Лого

Наборы с поздравлением!

Теперь вы можете бесплатно заказать
персональное поздравление
в составе набора для рукоделия. Удивите своих близких! Просто укажите при заказе!
НатаТойс — Шейте сами

наборы для рукоделия:   шьём подушки и мягкие игрушки



Корзина
корзина

В Вашей корзине нет товаров

оформить заказ



Дымковская игрушка как сделать индюк


Технология изготовления Дымковской игрушки | «Слобода Дымково» - дымковская игрушка

Дымковская игрушка - глиняная скульптура, отдельный вид искусства. Для нее характерно определенное обеливание и яркая роспись.

Глина для изготовления традиционно добывалась в слободе Дымково, что на низменном берегу реки Вятки у города Кирова. Собранную красную глину в слободе раньше рубили лопатой, смешивали с мелким речным песком - рядом есть огромный речной пляж. Так вот, глину, после смешивания, много раз переворачивали, смачивали водой. В старину так вообще ногами месили.

Сейчас мастерица не копает глину и не месит ее. Подготовка материала происходит машинным способом, на одном из керамических производств. Глина приходит в мастерские в готовом виде - полиэтиленовые упаковки-брикеты по 10 килограмм.

Лепка игрушки.

Каждая игрушка от куска глины до готовой скульптуры выполняется одним мастером. Если раньше много времени тратилось мастерицей на подготовку глины и побелки, то сейчас уделяется больше внимания именно процессу лепки и росписи игрушки.

Куски глины разделяют и раскатывают в шарики. Из шариков делают отдельные детали игрушки. Дымковская игрушка тем и отличается, что она делается не из одного куска глины, а из нескольких. Шарик глины раскатывают в блин, из блина делают конус - готова юбка барыни. Она полая внутри со стенками толщиной 4-6 мм. Стенки конуса выравнивают - вертя заготовку в руках. Затем, смачивая водой, прикрепляют ручки-колбаски, шарик головы. Все из небольших кусков глины.

Все основные элементы игрушки делают в первую очередь. Все стыки разглаживают влажной тряпочкой. Получается словно единое целое. Затем украшают игрушку деталями - кокошник, муфта, сумочка, собачка, косички, шляпка и т.д.

Сушка и обжиг.

Сушат слепленную заготовку в течение 3-5 дней, иногда дольше, на воздухе.

В старые времена игрушку обжигали в русских печах. Ставили прямо на дрова, либо на железный противень.

Глина начинает разогреваться и скоро становится как бы прозрачной - светится ровным красным цветом в огне. На этом процесс обжига заканчивался, и игрушки медленно остывали в потухшей печи.

Сейчас игрушки обжигают в муфельных печах при температуре более 1000 градусов. Такая высокая температура придает глине еще большую прочность. Печи довольно большие, в них игрушки загружают партиями. Опять же у мастериц не отнимается драгоценное время на нетворческие процессы.

Обеливание и роспись игрушки.

После печи заготовка получается коричнево-красной. Для побелки в старину использовали раствор мела на молоке - окунали игрушку целиком. Молоко на поверхности скисает и образует прочную яркую пленку козеинового клея. Обеливание - это характерная черта Дымковской игрушки.

Сейчас обеливание производят с помощью темперных белил, которые наносят кистью.

Финальная часть процесса - роспись.

Сначала расскажем о старинном традиционном способе росписи: Сухие краски растирались с яйцом, добавлялся перекисший квас или уксус. Цветовая гамма была небогатая, только основные тона. Использовались составы от сажи до фуксина и хрома. Эти краски как будто отдавали заготовке часть своего цвета и звучали приглушено. В XX веке использовали гуашь, также разведенную на яйце. Сейчас используют яркие акриловые краски - очень стойкие.

Кисти используют пре имущественно мягкие, разного размера. Тонкие кисти позволяют мастерице привносить в сюжет мелкие детали - это не всегда хорошо, так как приводит к перенасыщению сюжета.

Поверх краски наклеивают кусочки сусального золота или потали - смеси цинка и меди. Они блестят и придают вместе с яркими красками ослепительное очарование Дымковской игрушке.

www.dymkovo.com

Сделай сам. Лепка дымковской игрушки - Дымковская игрушка

Техника лепки дымковской игрушки довольно проста. Для лепки можно использовать обычную глину, которую можно потом обжечь в муфельной печи, а также можно использовать современные материалы, например самозатвердевающую глину Джови. Фигурку обычно лепят по частям. Части соединяются между собой шликером (глина разведенная до сметанообразной консистенции) и тщательно заглаживаются. Обычная глина дает большую усадку, для лепки лучше брать целый кусок и выводить из него детали. Самозатвердевающая глина усадки не дает, из нее можно лепить по частям, так как риск растрескивания и отваливания деталей невелик. К тому же, она быстро сохнет и не требует обжига. Поделка из нее очень прочная.

Лепка птиц (петух, уточка, гусь, индюк) по мотивам дымковской игрушки:

Лепим птичку основу скульптурным способом - из одного куска глины, не разделяя его на части, или же конструктивным способом - из нескольких отдельных кусочков.

     Из такой птички основы может получится кто угодно - гусь или петух, курочка или индюк.

Разные птички отличаются друг от друга деталями. Лепим их отдельно и прикрепляем к основе.

         Крылышки, хвосты и гребешки удобно  вылепить в виде ленты и слегка изогнуть, чтобы              придать волнистость.

        Для утки и гуся можно слепить модную кепку.

     Для индюка сделаем крепкие лапки. А для остальных птичек слепим простые и удобные          подставки виде столбиков или конусов.

  Роскошный хвост индюка украсим круглыми лепешками, которые потом превратятся в         цветные пятнышки. Сделаем волнистую полоску.

   Крылышки индюка дополним рюшами. А бородку и гребешок попробуем сделать из              отдельных деталей капелек.

     Соединим все детали, примажем, разгладим и рассмотрим игрушку со всех сторон.                Красота! Оставляем сохнуть.

Лепка животных (лошадка, олень, баран и козел) по-дымковски:

       Из этой фигурки-основы можно вылепить и лошадку, и барана, и оленя, и козлика.

  Чем отличается лошадка и баран? Для лошадки слепим гриву, ушка-листочки и хвост           калачиком.

    Для барана сделаем крутые рожки и челку-веночек      Для оленя слепим ветвистые рога, а для козлика рога-месяцы и бородку клинышком.

Лепим барышню-крестьянку:

              Из такой фигурки могут получится самые разные куколки.

Придумаем для каждой куклы красивую прическу из отдельных шариков, валиков или жгутиков. Уложим их на голове в косы, веночки или башни.

Барыни, няни и доярки отличаются друг от друга не только прической, но и одеждой. Различаются головные уборы и отделка на платьях.для увеличения кликнете по рисунку         

sites.google.com

Конспект занятия по лепке: Тема: «Индюк» (по мотивам дымковской игрушки).

Конспект занятия по лепке: Тема: «Индюк» (по мотивам дымковской игрушки).

Цель: Продолжать знакомить детей с народной дымковской игрушкой, воспитывать эстетическое отношение к предметам. Показать пластичность движений в лепке.

Продолжать упражнять детей в лепке игрушки из целого куска глины по типу народных глиняных игрушек.

Воспитывать детей на народных традициях, показывать народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и народного устного творчества.

Материалы и оборудование:

1. У учителя: иллюстрации дымковских игрушек (барыня, лошадка, баран и др.); дымковские игрушки по количеству детей; магнитофон; записи музыкальных народных произведений; глина; дощечка; стека; салфетка.

2. У детей: дощечки, глина, стека, салфетка.

Ход занятия:

Учитель одет в русский народный костюм.

В зале (групповой комнате) организована ярмарка дымковских игрушек. Входят дети. Учитель созывает:

Эй, честные господа!

К нам пожалуйте, сюда!

Как у нас ли тары - бары,

Всякие разные товары…

Подходите, подходите,

Посмотрите, посмотрите…

Играет музыка «Светит месяц» (запись).

Дети подходят, рассматривают.

-Ребята, у вас дома есть игрушки? Из чего они сделаны? (Резины, пластика, меха, поролона).

-Правильно, современные игрушки сделаны из искусственных материалов. Посмотрите на поднос, что вы видите? (Дымковские игрушки)

- Кто знает, почему эти игрушки называются дымковские. (Ответы)

Деревня Дымково

Дым идёт из труб столбом,

Точно в дымке всё кругом,

Голубые дали.

И село большое

Дымково прозвали.

-Кто придумал игрушку? (Народ)

- Из чего она сделана? (Из глины)

1.Учитель: в городе Кирове, над крутым берегом реки Вятки, у городских белокаменных стен и древних башен, каждую весну шумела, кипела ярмарка – свистунья.

Яркое солнце играло в праздничном раздолье. Солнечные блики и сейчас блестят золотой фольгой на дымковских игрушках.

Руки дымковских мастериц разминали послушный ком глины, вспоминая шумную ярмарку, лепили эти руки всю долгую зиму, чтобы весной вновь радоваться всем вместе. Все животные лепились из жгута (показать на игрушке или иллюстрации ход лепки). Жгут сгибали, разрезали стекой, разделяли на передние и задние ноги. Затем лепилась голова животного и детали. Посмотрите, что прикрепляли мастера к основной форме, чтобы фигурка стала выразительной, красивой? (гриву или рога, ушки)

Барыню лепили иначе (показать). Ее лепили из конусообразной формы вытягиванием глины из головы, а затем прикрепляли дополнительные детали. Готовые фигурки сушили, затем обжигали в печах.

- В давние времена все жители села Дымково зимой готовили игрушки на ярмарку. Какие дымковские игрушки вы знаете? (индюки, лошадки, свистульки, петухи и курочки и т. д.)

Всю зиму курились – клубились над избами голубые дымки. От того, наверное, и назвали деревню Дымково, а игрушки Дымковскими.

- Много труда надо вложить, чтобы игрушки появились на свет. Чтобы она была яркой, красивой, привлекательной. Рождается игрушка три раза. Первый раз игрушку лепят. Потом – обжигают, а затем расписывают. Спрос на игрушки очень велик. И сейчас эти игрушки пользуются спросом. Их покупают на сувениры, они дорого стоят.

- Предлагаю, сегодня превратиться в народных умельцев и слепить для ярмарки игрушку «Индюка».

Вот индюк нарядный

Весь такой он ладный,

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост –

Точно сказочный цветок

Да алеет гребешок.

Рассматривание индюка.

- Чем отличается «дымковский» индюк? (У индюка волнистые крылья, длинная, гибкая шея, веерообразный гребешок, крылья важно распушены, нарядный хвост и крылья, длинная похожая на гроздь или кисть ягод бородка, пышный красочный хвост.)

Во время рассматривания индюка педагог медленно поворачивает образец, чтобы дети видели его со всех сторон. Обращает их внимание на толстые ноги и подставку для устойчивости фигурки.

На весенней ярмарке было весело (снова включить музыку). Яркие игрушки, свист, глашатаи, трубящие в золотые трубы, оповещая об открытии ярмарки, сцены народного театра с Петрушкой, трактиры с чаепитием, карусели, веселые игрушки, пляшущий медведь. Все это было на ярмарке – свистунье.

Затем учитель спрашивает у детей:

- Что вы испытали, когда увидели ярмарку дымковских игрушек? (ответы детей)

- О чем вы подумали, когда увидели ярмарку? Что понравилось вам? (ответы детей)

2. Давайте поиграем с этими игрушками. Возьмите по одной игрушке в руки, полюбуйтесь на нее, поиграйте, и она вам о себе многое расскажет. Подумайте, что может нам рассказать игрушка. Постарайтесь понять ее. И тогда она вам что-то о себе расскажет.

- Кто смог понять игрушку? (ответы детей, рассказы)

Я тоже играла со своей игрушкой и отметила, что ее поверхность очень гладкая, ее приятно гладить. Это козлик. Он рассказал мне, как его лепили, как украшали с любовью, рисовали узоры, которые похожи на солнечные блики, знаки, которыми заклинали древние люди Ярику – солнце, чтобы оно не иссушало реки, не выжигало посевы, пастбища. А сама фигурка очень пластичная.

Все ставят игрушки.

Физкультминутка

Шел по берегу петух, -шагают

Поскользнулся - в речку бух! -круговые движения руками, сели

Будет знать петух, что впредь - грозят пальцем

Надо под ноги смотреть. –наклон вперёд

Посмотрите еще раз на все эти игрушки. Есть игрушки, которыми играют, а есть те, которыми украшают свое жилище.

- Для чего нужны дымковские игрушки? (ответы)

- Обратите внимание на то, фигурки кого лепят в Дымкове? (животных, птиц, фигурки человека).

Эти фигурки не случайны. Давным-давно, тысячи лет назад, в народе лепились фигурки животных, птиц и человека. Их лепили не для магазинов.

Фигурки коня и птицы оберегали людей от таинственных сил, в которые верили тогда люди, потому что не знали законов природы. Фигурки коней и птиц, петухов, прикрепляют и сейчас на свои дома. Могучие кони – охлупии охраняют кровли северных изб.

Лепили женскую фигурку с детьми – преклонялись Богине земли с близнецами. А сейчас в Дымкове эта богиня превратилась в няню-кормилицу или мать с детьми!

Вот как богат на фантазию русский народ!

Для закрепления знаний учитель в заключение своего рассказа спрашивает детей:

- Как называются эти игрушки? (ответы)

- Почему их так назвали? (ответы)

- Из какого материала они сделаны? (ответы)

3. Затем воспитатель обращает внимание на лежащую на столах глину.

- Глина волшебная. Она мягкая, податливая, в добрых, ласковых руках превращается в интересные фигурки. Помните, как лепили мастера лошадку? У вас на столах лежит глина. Идите, поиграйте с ней, постарайтесь вылепить фигурки дымковского индюка, которые всегда любили лепить наши русские люди.

Дети садятся за столы и лепят игрушки.

В ходе работы педагог побуждает их чаще всматриваться в образец, чтобы добиться большего сходства с ним. Поворачивает время от времени игрушку разными сторонами к детям. Напоминает о необходимости хорошо примазать крылья к спине индюка.

-Ребята, посмотрите на своих нарядных индюков. Какие они красивые. А вам нравятся ваши работы. Какой индюк, больше всего похож? Расскажи, чем тебе понравилась работа. Какими элементами украшен индюк? (Ответы 2-3 детей).

Итог. - Молодцы, ребята. Сегодня на занятии мы еще раз встретились с дымковскими игрушками, побывали дымковскими мастерами и, вы очень хорошо справились с этой работой!

4

kopilkaurokov.ru

Конспект занятия на тему"Лепка дымковской игрушки Индюк"

Конспект ЗАНЯТИЯ

Тема «Лепка изделий.

Закрепление приема ручной работы с глиной «соединение».

Лепка дымковской игрушки «Индюк».

Цель: научиться лепить дымковского индюка конструктивным способом, используя в украшении игрушки налеп.

Задачи.

  • развитие эстетического восприятия, творческих способностей, фантазии и мелкой моторики пальцев рук

  • развитие умения определять форму и величину исходных форм для лепки разных частей игрушки

  • формирование представления у детей, что игрушки бывают разные:

  • формирование представления у детей, что при лепке своих изделий дымковские мастера преображают реальные об­разы в сказочные, декоративные

  • обучение передавать ха­рактер образа дымковского индюка

  • использование при лепке конструктивный способ (тело с шеей и головой лепить из одно­го куска, хвост, крылья, подставку из отдельных кусков, мелкие детали - гребень, бородку - налепами)

  • воспитание интереса к народной глиняной игрушке

  • закрепление знаний о промысле дымковской игрушки.

Оборудование: несколько дымковских птиц — индюк, петух, курочка, картинки с изображением та­ких же реальных домашних птиц, исходные фор­мы для лепки индюка: толстый цилиндр, тонкие цилиндрики, шарики — один побольше, два поменьше. У детей глина или пластилин; стеки, дощечки, салфетки.

Предварительная работа:

- рассматривание дымковских игрушек и беседа о них;

- рассматривание альбома «Дымковские игрушки»;

- рисование элементов дымковского узора;

- разучивание стихотворений.

Ожидаемый результат

Дети научатся лепить дымковского индюка конструктивным способом, используя в украшении игрушки налеп

Ход занятия:

Дети любят игрушки –

Так все говорят.

Ну а разве игрушки

Не любят ребят?

Очень любят!

Души в них не чают!

Просто это не все замечают…

- Ребята, с какими игрушками вы любите играть? А какие ещё бывают игрушки (мягкие игрушки, куклы, машинки, настольные игры, лего, пазлы, новогодние игрушки, игрушки: народных умельцев из дерева, ткани, глины).

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие к игрушкам. Но не к обычным, а к народным. Издавна на Руси чудо-мастера умели превращать природные материалы в удивительные игрушки. Из ткани шили кукол их называли тряпичные. А вот эта кукла сделана из соломы. Из дерева вырезали разных животных и лепили из глины и расписывали их очень красочными узорами. Вот такими игрушками раньше играли ваши бабушки и дедушки.

- Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу голубой реки Вятка, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково…. А знаменито это село своими дымковскими игрушками.

Показ презентации «Дымковская игрушка».

- И по сей день, дымковская игрушка продолжает удивлять нас своей яркостью, красочностью, праздничностью. Промысел дымковской игрушки сохраняется благодаря дымковским мастерам.

Педагог выставляет на стол дымковских птиц и их изобра­жения. Уточняет, какую птицу изображает та или иная иг­рушка. Вызывает нескольких детей и предлагает поставить рядом с реалистическим изображением дымковскую птицу.

- Дымковские мастера, прежде чем вылепить, например, петушка, рассматривали много разных петухов. Они видели, что петухи отличаются друг от друга величиной, цве­том оперения. Но у всех петухов есть красный гребень и у всех петухов хвост дугой. Поэтому все петухи похожи, и их не спутаешь с индю­ками, у которых гребешок, бородка и хвост другой формы. Поэтому среди дымковских игрушек дети сразу узнали и пе­туха, и индюка, и утку. Хотя игрушечные птицы не совсем похожи на настоящих, но в них дымковские мастера сумели передать самое главное, самое характерное для каждой.

Педагог убирает картинки с реалистическими изобра­жениями птиц и приглашает рассмотреть узоры на дымковс­ких игрушках. В беседе помогает детям определить элементы узора — полоски, точки, волнистые линии, тонкие штрихи, большие и маленькие круги, кольца и их сочетания, компози­цию узоров на груди, крыльях, хвосте. Дает задание найти самую нарядную птицу — индюка. Спрашивает, на какой ча­сти игрушки самый богатый узор (на хвосте). Ставит перед детьми дымковского индюка на поворотный круг или дощеч­ку.

- Что обязательно нужно сделать, прежде чем вылепить такого индюка? (Рассмотреть со всех сторон.) Зачем нужно рассматривать индюка?»

После ответов детей педагог подтверждает: чтобы вы­лепить похожую игрушку, нужно определить, из каких частей она сделана, какой формы каждая часть и где расположена. Проводит обследование образца, обводя пальцем части игруш­ки.

- Индюк — птица, значит его тело такой же формы, как у других птиц.

- Какое же оно? (Овальной формы.)

- Посмотрите на голову и шею индюка. Голова у него маленькая, неза­метно переходит в шею.

- А какая шея? (Длинная, гибкая, у тела немного расширяется.) Что вы заметили интересного на голове и шее индюка? (Высокий круглый гребень, как коро­на, и длинная бородка, похожая на кисть из круглых ягод.)

- Какие по форме крылья и хвост? (Круглые, большие, на кон­це волнистые.)

- Видно ли тело индюка? (Нет, оно прикрыто большими крыльями до самой земли.)

Во время рассматривания индюка педагог медленно пово­рачивает образец, чтобы дети видели его со всех сторон. Об­ращает их внимание на толстые ноги и подставку сзади воз­ле хвоста для устойчивости фигурки.

- Что же нужно сделать после рассматривания индюка?

(Разделить пластилин на части и сделать из них исходные фор­

мы для лепки.)

Далее педагог предлагает отгадать по форме и величи­не заготовок, какую часть индюка можно вылепить из каждой. Показывает цилиндрическую форму.

- Какую часть игрушки можно вылепить из нее?

Показывает, как раскатать один конец цилиндра и, сделав его тоньше, загнуть вверх. Из более тонкого конца цилиндра нужно вылепить шею с головой, а толстый конец цилиндра — это тело птицы. Показывает три шарообразные исходные фор­мы и спрашивает, для каких частей они предназначены (для крыльев, а шарик побольше для хвоста).

- Что же нужно сделать с шариками, чтобы вылепить круг­лые крылья и хвост индюка? (Расплющить шарики в диски.)

Потом педагог на одном шарике показывает, как его рас­плющить между ладонями. Далее показывает и объясняет, как сде­лать край крыла волнистым. Для этого нужно пальцем сде­лать углубления по его краю. Способы лепки высокого греб­ня и длинной бородки индюка дети должны найти самостоятельно.

Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный,

У большого индюка

Все расписаны бока.

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост,

Точно солнечный цветок.

А высокий гребешок,

Краской яркою горя,

Как корона у царя.

Индюк сказочно красив,

Он напыщен, горделив.

Смотрит свысока вокруг,

Птица важная - индюк.

- Ребята, а вы хотите стать дымковскими мастерами?

- Да!

Дети приступают к делению глины на части и изготов­лению исходных форм для лепки индюка.

В ходе работы педагог побуждает их чаще всматриваться в образец, чтобы добиться большего сходства с ним. Поворачи­вает время от времени игрушку разными сторонами к детям. Напоминает о необходимости хорошо примазать крылья к спи­не индюка. Обращает внимание детей на позу птицы: шея пря­мая, слегка откинута назад, что придает индюку важность. Хвост слегка выгнут вперед. Говорит, что украсить хвост и крылья каждый может по-своему, используя для этого налепы, сте­ку.

По окончании лепки педагог проводит сравнение в форме шутли­вого диалога с ее автором. От имени индюка (образца) говорит педагог, от имени вылепленного индюка — ребенок.

Примечание. Если времени занятия окажется недостаточно, украшение игрушки и анализ работ можно организо­вать в свободное время.

infourok.ru


Смотрите также