Лого

Наборы с поздравлением!

Теперь вы можете бесплатно заказать
персональное поздравление
в составе набора для рукоделия. Удивите своих близких! Просто укажите при заказе!
НатаТойс — Шейте сами

наборы для рукоделия:   шьём подушки и мягкие игрушки



Корзина
корзина

В Вашей корзине нет товаров

оформить заказ



Глиняные игрушки которые перед тем как расписывать белят


Тест по разделу ДПИ

  • Глиняные игрушки, которые перед тем, как расписывать, белят

    дымковские каргопольские филимоновские
  • Глиняные игрушки, среди которых встречается «полкан»

    дымковские каргопольские филимоновские
  • Какие из глиняных игрушек вытянуты вверх

    дымковские каргопольские филимоновские
  • Как называется роспись подносов

    Хохлома Гжель Жостово Городец
  • Роспись в которой используются только синий и белый цвета

    Хохлома Гжель Жостово Городец
  • В какой росписи используют «розан» и «купавку»

    Хохлома Гжель Жостово Городец
  • Какую роспись называют «золотой»

    Хохлома Гжель Жостово Городец
  • Какие сосуды в Древней Греции украшали «краснофигурной» и «чернофигурной» росписью

    кувшины тарелки вазы горшки
  • Как называют изделия из цветной обожженной глины

    майолика керамика терракота
  • Как называют гончарные изделия, покрытые глазурью или непрозрачной эмалью

    майолика керамика терракота
  • Как называется композиция из нескольких керамических изделий, объединенных единым художественным замыслом

    набор группа ансамбль
  • Какая из перечисленных техник обработки не подходит к работе с металлом

    ковка лепка чеканка
  • Как называется художественно исполненный тканый ковер для украшения стены

    батик гобелен макраме
  • Как называется искусство росписи тканей

    батик гобелен макраме
  • Как называется искусство оформления оконного проема кусочками цветных стекол, скрепленных между собой металлическим каркасом

    эмаль литье витраж
  • Существует особое выдувное стекло, получаемое ручным способом. Когда оно находится в горячем состоянии, его можно гнуть, мять, лепить, присоединять к нему детали. Как называется такое стекло

    лепное стекло гутное стекло мягкое стекло
  • Как называется условный, обобщенный поисковый рисунок, выполняемый перед изготовлением основной работы, изделия

    замалевок эскиз набросок
  • Как называются произведения (изделия) декоративного характера, выполненные из различных художественных материалов и предназначенные, как правило, для украшения стен

    панно картина макраме

art.dkg-web.com

Обобщающий тест Декоративно-прикладное искусство 5класс

Обобщающий тест «Декоративно-прикладное искусство» 5класс

1.Из ровных кирпичиков сложена ладно, а) стена; б) печка; в)костер; г)паровоз.

И рядышком с ней не бывает прохладно.

Не курит, а в небо пускает колечки

И любит сухие дрова и дощечки.

2. Ростом разные подружки а)кукла; в)барышня;

Не похожи друг на дружку. б)матрешка ; г)девочка .

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

3. Рыба в море, а)акула; в)ковш;

Хвост на заборе. б)рубашка; г) лодка.

4.Глиняные игрушки ,которые перед тем ,как расписывать, белят:

а)дымковские ; б)каргопольские; в)филимоновские.

5. Глиняные игрушки , среди которых встречается «полкан»:

а)дымковские ; б)каргопольские; в)филимоновские.

6.Какие из глиняных игрушек вытянуты вверх:

а)дымковские ; б)каргопольские; в)филимоновские ?

7.Как называется роспись подносов:

а)Хохлома ; б)Гжель; в)Жостово; г)Городец ?

8.Роспись в которой используются только синий и белый цвета :

а)Хохлома ; б)Гжель; в)Жостово; г)Городец.

9.В какой росписи используют «розан» и «купавку»:

а)Хохлома ; б)Гжель; в)Жостово; г)Городец?

10.Какую роспись называют «золотой»:

а)Хохлома ; б)Гжель; в)Жостово; г)Городец ?

11.Какие сосуды в Древней Греции украшали «краснофигурной» и «чернофигурной» росписью: а)кувшины; б)тарелки; в)вазы; г)горшки ?

12.Как называется отличительный знак города, государства:

а)флаг; б)герб; в)вывеска; г)рисунок ?

Ключ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

б

б

в

а

б

б

в

б

г

а

в

б

aplik.ru

ПРОМЫСЛЫ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ИГРУШЕК

Сказочный мир народной игрушки особенно близок детям. Изготовление игрушек сначала не выделялось в самостоятельный промысел, а шло рядом с гончарным ремеслом. Мужчины занимались гончарством, а женщины делали игрушки. Лишь в некоторых местах игрушка обособилась в самостоятельную отрасль гончарства. Игрушки из одного места не похожи на игрушки из другого. Всюду делаются на свой фасон и украшаются по-разному.

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА

Дымковскую игрушку нельзя спутать с другими народными игрушками благодаря её белоснежному фону. Эту игрушку делают в пригородной слободе Дымково города Вятки. Оттого и называют её то дымковской, то вятской.

Ранним игрушкам свойственны обобщённые, даже несколько архаичные формы. Делали свистульки и изображения животных. Потом появились сказочные сюжеты, фигуры барынь и кормилиц. Из фигурок составлялись жанровые сценки. Дамы и кавалеры прогуливаются парами, няньки гуляют с детьми, охотник с собакой возвращается с добычей. У фигур в движении появляются ножки-столбики, для устойчивости их ставят на круглые подставки.

К концу ХIХ века дымковская игрушка была постепенно вытеснена дешёвой гипсовой скульптурой. В начале 30-х годов ХХ века энтузиаст, местный художник Алексей Деньшин поддержал последнюю, ещё работавшую мастерицу Анну Мезрину и добился поддержки.

Мастерицы лепят игрушки из красной местной глины, сушат, обжигают. Потом белят их мелом, разведённом на молоке , и раскрашивают красками на яйце (как в русской иконописи).

Характерная для дымковской игрушки праздничность и нарядность достигается за счёт росписи. Основу росписи составляет простейший геометрический орнамент, состоящий из кругов, овалов, прямых и волнистых линий. Декоративность игрушки подчёркивается белым фоном. Гамма росписи яркая, открытая. Она построена на контрасте цветов: синего и жёлтого, малинового и зелёного, чёрного и белого. Используются также голубой, розовый, коричневый и другие цвета. Игрушки украшают листочками сусального золота.

Сегодня дымковская игрушка перестала быть только детской забавой. Она является прекрасной декоративной скульптурой, легко вписывается в современный интерьер, а также является частицей живого народного искусства.

ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА

Деревня Филимоново находится в тульской области. В облике деревни признаки гончарного промысла: кирпичные дома, крытые черепицей. Гончары здесь жили всегда, а по местному преданию, и основателем деревни во времена Ивана Грозного был гончар Филимон.

Мужчины изготовляли глиняную посуду, а женщины лепили игрушки. Для игрушек глину «синику» копают в оврагах за деревней. Называют её так потому, что в сыром виде она действительно отливает синевой. Лепили игрушки из целого куска глины, в отличие от дымковских, которые выполнялись по частям. Делают из куска глины жгут и из него «вытягивают» задуманную форму. Почти все игрушки одновременно и свистульки. Свистульки лепят так, как хозяйки делают пельмени. Глиняный шарик раскатывают в лепёшку, складывают пополам, и птичья основа свистульки готова. По формам игрушки Филимонова сильно обобщены. Игрушки с удлинёнными пропорциями из-за свойства местной глины давать быструю усадку при сушке и образовывать трещины. Их дополнительно заглаживают, поэтому игрушки приобретают удлинённые формы. Фигурки прочно стоят на коротких ножках. Игрушки делали дома и обжигали в своих горнах, сохранившихся от дедов – гончаров. Старые образцы игрушек небольшие по размерам, их масштаб соразмерен человеческой ладони. Фигурки стоят подбоченясь, с птицами-свистульками под мышкой. Всадники обхватывают короткими ручками и ножками длинные шеи коней.

Расписывать игрушки стали только с тех пор, как появились фабричные анилиновые красители. Краску берут в виде порошка, растворяя её на яйце. Игрушки не белили, так как местная глина после обжига становилась белой или светло-розовой. Часто перед росписью игрушки красят жёлтой краской, они становятся более нарядными.

Роспись яркая, в два цвета поперечными узкими полосками по всему тулову фигурок. По полосатой раскраске и узнают филимоновские игрушки. Морду и рога зверей сплошь покрывают краской. У женских фигурок самые нарядные – юбка и фартук с ярким орнаментом. Кофта и шляпка закрашивались краской, чаще всего зелёной и малиновой. Роспись проста: полоски, крестики, точки, круги, ёлочки, волнистые линии. Шапочки и шляпы часто украшены куриными перьями.

АБАШЕВСКИЕ СВИСТУЛЬКИ

Старинное село Абашево расположено в Пензенской области. Там делали посуду не только для себя, но и на продажу. В Абашеве игрушечным промыслом занимались мужчины.

В старину люди считали, что свист ветер призывает, а тот дождь с собой несёт. Дождь будет – урожай будет. Свистульку бородатого сеятеля, что засевает поле, горстями разбрасывая зерно из лукошка, называют «севец».

Приёмы обработки глины сохранились с давних времён. Глину долго мнут, пока она не станет совсем мягкой. Затем делают заготовки, катают дупли. Дупли – это деревянные палочки, утолщённые с одной стороны, похожие на кегли. На них накатывают глину. Снимают палочку, полую трубку изгибают под углом, замыкают пустоту внутри. Проделывают дырочки, чтобы получился свисток. Изделию придают вид какого-нибудь животного. Украшают оборками, кружочками, полосками, насечками. Изделия сначала сушат, а потом обжигают в горне или просто в русской печи. После обжига свистулька становится слегка розоватой.

Раньше абашевцы окрашивали свои изделия луковым взваром, отчего они становились золотисто-коричневыми. Золотили квадратиками сусального золота. Теперь окрашивают свистульки масляной краской, золотят бронзовым порошком, разведённым на лаке. Прежде всего золотят рога, оборки и ожерелья, на ножках животных делают золотые копытца. Та часть свистульки, которую берут в рот, не окрашена и имеет естественный розоватый цвет обожжённой глины.

Каких только свистулек не придумывают. Это - «петух-разбойник», курица, баран, лев, олень, утка, собака. Шерсть барана, льва, оперение птицы – каплевидные мазки глины. Тех же баранов, козлов, петухов делают и на сосудах. Например, «кувшин – петух», «чайник – баран». Посуду делают на гончарном круге, приклеивая шликером вылепленные вручную детали.. После просушки изделие два раза обжигают. После первого обжига остывший сосуд окунают в глазурь. Для коричневого цвета в глазурь добавляют окись марганца. Зелёный цвет даёт окись меди. Глазурь придаёт черепку большую плотность, он не пропускает воду.

КАРГАПРОЛЬСКАЯ ИГРУШКА

Город Каргополь Архангельской области не менее самобытный центр производства глиняной игрушки. Богатые залежи глины способствовали развитию гончарного производства с ХIХ века. Наряду с посудой делали и игрушки, которые продавали на ярмарках. Изготовлением игрушек занимались те же гончары, которые делали и посуду. Фигурки людей и животных приземисты, тяжеловесны, у них короткие ноги, толстая короткая шея, крупная голова. Они грубоваты и неуклюжи, но устойчивы и монолитны. Так же как и филимоновскую, каргапольскую игрушку лепят из целого куска глины, а дополнительные детали – отдельно, соединяя их с фигурой жидкой глиной. Небольшой заострённой палочкой делают глаза, рот, пасть зверя. Готовые изделия сушили две недели и обжигали в русской печи. Сейчас игрушки обжигают в электропечах.

Роспись размашистая с крупным орнаментом из полос, чёрточек, точек. Роспись по белому фону красной, синей, чёрной краской. Фигурки небольших размеров, есть и жанровые игрушки или быт простого народа: «кузнец – гармонист», дровосек, нянька с ребёнком. Кроме жанровых сцен есть фантастические образы. Архаика форм, статичность и суровый облик роднят эти фигурки с языческими божествами. «Полкан» - кентавр – полуконь, получеловек. Каргапольские игрушки узнаваемы. Того же Полкана нет больше нигде.

ИЗДЕЛИЯ ИЗ ДЕРЕВА

Виды обработки дерева.

1.Геометрическая резьба – это комбинирование простейших форм: кругов, треугольников, полосок. Эта резьба – одна из самых древних. В язычестве сочетание геометрических фигур имели свой магический смысл и символику. Со временем смысловые значения забылись.

2.Контурная резьба – в её основе лежит тонкая, чуть углублённая линия (например, прялки).

3.Плоскорельефная резьба. Рисунок резьбы обычно растительного характера. Углубляется немного фон, а сам рисунок остаётся на одном уровне с доской.

4.Прорезная резьба выполняется тонкой пилкой – лобзиком. Фронтоны домов, наличники окон, входы, перила украшает прорезная (ажурная) резьба.

5.Глухая рельефная резьба – с глухим, непрорезанным фоном и высоким рельефом узора. Она применяется в отделке мебели, при оформлении фронтонов деревянных домов, дверей, ставен, ворот. Рельефная резьба считается трудоёмкой. В оформлении архитектурных сооружений часто вместо настоящей глухой резьбы с фоном применяется накладная ажурная резьба. Детали этой резьбы вырезаются отдельно, а затем крепятся в нужных местах.

6.Скульптурная (объёмная) резьба. Мастера вырезали чаши, ковши, которые украшали резными объёмными головами коней и птиц. Края посуды обрамляли резные узоры.

В старину корабли строили из дерева. Основание регулярного флота России относится к эпохе Петра I. За 25 лет царствования Петра I было построено 150 кораблей, 360 галер, основано 30 верфей. Скульптурные композиции на кораблях должны были поддерживать патриотический дух моряков, выражать гордость русских людей за свою страну, символизировать мощь, силу, храбрость российских моряков. Такую резьбу по дереву стали называть корабельной (домовой). Но с заменой деревянных корпусов кораблей металлическими, с развитием техники в ХIХ веке мастера перенесли своё искусство на берег для украшения деревянных домов. Появляются изображения русалок – «берегинь», львов с человеческими лицами. Такая резьба имеет свободный характер.

Птица счастья

В северных сёлах важную роль играла сделанная из светлого золотистого дерева, а иногда и с раскрашенным пёстрым хвостом, птица с веерообразными крыльями и хвостом, почти смыкающимися в круг. Солнечная птица освящала и охраняла ритуальную часть крестьянского жилища, красный угол с обеденным столом, где ежедневно семья собиралась на трапезу, где проводились семейные советы. Птица была подвешена на прочной нити.

Секрет изготовления кроется в знании свойств материала. Древесина хвойных пород при распаривании становится гибкой и неломкой, а высохнув, сохраняет приданную ей форму. Расщепив по годичным слоям фигурно обработанные сосновые чурочки, мастер разворачивал тончайшие планки веером, создавая из них лёгкую узорную поверхность. В наше время такая птица счастья стала частью декоративного оформления интерьера.

ДЕРЕВЯННЫЕ ИГРУШКИ

Русские мастера правильно понимали назначение детской игрушки – забавлять ребёнка и в то же время познавать мир. Героями русской деревянной игрушки становились главные в жизни народа образы – конь, пахарь, кузнец, женщина-хозяйка. Играя такими игрушками, дети включались во взрослую жизнь, производя простейшие житейские ситуации, осваивали стереотипы поведения. В русской деревянной игрушке, на первый взгляд просто забавной и яркой, отражены моральные и этические ценности народа. Вместе с тем народные игрушки – подлинные произведения искусства.

Многие игрушки рождались из древних ритуальных фигурок людей и животных. Утратив со временем свою обрядовую функцию, они стали предметом игры. Хотя подлинные обрядовые предметы никогда не применялись в играх.

Наиболее долго сохранялась обережная функция игрушек, особенно это касалось игрушек гремящих, шумящих. Именно поэтому среди глиняных игрушек больше всего свистулек, которые своим звучанием отгоняли от ребёнка все болезни и напасти. То же касалось игрушек – шаркунов из бересты, наполненных сухим горохом, глиняных «погремух». Эти звучащие игрушки стали прообразом современных погремушек.

Язык знаков и символов присущ народной игрушке, как и всему народному искусству.

Дерево более сложный материал, чем глина. Мальчиков обучали работе с инструментом уже с 5 – 8 лет. Девочки и женщины шкурили, расписывали игрушки, покрывали лаком.

Особенно были распространены среди плотницких игрушек коники. Их делали в районе Поволжья. Традицию коников продолжили современные городецкие каталки и качалки коней с яркой росписью.

Крупным центром производства игрушек в дореволюционной России был Сергиев Посад. Их работы отличает остроумие, им не свойственны фантастические образы, это реалистические персонажи: барыни, гусары, крестьяне. Под воздействием Сергиева Посада производство резных игрушек возникло в соседнем селе Богородское. Постепенно здесь сформировались свои художественные традиции, возник самостоятельный промысел. Богородская резьба – изготовление из дерева скульптур малых форм и игрушек является разновидностью скульптурной резьбы.

Богородские мастера выработали приём резьбы скульптуры из так называемой «горбушки» - четвёртой части круглого деревянного полена, разрубленного топором на 4 части. Из такой заготовки отходов минимальное количество. Обычно богородская скульптура вырезается из горбушки вместе с подставкой. Фигурки делали неокрашенными, что заставляло мастеров разнообразить их отделку порезками, которыми изображали складки одежды, рисунок перьев птиц. Появляются жанровые сценки из сельской жизни и народных сказок.

Богородские мастера изобрели много игрушек с движением на параллельных планках, на вращающихся основаниях, на планках – разводах, игрушки – «дергунки», собранные на прочных нитках и шнурках, игрушки – «трясучки», у которых головы укреплены на спиральных проволочках.

Сейчас русская деревянная игрушка стала предметом коллекционирования, превратилась в своеобразный символ народного искусства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.РостовцевН.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе.- М.: Просвещение,1980г.

2.Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию.- М.: Изобразительное искусство, 1983г.

3. Богуславская И.Я. Искусство Жостова. - М.: Интербук,1994г.

4.Вишневская В. Хохлома. – М.: Планета, 1979г.

5.Дмитриев Н.Г. Мстёра рукотворная.- Л.: Художник РСФСР, 1986г.

6.Народное искусство. Художественные промыслы СССР. - М.: Планета, 1987г.

7.Народные художественные промыслы РСФСР под. ред. Смолицкого В.Г.- М.: Советский художник, 1982г.

8.Тарановская Н.В. Маленькие чудеса.- Л., 1981г.

9.Максимов Ю.В. Родник творчества. – М., 1988г.

10.Народное искусство. Художественные промыслы СССР (фотоальбом). –М., 1987г.

11.Виноградов А.Н. Резьба по дереву.- Минск., 2003г.

12.Народные художественные промыслы под общей редакцией Поповой О.С.- М., 1984г.

megaobuchalka.ru

Творческий проект "Глиняная игрушка".

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА

СВОИМИ РУКАМИ

Исполнитель: Лащенко Маргарита Михайловна

ученица 4«а» класса

МБОУ-СОШ №4

Руководитель: Удовенко Светлана Анатольевна

учитель начальных классов

МБОУ-СОШ №4

Клинцы 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. ВВЕДЕНИЕ ………....................................................................... 2

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………............. 3

  • История создания глиняной игрушки

  • Народные промыслы:

* Дымковская игрушка

* Филимоновская игрушка

* Каргопольская игрушка

  • Выбор изделия, материала и оборудования

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………….............…....... 9

  • Результаты проделанной работы

  • Выводы

4. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ.......................................................................... 10

5. ПРИЛОЖЕНИЕ

1. ВВЕДЕНИЕ

Глиняная игрушка – особый вид народного творчества. Она предназначена не только для игры, а служит для украшения быта. Образы игрушек достаточно просты, оригинальны и выразительны. В игрушке по-своему отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, достижения ремесла и художественного творчества.

Глиняные игрушки рождались в труде и везде народные мастера учились у одного учителя – природы.

Лепили игрушку по-разному, то собирали фигурку по частям из отдельных комочков (конструктивный способ), то лепили из целого куска (пластический способ), а чаще комбинировали форму – составляли и долепливали. Мастерили и пустотелые игрушки-свистульки, а иногда вставляли камушки и глиняные шарики. После лепки игрушку просушивали, закаливали или запекали в печи (700-800).

Народная игрушка понятна для всех, она связывает нас невидимой нитью с наследием мировой культуры. В настоящее время я особенно понимаю, что увидеть красоту окружающего мира можно через народные традиции, обычаи и промыслы.

Цель проекта - изготовить дымковскую глиняную игрушку

Задачи проекта:

1. Познакомиться с историей и происхождением игрушечных промыслов.

2. Изучить и сравнить основные центры производства народной игрушки

3. Изучить технологию изготовления изделий и способы лепки глиняной игрушки.

4.Приобщиться к искусству народного промысла.

5.Слепить и оформить изделие народного промысла дымковскую глиняную игрушку.

Планируемый результат: проявление интереса к изучению народного искусства, понимание сложности и красоты в создании формы глиняной игрушки и их росписи.

Из большого многообразия народных промыслов глиняной игрушки основной проблемой моего проекта является выбор модели, которую я буду лепить.

Для создания проекта я изучила различную литературу по искусству и народному творчеству, энциклопедические словари, просмотрела образцы игрушек, репродукций и иллюстраций, черпала материал из Интернет-ресурсов.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Как появились глиняные игрушки в обиходе человека? На этот счет существует разные мнения. Игрушку связывают с древнейшими культурными обрядами, когда женская фигура символизировала мать-землю, конь – солнце, а птицы – водную и воздушную стихии. И действительно, в игрушке с древнейших времен неизменно сохраняются эти три образа.

Согласно другой точке зрения дети всех времен и наций в игре подражают взрослым, их игрушки являются образным отражением окружающего ребенка быта.

Поэтому, скорее всего, в древности культовое и игровое значение тесно переплетались между собой, а затем обряды были забыты, и игрушка осталась только предметом развлечения.

Первые найденные археологами глиняные игрушки в Новгороде, Киеве относятся к X-XII векам. Они представляли собой разнообразные свистульки, птиц, коньков и были выполнены крайне примитивно и грубовато.

В XVI- XVIII вв. уже сложился тип русской народной игрушки и наряду с основными игрушками-символами стали появляться игрушки в виде животных, миниатюрные кувшинчики, горшочки. Фигурки стали более выразительны и снабжены бытовыми деталями.

Глиняную игрушку лепили там, где занимались гончарным мастерством. Гончары не придавали значения игрушкам, делали потехи ради. Чаще всего лепили женщины, чтобы позабавить детей. Именно женщины начали расписывать глиняную игрушку, создавая неповторимые образы. Постепенно в разных местах глиняная игрушка стала самостоятельным промыслом.

Для выбора проекта изделия, мне необходимо ознакомиться с основными направлениями художественных промыслов, которые развиты в нашей стране.

Дымковская игрушка (см. Приложение 1)

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

В ней нету цвету дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы.

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы!

Она глядит не прянично –

Ликующе и празднично.

В ней – молодость изюминка,

В ней удаль и размах...

Этот промысел возник в слободе Дымково, что возле города Вятки. Там отличные глины и речной песок, пригодные для керамического промысла.

Дымковская игрушка отличается предельно простой и ясной пластической формой, орнаментальной росписью по белому фону.

Игрушку эту лепили и раскрашивали только женщины. Зимой, когда работы в поле не было, женщины лепили и обжигали в русской печи игрушки.

Мастерицы лепят игрушку из красной глины, белят ее мелом, разведенном на молоке, и расписывают красками, замешанными на яйце, уксусе или квасе. А в росписи и в лепке для народной мастерицы нет ограничений. У индюка хвост похож на диванную подушечку с фестонами, на козлике – штанишки с кружевами. В таких изделиях фантазия тесно переплетается с реальностью. И в любой игрушке всегда соблюдаются требования, которые налагают на нее материал, форма и закон взаимодействия цветов.

Дымковскую игрушку лепят по частям. Заготовкой является цилиндрик, который в нужных местах вытягивают, изгибают, расширяют или сужают, оттягивают выступающие детали. К туловищу прикрепляют лепные детали, затем игрушку наряжают.

Из печи игрушка выходит красно-коричневой, но затем цвет глины скрывается под побелкой.

Побеленная игрушка расписывается. Узор строго геометрический, состоящий из комбинаций полос, клеток, кругов, круглых пятен.

Характерные цвета одежды – желтый, синий, зеленый, красный, малиновый, черный.

Дымковская игрушка – это кавалеры, барыни, петухи и индюки, бараны, кони, коровы, птички, веселые карусели...

Филимоновская игрушка (см. Приложение2)

Филимоновская деревушка!

Синий лес, холмы, косогор.

Лепят там из глины игрушку

И расписывают до сих пор.

Да, из красной обычной глины

Появляются вдруг на свет

Зайцы, коники, павлины

И солдатики – войска цвет.

Филимоновская игрушка - русский художественный промысел, возникший в деревне Филимоново Тульской области. По местным преданиям деревня была названа так в честь горшечника Филимона, открывшего залежи высокосортной глины.

Делали из филимоновской глины разную посуду и игрушки, да не всякие, а только свистульки для праздников: зверюшек, птиц, коней, барышень, солдат. У барышень в руках букеты цветов ил кувшины, а в них спрятаны свистки. А солдаты держат под мышками гусей, в которых тоже можно свистеть. И у всех животных сильно-сильно вытянуты шеи. Удлиненные пропорции фигурок объясняются свойствами местной глины. Филимоновцы называют ее синикой за маслянисто-черный цвет и жирность. Филимоновская глина при сушке быстро покрывается трещинами, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры.

Фигурки животных имеют тонко перехваченное в талии туловище, переходящее в очень длинную толстую, плавно изогнутую шею с маленькой головой.

Главное, что поражает при взгляде на филимоновскую игрушку, ее смелая необычайно яркая роспись сплошной окраски, с чередующимися цветными полосами алого, малинового, желтого и зеленого цветов.

Животные и птицы всегда расписываются по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут разноцветные полосы. И только голова раскрашивается одним цветом: зеленым или красным.

В орнаменте нет строгой геометричности дымковской росписи: штрихи, веточки, звездчатые розетки, листики, пятна в веселом беспорядке разбросаны по фону. Роспись ведется не кисточкой, а гусиным пером. С кисточки краска к чистой глине не пристанет, с гусиного пера – ложится. Делают мастера и огромные игрушки – ростом с больших кукол.

Каргопольская игрушка (см. Приложение3)

В Каргополье есть игрушка

Очень старая. Зверек

Небольшой, на щечках мушки,

Нет его короче ног

Крашен ярко всюду белым:

Ножки, хвостик и спина.

Шея лентой черной смело

Мастером обведена.

А головка – желтым цветом!...

Льва хотел он произвесть!

Только что-то в лике этом

Человеческое есть.

Каргополь – древний город в Архангельской области. В окрестных деревнях русского Севера издревле изготавливали глиняные игрушки, которые в далеком прошлом имели какое-то отношение к первобытным обычаям, связанным с культом плодородия.

В промысле сохраняются наиболее традиционные типы русской игрушки - женские фигуры, изображения животных.

Технология выполнения каргопольской игрушки самая обыкновенная. Для лепки берут красную глину. Игрушку лепят из цельного куска глины: основа – торс с головой, к торсу присоединяли скатанные калачиком руки, оформляли шляпками и другими деталями. Места соединения деталей сглаживали, и фигурки приобретали монолитность. Фигуры лепят немного грубоватыми, коренастыми, плечи сливаются с затылком, короткие ноги.

Животных мастера очеловечивают, они заняты теми же делами, что и люди: медведи, козлы, бараны играют на музыкальных инструментах, несут посуду, курят. Животные в отличие от людей часто изображают со свистком. Изделия просушивали, а через несколько недель обжигали и расписывали. Так же как и дымковскую игрушку, каргопольскую сначала белят.

Старая каргопольская игрушка была неяркой, блеклой. Роспись довольно проста, но корни ее уходят в далекую старину: полоски, штрихи, ромбы, овалы, косые кресты, крапинки. Набор красок ограничен: голубой, кирпично-красный, зеленая, черная, коричневая. Применяются приемы из сплошной окраски, комбинация из пятен и сочетание штрихов.

Каргопольские игрушки, как и филимоновские и дымковские лепились и для забавы и к ярмарке. Самыми любимыми были Конь – Полкан, Полихан – чудо, бабы с младенцами, птицами, которые были похожи на образ богини – матери в северной народной вышивке.

Свои исследования я поместила в сравнительную таблицу (см. Приложение 4).

В разных местностях характер и внешний вид игрушек различен. Можно сказать, что тип изделия для филимоновской игрушки – это свистульки традиционных форм, а для дымковской и каргопольской характерны различные фигурки людей, животных, птиц.

Роспись по побелке свойственна дымковской и каргопольской игрушкам, а гусиным пером расписывались только филимоновские игрушки, т.к. предварительно они не обрабатывались грунтовкой.

На дымковскую игрушку наносили строго геометрические узоры из полос, клеток, кругов и очень яркими красками. Для филимоновской игрушки геометричность была не обязательна, зато штрихи, веточки, листики расписывались яркими красками вразброс по всему фону. А каргопольскую игрушку расписывали просто, и блекло полосками, штрихами, ромбами, овалами, крестами с ограниченным набором красок.

Для выбора проекта изделия я теоретически изучила историю происхождения глиняной игрушки, основные районы народного промысла, тип и характеристику игрушек, а также цветовую гамму и элементы росписи, которые применялись для создания глиняной игрушки.

Модель, которую я буду лепить – это дымковская игрушка Петух. Почему? Мне кажется, что Петух – самый нарядный и красочный из всех дымковских игрушек. И в отличие от других направлений художественных промыслов он лепится по частям, что для меня важно, т.к. это не так сложно.

Теперь мне нужно определиться с материалом и оборудованием.

Глина, встречающаяся в природе разнообразна по составу. Но не всякая глина пригодна для лепки. Определить это можно простым способом. Из небольшого комка увлажненной глины, взятой для пробы, скатать между ладонями жгут толщиной примерно с указательный палец. Затем медленно согнуть его пополам. Если при этом в месте сгиба не образуются трещины или их совсем мало, то глина вполне пригодна для работы. Для своей работы я использовала местную глину, добытую в с. Ольховка Клинцовского района.

Глину нужно залить водой так, чтобы отдельные ее комочки слегка выступали над поверхностью.

После того как глина приобретет консистенцию густого теста и перестанет прилипать к рукам, ее оставляют на некоторое время.

Последняя стадия подготовки глиняного теста – это промин. Глину берут в руки и раскатывают так, чтобы получился удлиненный валик. Затем опять сгибают пополам и обминают, чтобы опять получился округлый ком. Повторяют так несколько раз.

Пластичность глиняного теста зависит не только от ее структуры и состава, но и влажности. Если глина слишком сухая, ее сбрызгивают водой (см. Приложение 5).

Глина готова к работе.

Теперь с помощью стеки можно приступить к лепке игрушки.

  1. Основа игрушки лепится в форме овала.

  1. С помощью стеки формируются ноги.

  1. Выполняется хвост. Из большого куска

глины раскатывается шар и

расплющивается в лепешку толщиной

около 1 см. Хвост – лепешка

примазывается к туловищу.

  1. Из двух овальных лепешек делаются крылья и тщательно примазываются к туловищу.

  1. Теперь выполняются детали: гребень, бородка из «капелек» глины примазываются к основе. Оформляются оборками крылья и хвост.

После сушки игрушки приступаю к грунтовке и росписи Петуха (см. Приложение 6).

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результат моей проектной работы:

Изучив историю и технологию создания глиняной игрушки, основные направления художественных промыслов и их различия, а также опробовав теоретические исследования на практике можно сделать вывод:

  • Возникновению и развитию многочисленных промыслов игрушки на территории нашей страны способствовало в первую очередь легкодоступное сырье – глины нужной пластичности и песок для добавок.

  • У каждого промысла были свои секреты и традиции. Форма игрушек всегда пластична, но в разных местах России мастера оригинально подходили к созданию ее образа.

  • Со временем глиняные игрушки утратили свое обрядовое значение, постепенно превратившись в детскую забаву, а в наше время игрушки используют, как декоративное украшение современного интерьера.

  • Необходимо сохранить глиняную игрушку, чтобы видеть красоту окружающего мира в народных традициях, обычаях и промыслах.

4. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

  1. Библиотека школьника. История искусств. Минск: Литература, 1997

  2. Богуславская И. Русская глиняная игрушка. Л.: Искусство, 1976

  3. Горичева В.С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Популярное пособие для родителей и педагогов./ В.С.Горичева, М.И.Нахабина – Ярославль: Академия развития, 2006

  4. Комышева М.Н. Лепка в начальных классах. М.: Просвещение, 1987

  5. Крупин В. Дымка. М.: Малыш, 1988

  6. Миловский А. Народные промыслы. Встреча с самобытными мастерами. М.: Мысль, 1982

  7. Основы художественного ремесла. Ч.2. Под ред. В.А.Барадулина. М.: Просвещение, 1987

  8. Прекрасное – своими руками. / Сост. С.Газаржи. М.: Детская литература, 1980

  9. Рогов А.П. Про филимоновские свистульки. М.: Малыш, 1987

  10. Учимся лепить и рисовать. С-Петербург, 1997

  11. Энциклопедический словарь юного художника. М.: Педагогика, 1983

  12. http://www.rukukla.ru/article/gigr/tory/

  13. http://kidsmoy.su/index/russkaja_glinjanaja_igrushka/0-66

  14. http://gim-muzej.narod.ru/p3aa1.html

  15. http://www.hramislovo.ru/ortho_present/toys_make_children_kind

11

kopilkaurokov.ru


Смотрите также