Игрушка как средство творческого воображения детей дошкольного возраста


Игрушка как средство творческого воображения детей дошкольного возраста

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области  ГБОУ СПО СО «КПК»

Реферат на тему «Игрушка как средство творческого воображения детей дошкольного возраста»

Введение

Дошкольное детство – важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, труду, вырабатываются навыки правильного поведения, складывается характер.

 Основной  вид деятельности  детей дошкольного возраста –  игра, в процессе которой развиваются  духовные, и физические  силы ребенка. Игрушка – обязательный спутник  детских игр.  От того, какими  игрушками ребенок будет играть, начиная с первых лет жизни  во многом зависти его развитие, психическое и физическое здоровье. 

Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности. И игрушка в данном случае выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия, с которыми надлежит ребенку.

Исконно для развития детей дошкольного возраста использовали игрушки. «Игрушки – не балушки» – так говорит народная мудрость о значении игрушек для развития ребенка.  И действительно игрушка обладают волшебной силой для детей любого возраста. Игрушки для ребенка – та среда, которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства; игрушки учат детей общаться и познавать себя. Подбор игрушек – дело серьезное и ответственное. От успешного решения этой проблемы зависят настроение ребенка и прогресс его развития. Именно этим определяется актуальность нашего исследования.

И поскольку затронута серьезная проблема, целью исследования становится рассмотрение воспитательной и образовательной ценности игрушки. Постановка общей цели работы позволила сформулировать ряд частных задач:

1. изучить историю возникновения  игрушки;

2. определить образовательное  и воспитательное значение игрушки;

Формулировка основных задач нашей работы позволила определить предмет исследования – игрушка и объект исследования – педагогическая ценность игрушки.

Глава 1. Игрушка, её педагогические достоинства

1.1. История игрушки

Игрушки, сделанные мастерами, называли «по¬тешными», то есть сделан¬ными на потеху, на забаву. Это были «потешные лошадки», оружие, коровы, олени, солдаты, деревянные куклы «в полном тогдашнем наряде». Но такие куклы появились 100—150 лет назад. А гораздо раньше куклой могло стать и березовое полено, белая кора которого становилась личиком куклы. Повязала девочка кукле-полешку платок, надела юбку — и кукла-модница готова отправиться в гости или на ярмарку.

У каждого народа с незапамятных времен существуют свои игрушки, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, технические и художественные до стижения. Игрушки у многих народов, несмотря на их раз личие, во многом сходны по конструкции, форме, декору. А произошло это потому, что игрушки рождались в труде, и известный мастер и простой крестьянин учились у одно го великого мастера — природы. И в роскошном дворце, и в соломенной хижине ребенок играл. Только игрушки эти были разными. У одних игрушкой служила деревянная чурка, завернутая в тряпицу, у других — дорогостоящие затейливые, сделанные на заказ механические куклы.

В Древней Греции и Риме кукол делали из самых разно¬образных материалов: кожи, дерева, тряпок, глины, из дра¬гоценных металлов и слоновой кости.

А древнейшие на земле куклы обнаружены при раскопках в Египте. Возраст их — более 4 тысяч лет! Вырезаны они из деревянных дощечек, прямоугольные узоры, изображавшие одежду, украшали их. На голове — парики-прически из глиняных или деревянных бусинок.

Итак, игрушка, кукла имеет многовековую историю. Ар¬хеологи на раскопках находят игрушки наряду с утварью, предметами быта, что доказывает: древние мастера понимали назначение детской игрушки — забавлять ребенка, помогая ему познавать мир.

Самые ранние игрушки были примитивны, обобщены, представляли собой уменьшенные изображения окружающих вещей: игрушечные инструменты, миниатюрная посуда, погремушки, свистульки, лошадки, рыбки, птички, оружие — луки, мечи, кинжальчики, фигурки людей.

Важную роль отводили кукле, так как человек видел в ней себя. Она была символом продолжения рода, и игра в куклы всячески поощрялась взрослыми. Существовала да же примета, что если дети много и усердно играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток, а если небрежно относятся к своим игрушкам — быть беде. В колыбель к ребенку клали куклу «оберег», считая, что она охраняет его покой и сон.

Такие игрушки можно видеть в краеведческих музеях. Но есть в Сергиевом Посаде уникальный музей игрушки, в коллекции которого хранятся игрушки от самых древних до современных. Не случайно музей возник именно здесь, под Москвой, в Сергиевом Посаде. В дореволюционной России он был одним из главных центров по производству игрушки.

1.2. Образовательная  и воспитательная ценность игрушки

  Говоря об игрушке, нельзя не упомянуть её образовательное и воспитательное значение для развития ребенка. Мы уверены, что правильно подобранная и преподнесенная ребенку игрушка, позволяет развивать малыша как умственно, так и физически. Она обеспечивает ребенку тренировку

 Воспитательное значение  игрушки разнообразно и разносто¬ронне. Игрушка — «материальная основа» (А. С. Макаренко), «жизненный нерв»  игры (Е. А. Аркин). Игрушка участвует  в са¬мом создании игры, выступает  как своеобразный партнер ребенка, оказывает огромное влияние на  его личность. Оно тем более  глу¬боко, что ребенок любит свои  игрушки, привязывается к ним, чувствует  себя полноценным участником  окружающей жизни.

Разнообразные игрушки помогают ребенку освоиться с привле-кательным для него миром взрослых, познакомиться со свойства¬ми и качествами разнообразных предметов, их назначением в быту и трудовой деятельности людей. Через игрушку воспитатель может формировать у детей интерес к технике, развивать любознательность и творчество.

Правильно подобранные игрушки способствуют умственному развитию детей. В народной педагогике разработана целая систе¬ма игрушек, игры с которыми направлены на совершенствование сенсорики ребенка. Многие образные и дидактические игрушки побуждают детей к речевой активности, используются для обога¬щения словаря. Разборные игрушки, разнообразные конструкто¬ры упражняют детей в анализе, синтезе и обобщении. Их можно использовать также для сравнения, классификации. Различные мозаики, бирюльки способствуют развитию сосредоточенности и устойчивости внимания.

Стоит отметить отдельно, что многие педагоги занимались изучением влияния русской народной игрушки на развитие детей. Исследования такого рода проводили Е.А. Покровский, Н.Д. Бартрам, Л.Г. Оршанский. Много о народной игрушки было сказано Е.А. Флериной.

Народная русская игрушка – бодрая, жизнерадостная (все ко¬ни – загорские, городецкие и другие – ретивы, еле стоят на месте в отличие от понурых коней фабричного производства); много под¬линного юмора вложил народ в свою игрушку (те же барыни дымковские в огромных шляпах и кринолинах, замечательные свистульки – бойкой лошадке или петуху дуют в хвост, а иногда «в  хвост и   в  гриву», они   пронзительно пищат). Веселые  клоуны, паяц на веревочке, бодающиеся бараны, летающие птички с вра¬щающимися при этом перышками на хвосте и многие другие при¬водят ребенка в восторг. И об этой радости, детском смехе от неожиданности движения, звучания знает мастер, да и ему самому весело создавать эти игрушки.

Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка и смысло¬вым образом, и незамысловатой, но остроумной техникой движения, звучания, и своей сказочной, декоративной трактовкой. Многие игрушки – это подлинная сказка. Таковы все дымковские звери, птицы (индюки и гуси в золоте и в ярких оборках, пятнистые и полосатые кони).

Народная игрушка говорит о том, что народ – тонкий психолог, умеющий видеть и понимать ребенка таким, каков он есть, с его интересами и потребностями.

referat.yabotanik.ru

Игрушка как средство творческого воображения детей дошкольного возраста

Глава 2

1.1. Игра как способ отображения социальных отношений

В игре как особом виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, а также интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.  Сформированность игры у дошкольника позволяет воссоздать в активной, наглядно-действенной форме неизмеримо более широкую сферу действительности, далеко выходящею за пределы личной практики ребенка. В игре ребята с помощью своих движений и действий с игрушками активно воспроизводят труд и быт окружающих взрослых, события их жизни, отношения между ними и т.д.  С точки зрения психолога Д.Б.Эльконина, «Игра социальна по своему содержанию, по своей природе, по своему происхождению, то есть возникает из условий жизни ребенка в обществе». 

Социальная обусловленность игры осуществляется в двух планах:

1) социальность мотивов;  2) социальность структуры.

В игре создается мнимая ситуация, используются игрушки, копирующие реальные предметы, а затем и предметы-заместители, которые благодаря своим функциональным признакам дают возможность заменить реальные предметы. Ведь главное для ребенка заключено в действиях с ними, в воссоздании взаимоотношений взрослых: все это приобщает дошкольника к социальной жизни, дает возможность стать как бы ее участником.  Социальность структуры и способов существования игровой деятельности впервые отметил психолог Л.С.Выготский, который подчеркнул о посредующую роль речевых знаков в игре, их важное значение для специфически человеческих психических функций-речевого мышления, , произвольной регуляции действий и т.д.  Ребенок, входя в коллектив сверстников, уже имеет определенный запас правил, образцов поведения, каких-то моральных ценностей, которые сложились у него благодаря влиянию взрослых родителей.  Ребенок развивается в процессе общения. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребенка, постепенно перерастающий в сотрудничество, которое становится необходимым условием развития ребенка. Сотрудничество заключается в том, что не только взрослый стремится передать свой опыт, но и ребенок хочет и может его усвоить. Способы усвоения общественного опыта весьма разнообразны, сюда можно отнести: совместные действия взрослого и ребенка, употребление выразительных жестов, подражаниям действия взрослого, действия по образцу.  В условиях игрового и реального общения со сверстниками ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям. В игровой деятельности детей непрерывно возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к партнерам по игре, умения отказаться от личных желаний ради достижения общей цели. В этих ситуациях дети далеко не всегда находят нужные способы поведения. Нередко между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свои права, не считаясь с правами ровесников.  Игра воспитывает детей не только своей сюжетной стороной, но и тем, что в ней изображается. В процессе реальных взаимоотношений, разворачивающихся по поводу игры при обсуждении содержания, распределение ролей, игрового материала и т.п. дети учатся на самом деле учитывать интересы товарища, сочувствовать ему, уступать, вносить вклад в общее дело.  Отношения по поводу игры способствуют развитию у детей нравственных мотивов поведения, возникновению «внутренней этической инстанции».  Именно в игре складываются и реально проявляются усвоенные нормы и правила поведения, которые составляют умение общаться в коллективе сверстников.  Игра не уводит детей от реальности, наоборот, вводит в нее, но только смягчает реальность. Пластичность объекта игры обладает чрезвычайной, стимулирующей творчество силой: именно она вводит ребенка в мир свободы, творчества, она навсегда поселяет в душе сознание своей мощи, своей власти над реальностью.  Ребенок преображает реальность в игре, отсюда игра становиться психическим фоном, в котором оформляются и развиваются все наши творческие движения. У детей установка на игру настолько сближается с «деловой» установкой, что переход от одного к другому совершается незаметно.  Дети должны до настоящего социального взаимодействия развить в себе способность вживания в социальный мир, интуитивного его постижения, чтобы приобрести возможность двигаться между людьми, чтобы приобрести способность «социально-психического зрения».  Неумение многих родителей использовать семейные условия для всестороннего воспитания в игре объясняется отсутствием у них педагогических знаний, способности анализировать свои действия, давать им соответствующую оценку. Игрой в семье называют любую деятельность ребенка: рисование, слушание детских пластинок, просмотр мультфильмов или просто возню баловство.  Родители отдают предпочтение играм, способствующим формированию познавательной сферы ребенка, подготовки его к школе. И покупают главным образом «умные игрушки: настольно-печатные, электрифицированные, механические».  На долю детей выпадает лишь одна треть игрушек, развивающих логическое мышление, фантазию, творчество.  Стремясь с ранних лет готовить ребенка к школе, родители вместо игр занимают его беспорядочным чтением книг, обучением письму, чтению. Некоторые молодые, неуверенные в себе мамы и папы, боясь, что игра подорвет их авторитет, помешает воспитывать сына или дочь в строгости, игнорируют игру как воспитательное средство. Они прибегают в основном к назиданию, морализации, забывают о великой силе игрушки, юмора. Однако ребенок, несмотря на то, что ему много внушают, наказывают его, растет непослушным.  Большинство отцов и матерей убеждены: если игра самостоятельная деятельность, то взрослым вообще не следует в нее вмешиваться. Ребенок должен играть сам. Главным средством развития игры многие считают приобретение игрушек.  Взрослые не всегда осознают, что для ребенка любого возраста важно самое малое участие в его игре, важно чувствовать поддержку, одобрение.  Социологи отмечают: общение родителей с детьми духовно обогащает всех членов семьи, расширяет круг их интересов, дает возможность взрослым, наблюдая за ростом и развитием ребенка, глубже понять истинный смысл своей жизни, осознать свою педагогическую функцию. 

Не секрет, что нам не нравиться, как и во что играют современные дети, нам нужно менять не их игры, так как игра-это отражение жизни, то содержания, которым наполнены их души. Менять надо их жизнь, их приоритеты, возвращая их к истинно-народным человеческим ценностям. Это можно сделать только через игры, через родителей, которые будут более разборчивы в выборе в выборе своих желаний и интересов.

1.2. Сущность понятия творческого воображения

Определение воображения и выявление специфики его развития - одна из наиболее сложных проблем в психологии. Согласно данным А.Я. Дудецкого (1974), существует около 40 различных определений воображения, однако вопрос о его сущности и отличии от других психических процессов до сих пор остается дискуссионным. Так, А.В. Брушлинский (1969) справедливо отмечает трудности в определении воображения, нечеткость границ этого понятия. Он полагает, что «Традиционные определения воображения как способности к созданию новых образов фактически сводят этот процесс к творческому мышлению, к оперированию представлениями и делает вывод, что данное понятие вообще пока излишне - во всяком случае, в современной науке».

Обладая богатым воображением, человек может жить в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, а будущее представлено в мечтах и фантазиях. С.Л. Рубинштейн пишет: «Воображение - это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов».  Творческое воображение - это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или для общества в целом и которые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека. В зависимости от предмета, на который направлено воображение, различают научное, художественное, технологическое воображение. Примером творческого воображения в науке, например, являются своеобразные образы-понятия, в которых в наглядной форме проступает определенное понятие. В химии - это формула вещества, то есть специфический образ в виде рисунка дает полную характеристику данного вещества, указывает порядок связи атомов в молекуле и структуру их расположения в пространстве. В физике - это наглядная модель строения атома, в биологии - модель, образ молекулы белка и т.д.

Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов, интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения различают два типа таких интеллектуальных операций. Первый - операции, посредством которых формируются идеальные образы, и второй - операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция. Одним из первых психологов, изучавших эти процессы, был Т. Рибо. В своей книге «Творческое воображение» он выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию. Диссоциация - отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое сочетание.

Диссоциация - самопроизвольная операция, она проявляется уже в восприятии. Ассоциация - создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов.

Наблюдались традиционно выделенные операции творческого воображения, или так называемые алгоритмы воображения: агглютинация, гиперболизация, заострение, схематизация, типизация. Важными условиями для творческого воображения являются его целенаправленность, то есть сознательное накопление научной информации или художественного опыта, построение определенной стратегии, предвидение предполагаемых результатов; продолжительное «погружение» в проблему.

Таким образом, проведенный анализ научной литературы по проблеме развития воображения показал, что многие ученые считают, что воображение и выявление специфики его развития - одна из наиболее сложных проблем в психологии.

Воображение - особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.  Воображение может быть четырех основных видов: активное воображение - характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.

Пассивное воображение заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Пассивное воображение может быть непреднамеренным и преднамеренным.

Различают также воображение воспроизводящее, или репродуктивное, и преобразующее, или продуктивное.

Основными аспектами в исследовании воображения являются познавательная функция воображения и творческая продуктивная способность воображения. Творческое воображение является необходимым компонентом творческой деятельности человека.

Список литературы

1.Брушлинский А.В. Воображение  и творчество // Научное творчество  М., 1969. 2. Дьяченко О.М. Развитие воображения. - М., 1996.

referat.yabotanik.ru

«Игрушка как средство развития восприятия детей дошкольного возраста»

муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского района – детский сад комбинированного вида «Сказка»

Реферат «Игрушка как средство развития восприятия детей

дошкольного возраста»

Выполнила:

Аниброева Ольга Николаевна

Воспитатель

ДОУ «Сказка»

Появление игрушек связано с тем, что ребенку было не под силу предметы труда взрослого, поэтому ему стали делать маленькие орудия труда земледелия и охоты. Они были изобретены в глубокой древности. При раскопках древних захоронений были найдены игрушки, которые существовали более трех тысяч лет назад. Многие из них представляли миниатюрную копию предметов труда взрослых. Игрушки с рождения становились непременным спутником жизни детей. Не было случайных игрушек, все они активно готовили детей к жизни, развивали их физически и духовно соответственно возрасту. Игрушки отличаются большим своеобразием: они отражают особенности быта, культуры и труда того или иного народа, обычаи, верования, а также идеалы воспитания.

Игрушки – специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспечение игровой деятельности детей и взрослых. Игрушка необходима для того, чтобы ребенок мог выполнять реальные действия. Игрушка - неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Это - предмет забавы, развлечения, радости, и то же время она - важнейшее средство психического развития дошкольника. Не было случайных игрушек, все они активно готовили детей к жизни, развивали их физически и духовно, соответственно возрасту. Игрушка, несмотря на свои высокие дидактические свойства и художественно-образные достоинства, сама по себе, без активного участия взрослого, не может воспитывать ребенка. Благодаря воспитанию, в частности средствами игрушек, у ребенка формируются способы действий с предметами, знание назначения этих предметов. Игрушка в этом процессе приобретает огромное педагогическое значение, возникает в истории человечества как средство подготовки ребенка к жизни в современной ему системе общественных отношений. Она же предмет, служащий для забавы и развлечений, но одновременно являющийся средством психического развития ребенка. Игрушка занимает главенствующее положение в жизни каждого ребенка. Ребенок сам выбирает себе маленького друга в друзья, она будет сопровождать его на протяжении всего детства. Ведь с игрушками он растет, дружит, фантазирует, разговаривает, заботиться, осваивает новое, переживает и взрослеет. Она отвечает потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его действия реальными. Нередко игрушка подсказывает идею игры, напоминает об увиденном или прочитанном, влияет на воображение и чувства ребенка. Правильное представление о действительности обеспечивает успешное накопление новых знаний, быстрое освоение новых видов деятельности, адаптацию в любой новой обстановке, уверенность ребенка в себе и высокий уровень активности, ускоренное физическое и психическое развитие.

Игрушка важна для развития личности ребенка. Поэтому, изучением проблемы влияния игрушки на психику ребенка, занимались многие педагоги и психологи. В статье Н. К. Крупская «Об игрушках для дошколят» писала: «Мы не можем подходить к вопросу о детской игрушке с точки зрения того, какая игрушка нравится взрослому человеку. Мы должны подойти к вопросу об игрушке с точки зрения того, что нравится ребенку и что ему нужно».

Н. К. Крупская указывала на то, что в игрушке должны быть правдиво отражены конкретные явления жизни, образы людей, животных. Она призывала изучать возрастные особенности ребенка и в соответствии с ними создавать и подбирать игрушки. «Взрослый должен тщательно изучать особенности детского возраста. Должен это делать и изготовитель игрушки, ибо без этого игрушка не будет радовать по-настоящему ребенка, не будет помогать его росту, развитию».

А. М. Горький, говоря о необходимости дать детям знания о мире, о своей стране, писал: «Это вполне достижимо при наличии забавной, умно и просто написанной книжки, и это еще легче может быть достигнуто интересной игрушкой».

Исследования Коссаковской Е.А. по вопросам игры и игрушки, основанные на изучении опыта организации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье, показал, что не может быть одинакового для всех возрастов подхода к созданию и отбору игрушек, а обязательно должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности.

Известный педагог в области изучения игрушки Менджерицкая Д. В., считала, что игрушка способствует формированию наблюдательности, пытливости, любознательности. Способность ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способностью же воспринимать мир, в виде образов наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте. Рассматривая игрушку, играя с ней, у ребенка развивается восприятие. Это один из ведущих познавательных процессов дошкольного возраста, который выполняет объединяющую функцию: объединяет свойства предметов в целостный образ.

Восприятие - это сложный психический процесс отражения всех свойств и качеств явлений и предметов, действующих в данный момент на органы чувств. Результатом восприятия является образ, то есть целостная, устойчивая система ощущений, связываемых с определенным предметом или явлением. Образ восприятия представляет собой совокупность разнообразных ощущений, которые получает человек при восприятии того или иного предмета или явления. Включение ребенка в доступные ему виды деятельности способствует ускоренному развитию восприятия, но если эта активность не организована целесообразно и не направлена на развитие восприятия, то процесс будет формироваться стихийно и концу дошкольного периода может быть не организован в систему, иметь пробелы в представлениях ребенка о ряде свойств предметов. Незавершенность в развитии процесса восприятия задержит развитие других познавательных процессов. А ведь в будущем ребенок должен войти в наше общество психически и физиологически здоровым человеком.

Дошкольный возраст наиболее продуктивен для развития психики ребенка. На этом этапе ребенок делает качественный скачок в своем психическом развитии. К началу этого периода у него сформировались такие психические познавательные процессы, как ощущения, непроизвольное внимание, активная речь, предметное восприятие. В процессе действия с предметами он накопил опыт, словарный запас, он понимает обращенную к нему речь. Благодаря этим достижениям дошкольник начинает активно осваивать окружающий мир, и в процессе этого освоения формируется восприятие. Восприятие формируется на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребенка: рисование, лепка, просмотр фильмов, конструирование, чтения книг, спортивных занятий, музыки, прогулок. Все эти виды деятельности пронизаны игрой, в которой он моделирует все фрагменты окружающей жизни и новой информации, вызвавшей у него интерес и переживания.

Педагогические требования к игрушке:

1. Учет возрастных особенностей детей при подборе игрушек для них (это главное требование, которое определила Н.К.Крупская)

2. «Игрушка должна расширять кругозор ребенка, увлекать образами современной действительности» Е.А. Флерина

3. Игрушка должна быть динамичной, то есть давать детям возможность производить с ней разнообразные действия (этому требованию не соответствует игрушка со строго зафиксированной позой - куклы, животные и др.) А.Е. Флерина это требование сформулировала так: «Чем больше возможностей игрушка предоставляет для различных действий, тем она интересней для ребенка, тем больше ее воспитательные возможности.

4. Привлекательное, красочное оформление игрушки (гармоничное сочетание конструкции, формы и цвета). Хорошо оформленная игрушка будит в ребенке эстетические переживания, прививает художественный вкус.

5. Оформление игрушки должно быть безопасным для жизни и здоровья ребенка и отвечать ряду гигиенических требований (окрашивается она стойкими и безопасными красками, должна легко подвергаться гигиенической обработке).

Игрушки распределяются по видам.

Классификации видов игрушек по А.С.Макаренко

1. Готовые игрушки (автомобиль, кукла, слон и др.; они хороши тем, что знакомят дошкольников со сложными идеями и вещами, вызывают деятельность воображения).

Полу готовые игрушки (разрезные картинки и кубики, конструкторы, разборные модели, они хороши тем, что ставят перед детьми задачу, для разрешения которой требуется дисциплина и логика мышления, усидчивость; недостаток в том, что одни и те же задачи надоедают детям своим повторением)

Игрушки-материалы (песок, глина, Куски дерева, картон, бумага, бросовый материал; А.С.Макаренко их назвал самым благодатным детским игровым материалом, так как он создает простор для творческой фантазии ребенка).

Игрушка должна быть привлекательной для ребенка и отвечать духовно- нравственным требованиям. Для ребенка не важно количество игрушек. Важно, чтобы игрушка должна быть представлена во всем ее разнообразии. Должны учитываться многообразные функции игрушек в педагогическом процессе, необходимо отбирать их целенаправленно, в соответствии с возрастными особенностями детей. Игрушки должны удовлетворять индивидуальные потребности и интересы детей. развитие восприятия у детей с помощью игрушек образных технических игрушек-забав самоделок ориентироваться в пространстве, правильно представлять целостный образ предмета, выделять главные свойства, уточнить представления об окружающем мире. Дает возможность ребенку оживить мир игры. Полнее и ярче отобразить впечатления окружающей действительности. Помогает приблизить желаемое, интересное, проверить умения и ловкость, сообразительность и находчивость получить знания. Способствует развитию мышления и речи. Помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности. Давая детям представление о людях разных профессий, разных национальностей, она в то же время может помочь воспитанию чувства симпатии, уважения к ним. спортивных строительных музыкальных театральных.

Игрушка, как мы могли убедиться, серьезно влияет на детскую психику и на развитие личности малыша. Ведь для него она живая и настоящая. Увлекаясь игрой с игрушкой, ребенок чаще всего отождествляет себя с ней, ее «повадками», внешностью, ее скрытой сутью. И опасно, если это происходит в игре с негативным героем-игрушкой, опасность эта прямо пропорциональна негативности персонажа. Ведь большую часть жизни ребенок проводит в игре.

www.metod-kopilka.ru

Игрушка как средство творческого воображения детей дошкольного возраста

Департамент образования и молодежной политики

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Автономное учреждение среднего профессионального образования

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ ТЕХНОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Специальность 050710 «Специальное дошкольное образование»

 КУРСОВАЯ РАБОТА 

Тема: «Игрушка как средство творческого воображения детей дошкольного возраста»

по дисциплине: Теория и методика организации различных видов деятельности

     Выполнил(а)

студент(ка) группы

    Работу проверил

(оценка)

Ханты-Мансийск 2015

Содержание

Введение

Глава 1. Значение игрушки в развитие личности дошкольника.................................

1.1. Современная классификация игрушек.......................................................

1.2. Игрушка как средство общения детей дошкольного возраста...............

Глава 2 . Теоретические основы развития творческого воображения детей дошкольного возраста…………………………………………………………….  1.1. Игра как способ отображения социальных отношений…...... 

1.2. Сущность понятия творческого воображения…………………………..

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Игрушка в познавательном отношении выступает для ребенка в качестве своеобразного обобщенного эталона окружающей материальной действительности. Игрушки могут быть самыми разнообразными по теме и художественному решению, но все они должны отвечать определенным педагогическим требованиям. Широкий круг воспитательных задач решается благодаря разнообразию игрушек по содержанию, видам, материалам, технике исполнения, возрастному назначению. Игрушка – один из самых древних видов декоративно – прикладного искусства, т. е  искусства, украшающего наш быт, имеющего совершенно определенное назначение – служить человеку и радовать его. Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, нравственного воспитания ребенка, с его стремлением к игре коллективной, в которой всеми игрушками он пользуется совместно с другими детьми. Игрушки, как и игры, служат не только средствами воспитания и самовоспитания, усвоения новых форм поведения, но и своего рода проявителями детской индивидуальности.

Значение игрушки в развитие личности дошкольника.

    Значение игрушек в жизни нашего малыша переоценить невозможно, ведь именно игра - основная деятельность вашего ребенка. К двум годам он уже прекрасно владеет умением обращаться с предметами, знает, как ими пользоваться. Ребенок проигрывает отдельные сюжеты: кормление кошечки, одевание куклы, транспортировка кубиков в автомобильчике. Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности. Игрушка в данном случае выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых, и освоить различные действия, с которыми надлежит познакомиться ребенку. Игра как форма организации детской жизни, важна тем, что служит психологии ребенка и его личности. Игра и игрушка неотделимы  друг от друга. Игрушка может вызывать к жизни игру, а игра иной раз требует для себя новую игрушку. И не случайно в играх детей участвуют не только игрушки, купленные в магазине, но и сделанные воспитателями, родителями или самими детьми. Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определенным педагогическим и художественным требованиям. В каждом возрасте ребенку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда); технические (транспортные, конструкторы, технические агрегаты); игрушки - «орудия труда» (совочек, сачок, молоток, отвертка, щетка, игрушки имитирующие простейшие средства труда взрослых); игрушки-забавы; театральные, музыкальны, спортивные игрушки для детей всех возрастов. Крупногабаритные игрушки, такие как самокаты, детские автомобили, тракторы, большие легко трансформирующиеся конструкторы для строительства способствуют борьбе с гиподинамией, учат ребёнка движениям и ориентировке в пространстве. Сидя за столом ребёнку удобнее играть маленькими игрушками, хорошо обозримыми со всех сторон. Для игр на полу нужны более крупные игрушки, соразмеримые с ростом ребёнка в положении сидя и стоя. Подвижные игры во дворе требуют игрушек крупных, мелкие не годятся. Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, а также нравственного воспитания ребёнка, с его стремлением к игре коллективной, в которой всеми игрушками он пользуется совместно со всеми детьми. Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, нравственного воспитания ребенка, с его стремлением к игре коллективной, в которой всеми игрушками он пользуется совместно с другими детьми. При отборе игрушек должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности. Не все дети имеют возможность увидеть живых зверей и птиц. Познакомиться с ними помогают книги, игрушки, телевиденье. Очень важно, чтобы в подборе игрушек способствовал формированию у ребёнка правильных представлений об окружающем. Желательно, чтобы игрушки вносил в игру взрослый. Он заинтересовывает ребёнка сюжетом совместной игры, задаёт ему вопросы, побуждает его к «общению» с новой игрушкой. «Кукла проснулась? Угости её компотом». Игрушка для ребёнка полна смысла. Дети четырёх-пяти лет осуществляют игровые действия чаще всего с помощью игрушек, но их игровые действия могут быть уже обозначены и жестом и словом. В этом возрасте особенное значение приобретают те предметы, которые в практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки. Бусы, фартуки, халаты. В этот период необходимы игрушки, отражающие специфику той или иной профессии. Для капитана не так важен корабль, как важно иметь подзорную трубу, бинокль, фуражку. Врачу необходимы халат, стол для приёма, палочка-градусник, шприц, и непременно нужны пациенты, терпеливо сносящие заботу врача и медсестры. Этими пациентами могут быть большие куклы. Однако никакое обилие игрушек, позволяющее, казалось бы, развернуть самые сюжетные игры, не заменит ребёнку товарищей по игре. Вынужденная необходимость играть одному, иногда, может привести к перевозбуждению его нервной системы. Играя один, ребёнок возбуждается от обилия взятых на себя ролей. Естественно, после игры он будет излишне подвижным, раздражительным, «крикливым». Но такая же игра в коллективе сверстников не вызывает у ребёнка подобной реакции. Многие дети используют в игре не только игрушки, но и приспосабливают для этого другие предметы. Диван может стать пароходом, стулья - вагонами поезда, шишки - смешными ёжиками. Такое использование в игре предметов указывает на высокий уровень интеллекта ребёнка, развитие его фантазии. К сожалению, не все взрослые понимают это. Надо обогащать игру игрушками-самоделками, в том числе из природного, бросового материала.

       Таким образом, самые разнообразные задатки ребенка ищут своего проявления и упражнения и находят их в играх, если в распоряжение ребенка дан материал, который может служить в одно время и стимулом, возбуждающим ту или иную деятельность, и орудием, при помощи которого эта деятельность осуществляется и совершенствуется. Они должны удовлетворять и развивать эстетический вкус, зачатки которого так рано проявляются у ребенка. И потому, они должны возбуждать и поощрять стремление ребенка к коллективным усилиям.

Игрушки, как и игры, служат не только средствами воспитания и самовоспитания, усвоения новых форм поведения, но и своего рода проявителями детской индивидуальности.

 Совершенно очевидным представляется, что никакое, даже самое подробное исследование ребенка при помощи «точных» методов и самых удачных тестов на может дать нам верного представления о ребенке, о его личности в целом и об отдельных чертах, если исследователь не наблюдал ребенка в его естественной стихии – в игре и среди игрушек.

Современная классификация игрушек.

1. Сюжетные или образные игрушки (куклы, фигурки и т.д.).

2. Технические игрушки вводят детей в мир техники, знакомят с внешним видом технических предметов (машины, механизмы, транспортные средства).

3. Строительные и конструктивные материалы

4. Дидактические игрушки - это игрушки, направленные на развитие психических процессов.

5. Игрушки для подвижных и спортивных игр предназначены для физического воспитания.

6. Театрализованные игрушки - это куклы (театральные персонажи, куклы бибабо, куклы - марионетки)

7. Звучащие и музыкальные игрушки.

8. Игрушки-самоделки изготовляются самими детьми, родителями, воспитателями.

Актуальность. Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек. Игрушка в познавательном отношении выступает для ребенка в качестве своеобразного обобщенного эталона окружающей материальной действительности. Но ценность игры и игрушки заключается не только в том, что они знакомят ребенка с жизнью, главное, что они являются важным фактором поэтапного движения психического развития ребенка, что обеспечивает для него возможность осуществления всех видов деятельности на все более высоком уровне. Игра может использоваться в целях планирования и прогнозирования поведения человека в определенных ситуациях его будущей деятельности. Примером могут служить различные обучающие игры дошкольников, массовые патриотические игры подростков. То же можно сказать и в отношении игрушек. Является ли игрушка реалистической, условной по образному решению или предметом, ее заменяющим, она всегда представляет собой обобщенное явление - знак по отношению к своему прототипу (реальному человеку, телефону, ложке, космическому кораблю или компьютеру). Игрушки могут быть самыми разнообразными по теме и художественному решению, но все они должны отвечать определенным педагогическим требованиям. Исследования по вопросам игры и игрушки, основанные на изучении организации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье, показали, что не может быть одинакового для всех возрастов подхода к созданию и отбору игрушек, обязательно должны учитываться возрастные закономерности игровой деятельности. Игрушка важна для развития личности ребенка. Поэтому, изучением проблемы влияния игрушки на психику ребенка, занимались многие педагоги и    психологи. Ведь игрушка – неизменный спутник ребенка, его друг, главное действующее лицо в его играх. Она побуждает у ребенка мысль, дает широкие возможности для проявления знаний об окружающей действительности. Вместе с тем игрушка воспринимается ребенком эстетически, она воспитывает чувства, что чрезвычайно важно. И даже тогда, когда она теряет свое игровое значение, у ребенка сохраняется к ней живое, эстетическое отношение.  Будучи обязательным спутником детства, предметом развлечений, переживаний, забав, игрушка имеет общеобразовательное значение, служит цели разностороннего развития ребенка. Широкий круг воспитательных задач решается благодаря разнообразию игрушек по содержанию, видам, материалам, технике исполнения, возрастному назначению. Игрушка, по образному выражению А.С. Макаренко, - «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности. С её помощью ребёнок создаёт задуманный образ, выражает свои впечатления об окружающей жизни, разыгрывает ту или иную роль. Игрушка должна помогать  детям изучать окружающую конкретную действительность. Для малыша нужна игрушка, развивающая умение различать цвет, величину предметов, их материалы и т.д. Правильно подобранные игрушки способствуют умственному развитию детей. В народной педагогике разработана целая система игрушек, игры с которыми направлены на совершенствование сенсорики ребенка. Многие образные и дидактические игрушки побуждают детей к речевой активности, используются для обогащения словаря. Разборные игрушки, разнообразные конструкторы, упражняют детей в анализе, синтезе и обобщении. Различные мозаики способствуют развитию сосредоточенности и устойчивости внимания. Игрушка забавляет и радует ребенка, вызывает положительное отношение к окружающему. Симпатия и привязанность к игрушке переносится и на предметы, людей, изображенных в игрушке. Игры с куклой пробуждают у детей заботливое, бережное отношение, внимательность и нежность, помогают накопить опыт положительных нравственных переживаний.

referat.yabotanik.ru


Смотрите также