбку в виде колокола. Глубина юбки-колокола должна соответствовать длине указательного пальца. Чтобы получить форму колокола, пластилин постепенно обминали вокруг указательного пальца. По мере такой обработке стенки колокола становились все тоньше и тоньше, и его объем постепенно увеличивался.

Затем стенки колокола промяли между указательным пальцем, находящимся внутри, и большим, расположенным снаружи. Когда толщина стенок была равна примерно 5-6 см, перешли к лепке туловища, головы и рук. Ком глины (в нашем случае пластилина), расположенный сверху, разделили на две части так, чтобы верхняя оказалась несколько меньше нижней. Из нижней лепят туловище и руки, а из верхней – голову.

Подровняв ножом снизу юбку-колокол, фигурку укрепили на дощечку, которую стояла на столе. После того, как наметили талию и руки, из верхней части слепили голову вместе с головным убором – кокошником. Затем вылепили из запаса глиняной (пластилиновой) массы, оставленной в средней части фигурки, руки.

Теперь фигурка нуждается лишь в грунтовке и окраске. Грунтовка состоит из мела, разведенного молоком (вместо мела можно использовать зубной порошок). Мел размешивают на молоке до густоты сметаны. Грунтовать игрушки можно погружением в раствор, но чаще всего их белят мягкой широкой кистью (так делали и мы). После высыхания грунта мы расписали игрушки гуашевыми красками. Вообще же это делается темперой или же красителями для шерсти, растёртыми на цельном курином яйце. Потому что в отличие от гуаши краска, в которой в качестве связующего использовано куриное яйцо, не пачкается, не стирается и не блекнет после высыхания. После лепки барынь, полученный, пусть небольшой, опыт мы постарались применить для лепки более сложных фигур. Так появилась игрушка, которая получила название «Гуляющая парочка».

Заключение

Итак, мы проделали очень кропотливую, но в тоже время интересную и познавательную работу. Теперь мы точно знаем, откуда берёт своё начало эта замечательная «дымка». Эта игрушка пришла к нам из слободы Дымково, что была основана разного рода ремесленниками за рекой Вяткой в XV веке.

Лепились игрушки из красной глины попутно с полезными для дома вещами к весеннему празднику «Свистунье».

Игрушки для ярмарки делали в основном женщины, им помогали дети. Глина готовилась с лета, её смешивали с мелким речным песком, чтобы она не была слишком жирной. Так как очень жирная глина при сушке и обжиге могла дать трещины. Лепить начинали осенью. Сначала глину месили – разминали её, чтобы не было комочков. Фигурки лепили по частям.

Существовало разделение труда. Отдельные детали собирали и долепливали, используя жидкую глину как связующий материал. После лепки игрушки несколько дней сушили, а потом обжигали в русской печке. Чтобы игрушки были белые, их клали в жидкую кашицу из молока и мела. Раскрашивали глиняные фигурки анилиновыми красителями, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Красители преимущественно замешивались с белком, так как в этом случае краска становилась прозрачной и блестела.

Роспись, яркая декоративная и в тоже время достаточно простая, отличается звучностью и гармоничностью цветовых сочетаний, включает строго геометрический орнамент.

www.hintfox.com

История возникновения дымковской игрушки

Народное искусство – одна из форм познания действительности. Оно обогащает ум и чувства ребёнка, развивает его творческое воображение, формирует мировоззрение. Для становления мировоззрения имеет огромное значение знакомство с народным промыслом, который хранит и передаёт национальные традиции.

Народное искусство несёт в себе огромную информацию о жизни наших предков. Многочисленные виды русского народного искусства возникли в различное время и в каждом из них утвердились свои традиции, передающиеся из поколения в поколение. Любить своё прошлое – значит наследовать всю красоту жизни, её славу и свет разума предков.

Русскому, как и любому народу, свойственно стремление к прекрасному. Издавна на Руси привыкли украшать свой дом, одежду, мебель, хозяйственную утварь.

Русские глиняные игрушки можно рассматривать не только как памятники искусства, но и истории.

Некогда они были ритуальными фигурками, связанными с обрядами земледельческих календарных праздников.

Сохранение культурного наследия прошлого – актуальная тема нашего времени. Мы должны грамотно, с полной отдачей включиться в общенародное дело сохранения самобытного мира народного искусства. Немногие из древних памятников дошли до нас, но их жизнь продолжается в формах, линиях, красках и мотивах орнаментов произведений современных мастеров

На вятскую глиняную расписную игрушку долгое время не обращали внимания. Интерес, а затем и мировое признание к дымковской игрушке пришли в наши дни. Я твёрдо верю в то, что любому из нас, в любом возрасте, каким бы трудом мы ни занимались, свойственно чувство прекрасного. Помимо чувства прекрасного, в каждом из нас живёт и чувство художника, творца. Целью своей работы я вижу изучение истории возникновения «дымки», раскрытие самобытности образов дымковской игрушки, подробно изучить их. А в практической работе прикоснуться к искусству изготовления знаменитых дымковских игрушек.

Глава 1.

История возникновения дымковской игрушки.

Дымковская игрушка – самая яркая, нарядная, парадная из всех русских глиняных игрушек.

Мы игрушки расписные, хохотушки вятские,

Щеголихи слободские, кумушки посадские.

У нас ручки крендельком, щёчки будто яблочки.

С нами издавна знаком весь народ на ярмарке.

Когда-то очень давно на поросшем лесом берегу реки Вятки построили наши предки город, окружили его крепостными стенами, глубокими рвами. А на другом берегу со временем появилось поселение – слобода. По утрам хозяйки дружно топили печи. И кудрявые дымки весело поднимались к небу. Наверное, потому и назвали слободу Дымковской.

Ели спят у большака в инее седом,

Спят деревья, спит река,

Скованная льдом.

Мягко падает снежок,

Вьётся голубой дымок,

Дым идёт из труб столбом,

Точно в дымке всё кругом,

Голубые дали,

И село большое Дымково назвали.

Но не только караваи хлеба да горшки с кашей поспевали в жарких печах. Издавна в дымковской слободе жили гончары. После половодья здесь обнаружились значительные залежи красной глины. Этот неприметный случай способствовал развитию сначала гончарного дела. Лепили из местной красной глины посуду. Потом начал развиваться игрушечный промысел, который скоро стал основным видом деятельности в слободе.

Там любили песни, пляски,

В селе рождались чудо-сказки,

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины.

Все игрушки непростые,

А волшебно расписные.

Слепят игрушки и в печь поставят, чтобы стали они крепкими и долго всех радовали. Потому и дымили очаги гончаров.

Свистульки в виде зверюшек и птичек делали не просто для забавы детворы. В старину вятичи весной встречали Ярилу – бога солнца и плодородия – весёлым свистом глиняных дудочек. То-то шума и веселья было! Тот весенний праздник назывался в народе «Свистунья».

Старинная легенда рассказывает, что однажды город окружили враги. Много пришло их из чужой земли, сила несметная Казалось, нет от них спасения. Но вятичи – люди находчивые. Придумали горожане «военную» хитрость. Все жители, и стар, и млад, взяли глиняные свистульки и тёмной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Заметались испуганные враги, показалось им, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечают свою победу весёлой «Свистуньей».

Идёт весна, Весна-красна!

Свистят свистульки-утки,

Свистит петух-проказник,

Не зря весенний праздник.

И в наши дни мастера делают свистульки в виде забавных зверюшек.

Глава 2.

Образы дымковских игрушек.

Но больше всего славы досталось знаменитым дымковским игрушкам – нарядным, ярким, дарящим людям ощущение праздника. Все изделия дымковских мастеров отличаются жизнерадостностью и тонким юмором, что особенно привлекает внимание детей: им нравится рассматривать игрушки, слушать рассказы о том, где и как их делают. Нельзя смотреть на них без улыбки

Белоснежные, как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

И пошла о «Дымке» слава,

Заслужив на это право,

Говорят о ней повсюду,

Удивительному чуду

Мы поклонимся не раз.

В самом центре Вятки находятся мастерские знаменитой дымковской игрушки. Если мы зайдём туда, сразу увидим груды глины, мешки с мелом, ящики с красками, коробки с яйцами. Всё это нужно для создания чуда. Мастера строго сохраняют и поддерживают традиции, установленные прежними мастерами, но каждый имеет свои особенности в работе. Лепят мастера фигурки барынь-щеголих, водоносок, кормилиц, нянек с детьми, доярок, птичниц.

Покупают люди сушку

И на дивную игрушку

Смотрят долго, не дыша:

До чего же хороша,

Просто чудо-водоноска,

Высока её причёска,

Губы алы, щёчки алы

Дымковская игрушка не любит одиночества. Она хороша даже не в паре, а в группе с другими, в близком соседстве со своими кровными братьями и сёстрами из слободы на реке Вятке.

Барыни изображались с зонтиком, с собачкой, с муфтой. Характерны сюжетные изображения – народные гулянья, праздники, дамы с кавалерами, всадники, большая семья, карусель. Также создаются животные-свистульки, собачки, сопровождающие барынь, скоморох на свинье, доярка с коровой, птичница с утятами и неповторимые образы коней, козлов, баранов, оленей.

Ой, люли, ой, люли!

Кони на лужок носили!

Кони удалые,

Гордые, лихие.

Если изображали козла или барана, то с большими рогами и на ногах оборочки-штанишки.

Козоньки рогатые,

Козоньки бодатые,

Ждём вас на дорожке,

Разомните ножки.

Излюбленным образом являются сказочные, необычные, незабываемые индюки с расписными хвостами, петухи.

Под берёзки, на лужки

Выбегают петушки,

Зелёные сапожки,

Красные серёжки.

Характерный образ русского народного искусства – медведь: медведь с вожаком, медведь-нянька, медведь-охотник.

Вот только злого волка не увидишь. Серый волк никогда не появляется в Дымковской слободе: он слишком злобен.

Дымковская игрушка весьма специфична. В создании её формы и в оформлении существуют свои традиции, которые выражаются прежде всего в статичности, пышности форм и яркости окраски. Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. Вся она – броская, яркая, горящая цветными пятнами. Она напоминает рисунки, выполненные детьми. В дымковке – бьющая через край полнота ощущения радости жизни.

Дымковка – добрая улыбка, а не резкий смех.

Глава 3.

Техника изготовления дымковской игрушки.

Техника изготовления дымковской игрушки проста. Дымковская игрушка – это декоративная глиняная скульптура высотой до 25 сантиметров. Лепится она из красной глины, обжигается, затем покрывается меловым грунтом. Нарядность, праздничность игрушкам придают как лепные детали, так и цветовое оформление глиняной поверхности. По белому фону игрушка расписывается анилиновыми красками, разведёнными на молоке, применяется позолота.

Глава 4.

Цветовое оформление «дымки».

Художники расписывают дымковские игрушки самыми яркими, самыми весёлыми красками. Это насыщенные цвета: красно-алый, малиновый, синий, золотисто-жёлтый, фиолетовый, особенно празднично сияющий на белом фоне игрушки. Белый цвет подчёркивает красоту и яркость узора. Такой праздничности узора дымковские мастера добились благодаря контрастному сочетанию цветов ( красный – зелёный, синий – оранжевый или жёлтый ). Остаётся много незаполненного пространства белого цвета, поэтому узор кажется легче, светлее, наряднее. Роспись весёлая, жизнерадостная. Стоят игрушки на столе или на музейном стенде – словно шумная, пёстрая ярмарка веселится, гуляет.

Почти в каждой игрушке присутствует и чёрный цвет ( рога, копыта у животных, украшения из точек, чёрточек, подчёркивающие яркость крупных элементов узора – колец, кругов, полос, горошинки, рассыпанные между ними ).

Очень любят дымковские мастера украшать игрушки золотом, наклеивая кусочки на шляпу, муфту барыни, на фигурки животных, птиц.

Глава 5.

Выразительные средства орнамента игрушек.

Яркая цветная роспись на белом фоне обогащается орнаментом. Геометрический орнамент состоит из широких и тонких полос, волнистых линий, колец, кругов, горошин, овалов. Характерным для росписи является сочетание крупных элементов и мелких. Мелкие элементы украшают крупные – кольца, круги, полосы – или рассыпаются между ними – точки, чёрточки, тонкие линии.

Все фигурки как будто одеты в яркую ткань. Орнамент ритмичный. Чётко прослеживается чередование полос, кругов, колец. Часто используется клетчатая основа, которая заполняется одинаковыми элементами – кругами, овалами или кольцами. Наиболее характерно украшение кольцами, расположенными рядами, в шахматном порядке или свободно.

Внимательно присмотритесь к глиняным фигуркам птиц, зверей, людей, и вы ясно увидите, как экономно и продуманно использует мастер выразительные средства орнамента, чтобы рассказать о красоте оперения птиц, нарядной одежде барынь. Кажется, что в облике дымковской игрушки невольно находит отражение природа тех мест, где родились эти удивительные произведения искусства. Невольно представляешь заснеженные сугробы, белизну которых подчёркивают синие тени. На морозе лица людей украшает румянец.

Практическая работа.

Лепка – это один из видов изобразительного творчества. Техника лепки богата и разнообразна. Сама лепка способствует эстетическому развитию детей. Лепка помогает ребёнку видеть то, что он создал, но и не только это, он трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. В лепке масштаб поделок зависит каждый раз от замысла ребёнка, от его умелости и индивидуальных особенностей. Не менее важно и то, что в лепке реализуются творческие способности даже при минимуме материалов.

Процесс изготовления игрушки можно разделить на два этапа: лепку изделия и роспись его.

Лошадка. Попробуем выполнить лошадку скульптурным способом. Исходная форма – удлинённый овоид, который получаем, раскатывая шар круговыми движениями и слегка вытягивая его или изменяя форму несколькими продольными движениями ладоней. Если сложно создать такую форму, можно взять за основу цилиндр.

Один конец примерно на треть длины исходной формы надрезаем стекой, оттягиваем образовавшиеся части и делаем из одной шею с головой, а из другой – ноги. Шею поднимаем вверх, немного сгибаем вверху и получаем голову. Шею поднимаем вверх, немного сгибаем вверху и получаем голову. Ноги делаем из другой части: надрезаем стекой на две равные части, каждую из которых оттягиваем и закругляем. Другой конец исходной формы слегка вытягиваем, загибаем вниз, разрезаем стекой пополам, чтобы получились ноги такой же длины, как передние.

Вылепленную фигурку оформляем, чтобы она стала красивой и пластичной. Рассматриваем со всех сторон и сглаживаем. Гриву и хвост слегка оттягиваем и прищипываем. Можно усложнить детали, вылепив их отдельно: скатать жгутики или валики и сплести из них хвост и гриву. Затем фигурку высушиваем и расписываем.

Кукла. Делим кусок глины на 3-4 части. Начинаем лепить с туловища. Берём самый большой кусок глины и раскатываем сначала круговыми движениями в шар, а затем продольными движениями в цилиндр, сильнее нажимая ладонями на один конец ( обычно со стороны указательных пальцев ). Из вершины конуса оттягиваем шею. Примерно посередине формы делаем талию – перехватываем и сжимаем пальцами, сглаживаем.

Из маленького кусочка глины раскатываем шарообразную или овоидную форму – голову. Делаем на ней головной убор: защипываем в виде кокошника или лепим отдельно небольшой валик, прикладываем к голове, прижимаем и щипковыми движениями пальцев формируем кокошник. Присоединяем голову к туловищу, примазываем и разглаживаем мокрыми пальцами или влажной салфеткой, чтобы не было видно шва.

Другой кусочек глины делим на две равные части и раскатываем два одинаковых по длине цилиндра – это руки. Прикрепляем их к верхней части туловища и располагаем так, будто кукла что-то несёт или держит.

Оформление мелких деталей: лицо изображается стекой или налепами; для причёски – плетём косу; выкладываем на голове кудряшки-шарики; лепим детали одежды и украшения – фартук, воротник, бусы, узоры на одежде. В руки кукле «даём» каравай, « ляльку» и т. д.

Куклу высушиваем просто в помещении и разрисовываем по мотивам дымковских игрушек: точками, кольцами, кругами, прямыми и волнистыми линиями, клетками, пятнами.

Вылепленные поделки оставляем до полного высыхания на несколько дней.

Для общей грунтовки смешиваем клей ПВА ( ВИФ ) с водой и наносим кисточкой или тампоном на поверхность изделия. После высыхания покрываем слоем белой гуаши, снова даём подсохнуть и затем раскрашиваем: сначала большой кисточкой накладываем основной цвет, затем кисточками разных размеров рисуем детали в задуманной цветовой гамме. Для лучшей сохранности поделки покрываем лаком.

Заключение.

Дымковская игрушка – уникальное явление в русском народном творчестве. Дымковскую игрушку, покоряющую своей простотой и незамысловатостью образа, нельзя спутать с другими лепными народными игрушками, благодаря её колориту.

Знаменитый русский художник А. Васнецов, написавший много картин, посвящённых истории России, сравнивал дымковскую игрушку с древней античной скульптурой: « Удивительное дело! На далёком Севере, в лесной стороне, в древнем Хлынове, в слободе Дымково каким-то далёким эхом отозвались терракоты Херсонеса и Древней Греции. Как там обожжённые из глины статуэтки окрашивали водяными красками, так и здесь. Разница только в образах, вложенных в глину: там – классические туники дев, Амур и Диана, здесь живые, близкие нам образы».

Дымковские игрушки – живые эстетические ценности. Они властно входят в жизнь. В них полно и верно выразилась душа народа, красочность его художественных впечатлений, выразительность его мыслей.

Яркая, красочная «дымка» популярна не только в России, но и за рубежом.

www.hintfox.com


Смотрите также