История игрушки как средства воспитания и предмета искусства


3. Игрушка как культурно-исторический феномен. Педагогические требования к игрушке.

  1. Проблема постановки цели воспитания в педагогике. Гуманизация воспитательно-образовательного процесса на современном этапе.

Понятие цели воспитания в философском и психолого-педагогическом смысле.

Цель воспитания в гуманистической педагогике - наиболее полное культуроемкое развитие человека, способного к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

Цель воспитания – ожидаемый результат деятельности, направленный на формирование личности. Цели воспитания направлены на удовлетворение потребности общества в тех или иных качествах человека, в качествах, которые могут служить укреплению ценностных ориентации общества. Идеальная цель воспитания в истории образования и педагогике: в античном мире – «калокагатия», в русском фольклоре – образ человека разностороннего, воспитание всесторонней и гармонически развитой личности как цель коммунистического воспитания.

Реальные цели воспитания Еще в древней Греции в двух разных городах в Спарте и Афинах были различные подходы к воспитанию молодежи. Если в Спарте главной целью воспитания была подготовка к военной службе, то в Афинах дети получали широкое философское, литературное и политическое образование. Объективные и субъективные цели воспитания.

Особое значение для развития теории воспитания имели работы Яна Амоса Коменского - выдающегося чешского педагога. Он полагал, что человек есть часть природы и подчиняется ее главнейшим, всеобщим законам, действующим как в мире растений и животных, так и в мире людей.

Локк ориентировался на воспитание ``делового человека'', ``джентльмена''. Целью жизни, а следовательно, и воспитания он считал обеспечение ``здорового духа в здоровом теле'' и выделял три взаимнообусловленных компонента воспитания: физическое воспитание, воспитание души (нравственное) и образование.

Каждая цель подкрепляется и аргументируется определенной концепцией. Изменение концепции воспитания детей в период с 1917 по 1998 годы. Во второй половине двадцатого века в нашей стране общепризнанной стала концепция коллективного творческого воспитания, разработанная Игорем Петровичем Ивановым. Современная цель воспитания - воспитание детей дошкольного возраста является воспитание эмоционально благополучного, разносторонне развитого ребенка. Авторы обратились к проблеме целей воспитания и, наряду с идеальной целью - формирование гармонической, всесторонне развитой личности, предложили реальную: дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе представить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание индивида) и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах.

Личностно ориентированный подход в образовании. Гуманизация педагогического процесса: общение, ориентированное на личностное своеобразие каждого ребенка; установление доверительных партнерских отношений воспитателя с детьми; изменение формы и содержания обучающих занятий; насыщение жизни детей лучшими произведениями классического и современного искусства и детской литературы, ориентирующих на общечеловеческие нравственные ценности; изменение организации предметной среды и жизненного пространства в групповой комнате; обеспечение самостоятельной деятельности и творчества детей.

Закономерности воспитания – это связи между компонентами системы, которые обеспечивают определенный результат воспитания. Принципы гуманистически ориентированного воспитания и образования: поддерживать и направлять потребность ребенка в активности; терпимость, умение прощать, поддерживать ребенка, проявлять к нему любовь; проявлять уважение к ребенку и соблюдать его права.

  1. Педагогическая деятельность и становление педагога-профессионала.

Возникновение педагогической профессии, ее развитие (в первобытном обществе происходит накопление средств воспитания: игрушки, ритуалы, обряды, произведения устн. нар. Творчества; в Древней Греции возникло слово «педагог» – раб, сопровождающий господина в школу – «детоводитель», в 1840 г. Ф. Фребель дал название дошкольному зданию детский сад и педагогов стали называть садовницами). В толковом словаре слово «учитель» - наставник, преподаватель.

Профессиональные функции педагога: создание педагогических условий, обеспечение охраны жизни, укрепление здоровья, осуществление воспитательно-образовательного процесса, взаимодействие с семьей. Педагогические умения: гностические, коммуникативные, организаторские, конструктивные, специальные. Личностные качества педагога: педагогическая зоркость, педагогический такт, пед. рефлексия, оптимизм.

Особенности педагогической деятельности с детьми. Компоненты педагогической деятельности: мотивация, цель, предмет (субъект – ребенок), средства – пед. технологии, результат. Взаимосвязь становления профессиональной деятельности с развитием рефлексивного взаимодействия с детьми.

Роль самообразования и самовоспитания в становлении педагога-профессионала.

Самовоспитание рассматривается как “высшая форма самосовершенствования духа человека, при которой функции воспитателя он выполняет сам” (И.А.Кочетов); как сознательная, продолжительная, систематическая работа над собой в целях “формирования, укрепления ценных личностных качеств и преодоления недостатков” (Е.А.Климов). Без самовоспитания невозможно узнать себя, других, радостей жизни, ее сложностей. Без работы над собой не преодолеть трудностей, не достичь желаемого.

Самообразование направлено на удовлетворение потребности в самореализации, на повышение культурного, образовательного, профессионального уровня.

Инновационная суть самообразования заключена в открытии новых знаний. Постоянная работа педагога над своим собственным развитием чрезвычайно важна и в силу особенности, специфики человеческой деятельности, основного предмета ее – развивающегося ребенка.

История игрушки как предмета искусства и средства воспитания (первобытное общество, Древний Египет – игрушки из ткани, дерева, Древняя Русь). Отражение в игрушке жизни общества, целей воспитания. Народная игрушка, ее художественные и педагогические достоинства.

Значение игрушки для удовлетворения потребности ребенка в игре, для осуществления замысла. Образовательная и воспитательная ценность игрушки (К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, Е.А. Флерина). игрушки представлены по видам согласно классификации, разработанной Е. А. Флериной. Выделены игрушки моторные, сюжетные, технические и строительные материалы, дидактические, игрушки-забавы, музыкальные и театральные игрушки. Значение строительных материалов определяется прежде всего характером самого материала. К. Д. Ушинский отмечал, что «лучшая игрушка для дитяти та, которую он может заставить изменяться самым разнообразным образом». По определению Л. С. Макаренко, игрушка является материальной основой игры. Играя, ребенок реализует свои мысли, чувства в действии, а, следовательно, от того, во что он играет, какие игрушки попадают ему в руки, во многом зависит и направление его мыслей, чувств, поступков.

Классификация игрушек. Основные виды игрушек: сюжетные (образные), дидактические, игрушки-забавы, музыкальные, театрализованные, технические, игрушки-самоделки, строительные и конструктивные материалы. Исследование Е.А. Флериной о видах игрушек, их место в детских играх. А.С. Макаренко об игрушках.

Использование различных игровых материалов для развития у ребенка познавательных способностей. Умение пользоваться схемами, моделями, действовать не только с игрушками, но и с предметами-заместителями.

Педагогические, эстетические, гигиенические требования к игрушке. Игрушка должна содействовать развитию ребенка, увлекать образами, должна быть динамичной, оформление игрушки должно быть безопасным для жизни и здоровья ребенка и отвечать санитарно-гигиеническим требованиям.

4. Дидактические игры, их содержание и структура. Особенности педагогического руководства ими в разных возрастных группах.

Дидактическая игра – обучающая игра. Дидактическая игра как средство воспитания и форма обучения, соответствующая возрастным особенностям детей. Народные корни игры.

Дидактические игры в педагогических системах дошкольного воспитания Фридриха Фребеля, Марии Монтессори. Исследование дидактических игр в отечественной педагогике (Е.И. Тихеева, Л.А .Венгер, А.П. Усова, А.И. Сорокина, А.К. Бондаренко и др.).

Виды дидактических игр: в зависимости от задач воспитания (сенсорные, развитие движений и др.), от материала: игры с предметами, настольно-печатные, словесные игры. Структура дидактической игры: обучающая задача, игровые действия, правила, обеспечивающие реализацию игрового содержания. Воспитательное значение каждого структурного элемента игр.

Методика организации и проведения дидактических игр. Приемы руководства дидактическими играми: создание интереса к задачам и правилам игры, четкое объяснение, контроль за выполнением, использование разнообразного дидактического материала.

studfiles.net

Игрушка как культурно-исторический феномен. Педагогические требования к игрушке.

История игрушки как предмета искусства и средства воспитания (первобытное общество, Древний Египет – игрушки из ткани, дерева, Древняя Русь). Отражение в игрушке жизни общества, целей воспитания. Народная игрушка, ее художественные и педагогические достоинства.

Значение игрушки для удовлетворения потребности ребенка в игре, для осуществления замысла. Образовательная и воспитательная ценность игрушки (К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, Е.А. Флерина). игрушки представлены по видам согласно классификации, разработанной Е. А. Флериной. Выделены игрушки моторные, сюжетные, технические и строительные материалы, дидактические, игрушки-забавы, музыкальные и театральные игрушки. Значение строительных материалов определяется прежде всего характером самого материала. К. Д. Ушинский отмечал, что «лучшая игрушка для дитяти та, которую он может заставить изменяться самым разнообразным образом». По определению Л. С. Макаренко, игрушка является материальной основой игры. Играя, ребенок реализует свои мысли, чувства в действии, а, следовательно, от того, во что он играет, какие игрушки попадают ему в руки, во многом зависит и направление его мыслей, чувств, поступков.

Классификация игрушек. Основные виды игрушек: сюжетные (образные), дидактические, игрушки-забавы, музыкальные, театрализованные, технические, игрушки-самоделки, строительные и конструктивные материалы. Исследование Е.А. Флериной о видах игрушек, их место в детских играх. А.С. Макаренко об игрушках.

Использование различных игровых материалов для развития у ребенка познавательных способностей. Умение пользоваться схемами, моделями, действовать не только с игрушками, но и с предметами-заместителями.

Педагогические, эстетические, гигиенические требования к игрушке. Игрушка должна содействовать развитию ребенка, увлекать образами, должна быть динамичной, оформление игрушки должно быть безопасным для жизни и здоровья ребенка и отвечать санитарно-гигиеническим требованиям.

Дидактические игры, их содержание и структура. Особенности педагогического руководства ими в разных возрастных группах.

Дидактическая игра – обучающая игра. Дидактическая игра как средство воспитания и форма обучения, соответствующая возрастным особенностям детей. Народные корни игры.

Дидактические игры в педагогических системах дошкольного воспитания Фридриха Фребеля, Марии Монтессори. Исследование дидактических игр в отечественной педагогике (Е.И. Тихеева, Л.А .Венгер, А.П. Усова, А.И. Сорокина, А.К. Бондаренко и др.).

Виды дидактических игр: в зависимости от задач воспитания (сенсорные, развитие движений и др.), от материала: игры с предметами, настольно-печатные, словесные игры. Структура дидактической игры: обучающая задача, игровые действия, правила, обеспечивающие реализацию игрового содержания. Воспитательное значение каждого структурного элемента игр.

Методика организации и проведения дидактических игр. Приемы руководства дидактическими играми: создание интереса к задачам и правилам игры, четкое объяснение, контроль за выполнением, использование разнообразного дидактического материала.

5. Психолого–педагогические основы сюжетно–ролевой игры дошкольника. Технология руководства сюжетно-ролевыми играми в детском саду.

Своеобразие сюжетно-ролевой игры (основа- мнимая или воображаемая ситуация, проявление самостоятельности детей, выражение своего мнения). Ролевые и реальные отношения детей в игре. Генезис творческой игры на протяжении раннего и дошкольного возраста. Предпосылки сюжетно-ролевой игры в раннем возрасте: ознакомительная, отобразительная игра, сюжетно-отобразительная.

Структурные компоненты игры: сюжет, содержание, роль. Сюжеты игр: бытовые, производственные, общественные. Содержание игры – воспроизведение ребенком деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности. Роль в игре как средство реализации сюжета.

Методы и приемы руководства игрой. Особенности традиционной методики руководства играми (Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Т.А. Маркова и др.). Комплексный метод руководства играми (С.Л. Новоселова, Е.В. Зворыгина и др.). Пути обогащения сюжета игры. Особенности работы с детьми по развитию у них способности к созданию замысла. Роль педагога в развитии ролевого поведения в игре.

6. Организация жизни детей в образовательном учреждении.

Главная задача организации жизни детей в детском саду – охрана их психического и физического здоровья. Для нормального развития ребенка спокойного и организованного поведения огромное значение имеют окружающая обстановка, четко налаженная жизнь детей и режим.

Рационально, в соответствии с возрастом составленный распорядок дня ребенка способствует формированию «динамических стереотипов» поведения (ритуалов), приучает его своевременно ложиться спать, принимать пищу, активно бодрствовать.

В детском саду ребенок приобретает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Возможности обогащения этого опыта, определяющие и моделирующие содержание и развитие самодеятельных игр и занятий, расширяются в многообразной и доступной предметно-развивающей среде.

Все объекты предметно-развивающей среды можно разделить на 9 классов, каждый из которых способствует развитию у детей определенных навыков:

1. Объекты для наблюдения. 2. Средства изобразительной деятельности. 3. Средства конструирования и моделирования объектов окружающего мира. 4. Народные игрушки. 5. Спортивные модули и игрушки. 6. Крупные средообразующие модули. 7. Сюжетно-ролевые игры и принадлежности. 8. Дидактические игры. 9. Аудио - и видеосредства.

Эстетически привлекательное оформление группы способствует созданию благоприятной эмоциональной атмосферы в группе.

Большая роль в создании психологического комфорта ребенка в детском саду принадлежит воспитателю. Здесь особое значение имеет стиль общения и характер отношений с детьми.

Рекомендации для воспитателя. Для создания психологически комфортного пребывания ребенка в саду необходимо: принимать каждого ребенка таким, какой он есть; в профессиональной деятельности опираться на добровольную помощь детей, включать их в организационные моменты по уходу за помещением и участком; быть затейником и участником детских игр и забав; в затруднительных для ребенка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности: быть всегда вместе с ним, а не делать что-либо вместо него; привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним за поддержкой в случаях нестандартных ситуаций.

7. Физическое воспитание в целостном развитии личности: задачи, содержание, средства.

Физическое воспитание в целостном развитии личности. Цель физ. вос. – воспитание жизнерадостного, здорового, физически развитого и подготовленного. Понятие «физической культуры». Средства физ. воспитания: естественные силы природы (солнце, воздух, вода), социально-бытовые факторы, полноценное питание, рациональный режим, физ. упражнения.

Задачи физического воспитания и формирования физической культуры. Группа оздоровительных задач: охрана и укрепление здоровья, закаливание, развитие движений (формы, методы и приемы). Группа образовательных задач: формирование представлений о здоровье, о своем организме; формирование навыков выполнения основных движений; развитие психофизических качеств (формы, методы и приемы). Группа воспитательных задач: формирование потребности в физическом совершенствовании; формирование нравственных качеств; воспитание культурно-гигиенических качеств (формы, методы и приемы).

Содержание физического воспитания дошкольников. Овладение знаниями о нормах и правилах санитарно- гигиенической культуры, а также умением их выполнять (наука – валеология). Освоение двигательной культуры и развитие физических качеств.

Особенности физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста.

8. Нравственное воспитание в целостном развитии личности: задачи, средства и методы.

Нравственное воспитание – педагогический процесс, направленный на приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям. Механизм нравственного воспитания: знания и представления-- мотивы-- чувства и отношения—поступок-- навыки и привычки-- поведение –- нравственное качество.

Задачи нравственного воспитания и формирования нравственной культуры: формирование нравственного сознания; формирование нравственного поведения; формирование нравственных чувств и отношений.

Методы формирования нравственного сознания, методы формирования нравственного поведения; методы стимулирования нравственных чувств и отношений. Воспитание нравственных привычек; Пример взрослого или других детей; Целенаправленные наблюдения за трудом взрослых или игрой детей; Организация совместной деятельности; Совместная игра.

Средства нравственного воспитания: группа художественных средств (художественная литература, музыка, кино, диафильмы); природа; собственная деятельность детей (труд, учение, художественная деятельность.

Особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Воспитание гуманных качеств: доброжелательности, внимательности, отзывчивости, заботливости, справедливости. Формы работы с детьми: с младшими дошкольниками – индивидуальные занятия, со старшими дошкольниками – этические беседы. Воспитание у детей начал патриотизма, толерантного отношения к людям разных национальностей.

9. Трудовое воспитание в целостном развитии личности: задачи, средства и формы организации труда детей.

Трудовое воспитание – пед. процесс, направленный на освоение детьми трудовыми умениями и навыками, ознакомление с трудом взрослых. Задачи трудового воспитания: помощь ребенку в овладении трудовой деятельностью, развитие личности ребенка в труде и определение содержания трудового воспитания. Становление компонентов трудовой деятельности в дошкольном детстве: мотив –цель—орудия труда – последовательность действий – результат (Я.З. Неверович, В.Г. Нечаева и др.).

Особенности трудового воспитания детей дошкольного возраста. Виды труда детей дошкольного возраста: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд. Средства трудового воспитания: ознакомление с трудом взрослых, обучение детей трудовым навыкам (В.И. Логинова, М.В. Крулехт), организация самостоятельного труда детей, художественные средства (художественная литература, изобразительное искусство).

Формы организации труда детей в разных возрастных группах: поручения, дежурства, коллективный труд. Воспитание в труде самостоятельности, трудолюбия, коллективизма.

10. Эстетическое воспитание в целостном развитии личности: задачи, содержание, методы.

Эстетическое воспитание – пед. процесс, направленный на формирование творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное. Эстетика как основная форма познания и образного отражения действительности.

Понятие эстетической культуры. Исследования в области эстетического воспитания ребенка (Л.С. Выготский, Б.М.Теплов, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Е.А.Флерина, Н.Н. Сакулина, Н.А. Ветлугина и др.).

Задачи эстетического воспитания: развитие эстетической восприимчивости, эстетического запаса образов, формирование эстетических эмоций, чувств, отношений, интересов; формирование элементарного эстетического сознания; освоение эстетической деятельности; развитие эстетических и художественно-творческих способностей.

Средства формирования эстетической культуры: эстетика быта, природа, искусство, художественная деятельность детей, обучение, поведение педагога.

Методы эстетического воспитания: побуждение к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное; метод убеждения, метод приучения, упражнения в практических действиях, направленных на внесение эстетического начала в быт, поведение и т.д., метод творческих заданий, побуждение детей к творческим проявлениям.

Комплексное использование разнообразных средств и методов эстетического воспитания. Особенности эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Своеобразие эстетического восприятия и переживаний детей дошкольного возраста.

Формы организации эстетического воспитания: самостоятельная художественная деятельность, экскурсии, театрализованные игры и игры-драматизации, праздники и развлечения.

11. Умственное воспитание в целостном развитии личности: задачи и направления, взаимосвязь умственного воспитания и обучения.

Понятие об умственном развитии и умственном воспитании. Умственное воспитание – пед. процесс, направленный на умственное развитие, с целью сообщения знаний, необходимых для адаптации к окружающему миру. Умственное развитие- совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды. Умственное воспитание в целостном развитии личности. Особенность умственного развития дошкольника – преобладание образных форм познания: восприятия, образного мышления, воображения.

Основная функция умственного воспитания – формирование познавательной деятельности (Л.С. Выготский).

Задачи и направления умственного воспитания в разные возрастные периоды. Сенсорное воспитание: содержание и методика (Ф. Фребель, М. Монтессори, Е.И. Тихеева, Л.А. Венге, А.В. Запорожец, Л.С. Выготский). Развитие мыслительной деятельности: развитие познавательных процессов – мышления, памяти, воображения. Формирование произвольности. Становление речи детей. Воспитание любознательности, познавательных интересов.

Взаимосвязь умственного воспитания и обучения дошкольников.

Обучение в структуре целостного педагогического процесса. Понятие процесса обучения и движущих сил. Закономерности обучения дошкольников.

Средства умственного воспитания: учебная деятельность, игровая деятельность (творческие игры), продуктивные виды деятельности (трудовая, конструктивная, изобразительная виды деятельности, их взаимосвязь).

12. Теория образования и обучения (дидактика): принципы, методы и формы обучения дошкольников.

Дидактика – отрасль современной педагогики, которая изучает теорию обучения и образования. Развитие идей дидактики в педагогическом наследии и на современном этапе (Я.А. Коменский в «Материнской школе» разработа программу знаний для обучения в семье, Ф. Фребель – разработал систему обучения в детском саду, в 50-е годы – А.П. Усова разработала теорию, содержание и методику дошкольного обучения в д/с).

Принципы обучения (Я.А. Коменский): развивающего обучения, наглядности, доступности, научности, последовательности и систематичности, осознания. Классификация методов обучения. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация. Наглядные приемы: показ способов действий, показ образца. Практические методы: упражнение, опыты и экспериментирование, моделирование. Игровые методы: дидактическая игра. Игровые приемы: загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования, создание игровой ситуации.

Специфика применения основных категорий дидактики по отношению к обучению детей дошкольного возраста. Особенности обучения детей дошкольного возраста. Принципы обучения. Словесные методы: рассказ педагога, беседа, чтение художественной литературы.

Организованные формы обучении: индивидуальная, групповая, фронтальная. Типы обучения: проблемное – не сообщаются готовые знания (Н.Н. Подъяков, Л.А. Парамонова), опосредованное – «Научился сам, научи другого!». Структура занятия.

Формы и содержание взаимодействия детского сада и семьи.

Роль семьи в формировании личности ребенка. Факторы, определяющие силу и стойкость семейного воспитания (Т.А. Маркова): Приоритет семьи в воспитании ребенка. Функции, структура современной семьи. Типы современных семей. Классификация типов семейных отношений, влияющих на воспитательную функцию семьи. Типы родительской любви. Причины нарушений детско-родительских отношений. Условия успешного семейного воспитания.

Семья как субъект педагогического взаимодействия и социально-культурная среда развития ребенка.

Психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и детского сада. Направления и содержание сотрудничества и формирования педагогической культуры родителей.

Формы сотрудничества детского сада с семьей: коллективные, индивидуальные, наглядные. Формы взаимодействия: посещение семьи, день открытых дверей, консультации, родительские собрания, круглые столы, семинары-практикумы, родительские конференции.

Проблемы взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе.

pdnr.ru

Содержание

Введение………………………………………………………………….стр. 3

Глава.1. Педагогическая ценность игрушки как средства воспитания………………………………………………………………..стр. 5

1.1. История игрушки как средство воспитания…………….…………стр. 5

1.2. Образовательная и воспитательная ценность игрушки…………стр. 13

1.3. Классификации игрушек. Требования к игрушкам.……………..стр. 23

Глава.2. Организация работы с использованием игрушек в разных возрастных группах ….…………….......................................................стр. 30

2.1. Занятия по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста…………………………………………….…............................стр. 30

2.2. Семейный праздник для младшей группы детского

сада……………………………………………………………………... стр. 33

2.3. Театрализованная игра для детей средней группы детского сада………………………………………………………………………стр. 43

2.4. Занятия по развитию речи для старшей и подготовительной групп детского сада……………………………………………………………стр. 48

Заключение…………………………………………………………….. стр. 52

Список литературы……………………………………………………. стр. 54

Введение

Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности. И игрушка в данном случае выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия, с которыми надлежит ребенку.

Исконно для развития детей дошкольного возраста использовали игрушки. «Игрушки – не балушки» – так говорит народная мудрость о значении игрушек для развития ребенка. И действительно игрушка обладают волшебной силой для детей любого возраста. Игрушки для ребенка – та среда, которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства; игрушки учат детей общаться и познавать себя. Подбор игрушек – дело серьезное и ответственное. От успешного решения этой проблемы зависят настроение ребенка и прогресс его развития. Именно этим определяется актуальность нашего исследования.

И поскольку затронута серьезная проблема, целью исследования становится рассмотрение воспитательной и образовательной ценности игрушки. Постановка общей цели работы позволила сформулировать ряд частных задач:

1. изучить историю возникновения игрушки;

2. определить образовательное и воспитательное значение игрушки;

3. представить классификации игрушек и требования к ним;

4. предложить варианты организации работы с использованием игрушек в разных возрастных группах.

Формулировка основных задач нашей работы позволила определить предмет исследования – игрушка и объект исследования – педагогическая ценность игрушки.

Описание работы

Во введении раскрывается актуальность исследуемой проблемы, ставится цель работы, формулируется ряд основных задач, определяется объект и предмет исследования.

В первой главе речь ведется об истории возникновения игрушки. Рассказывается о том, какой была первая игрушка, как она изменялась с течением времени. Говорится об образовательной и воспитательной ценности игрушки, которую отмечали многие отечественные и зарубежные педагоги. Представляются различные классификации игрушек и ряд требований к ним.

Во второй главе предлагаются различные способы организации работы с использованием игрушек. Это занятие по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста, семейный праздник для детей младшей группы детского сада, театрализованная игра для детей средней группы и, наконец, занятия по развитию речи для детей старшей и подготовительной групп детского сада.

В заключении подводятся итоги проделанной работы.

studfiles.net

Игрушка1

Игрушка, её педагогические достоинства

1.1. История игрушки

История игрушек имеет такую же длинную летопись, как и история самого человека. Для того чтобы как-то занять детей в первобытных племенах – их мамы давали им разные камушки, сучки деревьев необычной формы – это и были первые игрушки. Постепенно появились первые обработанные каменные и деревянные фигурки, куклы, погремушки [1].

Возникновение игрушки в человеческом обществе ученые связывают с развитием трудовой деятельности первобытного человека. С тех древнейших времен известны игрушки в форме орудий труда, оружия, предметов быта, с помощью которых дети осваивали многие жизненно важные действия, способы деятельности [10, стр.337].

Археологические исследования, литературные источники донесли до наших дней сведения об игрушках древнего мира. Древние рабовладельческие общества Египта, Греции и Рима оставили последующим поколениям бесценные сокровища материальной и духовной культуры. В Древнем Египте игрушки делали из дерева, ткани. Сохранились фигурки домашних животных, куклы, мячи. Древние мастера пытались «оживить» игрушку, передать в ней характерные движения, присущие реальному предмету: игрушка-крокодил с открывающейся пастью, тигр, заносящий лапу над предполагаемой жертвой, и др. Некоторые игрушки дают представление о социальной структуре Древнего Египта: телесные наказания раба или работающий раб [10, стр.337]. Интересна игрушка, изображающая месящего тесто раба. Если фигурку потянуть за нитку, она начинает двигаться вверх-вниз по наклонной дощечке. «Месильщик теста»- это прототип многих народных игрушек. Позднее в игрушке возник образ коня. О существовании колесницы и лошади египтяне узнали от кочевых племен, завоевавших Египет в начале I тыс. до н. э. Известны кони-каталки, сделанные в V в. до н. э [2].

В глубокой древности возник и такой известный вид игрушки, как кукла. Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет. Любимыми игрушками были куклы, паяцы и статуэтки. Паяца мы встречаем в древних могилах маленьких египтян. Кукла иногда представляет собой грубый чурбанчик без рук, без ног. Иногда руки и ноги в виде тонких палочек, с нарезками на местах кисти и щиколотки; иногда же встречаются куклы с отлично вырезанным туловищем, сложной прической, а руки и ноги имеют плечевой, локтевой и коленный суставы. Головы кукол украшались париками из деревянных и нитяных бус. Но служили эти куклы не детям, а взрослым и были связаны с различными формами религии той эпохи. Древнейшие египетские куклы были погребальными дарами, и призванными скрасить одиночество умершего. Считалось, что человеческие изображения могут оживать и влиять на судьбы людей. Поэтому куклы часто делались резцом, так как боялись, чтобы кукла не убежала из гробницы [1].

В античные времена в Греции, Риме игрушки считали важным средством воспитания. Сохранились художественные игрушки из слоновой кости, янтаря, терракоты (куклы, фигурки животных) [10, стр.337]. Как и сегодня, первой игрушкой ребенка в древности была погремушка. В Древней Греции и Риме погремушки дарили новорожденному. Постукивая этими погремушками, матери и кормилицы напевали колыбельные песни. Эти предметы имели еще и иное назначение. От первобытных времен сохранилось поверье, что трещотки своим шумом отгоняют злых духов и тем самым оберегают ребенка. Много погремушек найдено при раскопках древнеримского города Помпеи. Это были погремушки различных видов: трещотки, кретала, систра. Трещотка, найденная в Помпеях, состоит из небольшого диска на рукоятке, снабженного бубенчиками. Были также трещетки наподобие утки, лошади или чаще всего свиньи, как эмблемы покровительства детям; внутри они были пусты, и в них лежали камешки или шарик. Кретала делались из деревянных или металлических пластинок, соединенных между собой с одной стороны. Устройство систра также просто. На каждом из двух поперечных стержней находится по три металлических пластинки, которые воспроизводят звук при движении стержней [2].

Кроме того, Древние Греция и Рим оставили довольно большое количество кукол. Многие из них продолжали носить культовый характер. Девушки бережно хранили эти куклы до замужества и в канун свадьбы приносили их в дар богиням Артемиде, Венере. Но были и игровые куклы. Делались они из глины, дерева и часто были подвижны. Руки и ноги прикреплялись к телу с помощью ниток и палок. Более тщательно из дорогих материалов выполнялись куклы для детей знати. В то время существовали и куклы-марионетки. Было развито ремесленное производство игрушек, которые стали предметом торговли в разных странах. Для развития силы, ловкости производились мячи, волчки, серсо. По свидетельству греческого философа Плутарха, среди игрушек тех времен были игрушки с заводными механизмами, что говорит о высоком профессионализме мастеров [1].

Немецкий археолог Шлиман, обнаруживший один из древнейших городов – Трою, организовал раскопки, в ходе которых были найдены детские игрушки: терракотовая кукла, погремушка с металлическими частицами внутри, маленькая игрушечная посуда. В развалинах древнего перуанского города была найдена мумия ребенка, а рядом с ней – погремушка, сделанная из морской раковины [16, стр.175].

На территории Восточной Европы древнейшие игрушки, которые найдены археологами, относятся ко II в. до н. э. Это скифские всадники и повозки из глины. При раскопках славянских городищ Среднего Приднепровья были обнаружены погремушки, глиняные фигурки, относящиеся к VI-VIII вв, нашей эры.

Об игрушках средневековья можно судить по музейным коллекциям, имеющимся во многих странах мира. Сохранились игрушки, предназначенные для представителей знати и их детей. Много игрушек военного содержания (кони в рост ребенка, доспехи, шлемы, щиты, мечи). Обязательным атрибутом каждого состоятельного дома была кукла, которой придавалось магическое значение как хранительнице домашнего очага. От тех времен сохранились кукольные дома с полной обстановкой, выполненной из дорогих материалов, часто с украшениями из драгоценных металлов, камней. Кукольные дома, так же как и заводные игрушки, предназначались для украшения интерьера, увеселения гостей. Такие игрушки мастер обычно делал в единственном экземпляре. Многие их них – настоящие произведения искусства. Неудивительно, что они хранились как фамильные ценности, передавались по наследству.

Существовали игрушки и для детей бедноты, но они не дошли до наших дней из-за недолговечности материала, из которого их мастерили (солома, кора деревьев, глина) [10, стр.338].

В средние века производством игрушек занимались почти исключительно столяры Лиможа, резчики по дереву в горах Юры и примитивные ремесленники старого Нюренберга. А Париж производил очень мало: маленькие деревянные флейты, свистки, шары, кии. Наибольшее количество игрушек во Францию уже тогда привозилось из Нюренберга. Этот город издавна представлял собою базар игрушек, рынок всего мира, с которым лишь отчасти соперничал Страсбург (он славился в особенности механическими и автоматическими игрушками).

В XVI веке парижские игрушечники выработали, как самостоятельную специальность, изготовление кукол на заказ. Цены на такие игрушки были очень высоки, поскольку куклы эти были миниатюрными моделями: матери изучали по ним моду, а дочери забавлялись ими.

Дешевые городские игрушки (первоначально – куклы) во Франции появились в конце XVI века но производство детской игрушки тогда еще не представляло собой обособленной отрасли индустрии, и игрушка не служила предметом специальной торговли.

История немецкой игрушки ясно показывает тесную связь игрушек с культурой, укладом жизни, семейным строем, промыслом. Из игрушек высшего сорта, дорогих, изготовляющихся в Германии, наиболее интересными памятниками культуры являются знаменитые кукольные дома. Они представляют модель дома с полной обстановкой, посудой, часто драгоценной, детям позволялось по большим праздникам лишь полюбоваться на такие игрушки.

Долгое время, даже после появления фабрик, игрушки были делом кустарей. Кустарно-игрушечное искусство было распространено в Саксонии и в Тюрингии. Есть свидетельства, что уже в XIV в. здесь существовало производство деревянных игрушек. Производство игрушек осуществляется вместе с производством предметов домашнего обихода.

Спрос на игрушки возрастает с ростом городов, а вместе с тем торговля ими становится прибыльной. Производство игрушек становится еще разнообразнее, когда начали использовать тесто, приготовленное из дешевой ржаной муки [1].

Образцы древнерусских игрушек (глиняные свистульки, уточки, птички, куколки) найдены в ходе археологических исследований в раскопках Радонежа, Москвы, Коломны.

На Руси игрушки имели серьезное значение. С игрушками передавалось по наследству мастерство, они готовили к жизни, развивали физически и духовно.

Смысл народной игрушки – развить, занять, повеселить, порадовать ребенка. Первые игрушки вешали над зыбкой. Это были колокольчики, подвески с шумом, пестрые лоскуты, трещотки. А потом ребенок получал мячи, луки, волчки, кубарики, дудки, свистульки, куклы [10, стр.338].

Народная игрушка тысячелетия воспитывала ребенка, она проверена детской любовью к ней, детской игрой.

Игрушка каждого народа имеет свои педагогические, художественные и технические традиции. Эти традиции носят черты, с одной стороны, интернациональные, с другой – определяемые национальным своеобразием культуры, быта, педагогики.

Игрушка рождалась из потребности ребенка познать мир, из активного стремления овладеть окружающим, творчески его изменять. Поэтому окружающая жизнь, быт и труд семьи, подражание взрослым являлось основным содержанием игрушки. Игрушки детей Севера предметы рыболовства, охоты, оленеводства – для мальчиков; для девочек основные игрушки – предметы домашнего хозяйства.

В народной игрушке нет надуманности. Игрушка формировалась в тот период, когда интересы взрослых и детей были близки друг другу, когда творчество тех и других имело много общих черт, когда в психике и мироощущении тех и других была естественная близость. Игрушка была интересна и детям и взрослым. В нее не только играл ребенок, но она часто служила взрослым (кукла прикреплялась на шест к дому, собирала взрослых на праздник).

Величайшая правда и простота народной игрушки, ее большая выразительность и целесообразность сделали ее полезной для воспитания детей: она радовала, развивала, учила понимать окружающую жизнь, помогала развитию игры. Эти качества сохраняются в народной игрушке и в дальнейшем, с возникновением и развитием кустарного промысла [9, стр.273].

В летописях, относящихся к XII в., содержится первое упоминание о игрушечном промысле в Новгороде. Расцвет игрушечных промыслов относится к XVI-XVII вв. В этот период получили развитие народная деревянная и гончарная игрушки. Центрами гончарной игрушки стали село Гжель, Дымковская слобода, Каргополь, Тула и др. Крупный промысел деревянной резной игрушки сложился в селе Богородское, вотчине Троице-Сергиева монастыря. Первые упоминания о нем относятся к 1663 г. Для детей вырезали фигурки лошадок, птичек, медведей и др. В Сергиевом Посаде, получившем известность как центр игрушечного царства в России, изготовляли токарные деревянные расписные игрушки, а также игрушки из папье-маше (кони, ярко расписанные утки, петухи). Отсюда же начала свое шествие по городам и весям России матрешка. Это случилось в 90-е гг. XIX в. Резными деревянными игрушками славилось село Городец (коньки, козлы, быки) [10, стр.338].

В царской России игрушки в основном ввозились из-за границы: дорогие игрушки – для детей привилегированных сословий и дешевые, фабричные – для детей рабочих. Народная игрушка производилась в недостаточном количестве. Только в советское время детская игрушка стала предметом серьезных забот государства. В 1918 г. в Загорске был организован Государственный музей игрушки, а в 1932 г. создан Научно-исследовательский институт игрушки, в ведение которого и был передан музей. При Наркомпросе начал функционировать совет игрушки (он существует до сих пор), в задачу которого входит просмотр и утверждение новых образцов, предлагаемых художниками.

В советское время изменились условия работы мастеров, создающих замечательные произведения этой отрасли народного искусства [3].

Игрушка явилась предметом научного исследования лишь в конце XIX – начале XX в. Интерес к игрушке, прежде всего, проявили не искусствоведы и не педагоги, а этнографы, которые стали собирать и изучать игрушку как памятник материальной культуры и быта, начиная от древнейших народов, первобытной культуры и до наших времен. Замечательны коллекции игрушек народов Азии, Африки, Америки, коллекции кукол в Парижском педагогическом музее, в музеях Нюрнберга, Берлина, Стокгольма, Парижа и прочих городов [9, стр.273]

Промышленное производство игрушек началось в немецком городе Нюрнберге в XIX в. Здесь в 1880 г. стали применять штамповку при изготовлении игрушек, что дало возможность выпускать массовую дешевую продукцию. Известными центрами производства игрушек стали французские города Страсбург и Лимож.

Игрушки оказались «чувствительными» к изменениям, происходящим в человеческом обществе. С развитием промышленности, средств передвижения, техники в целом меняется содержание игрушек, появляются новые виды. Конец XIX – начало XX в. – время развития технических игрушек. Появились разнообразные модели транспортных средств (автомобили, поезда и др.). Механизмы движения этих игрушек претерпевают изменения и дополняются по мере развития науки и техники. Очень скоро наряду с механическими устройствами появляются пневматические, магнитные, электрифицированные игрушки.

Со времен Ф. Фребеля большое внимание стали уделять строительным материалам для детских игр. Их выпускалось очень много – разнообразных размеров, конструкций. В 1901 г. в Великобритании создали первый металлический конструктор.

Войны, прокатившиеся по Европе в XX в., повысили интерес к созданию военной игрушки. Военная техника, разные виды оружия стали производиться в широком ассортименте и большом количестве. Военная игрушка, вошедшая в жизнь детей, особенно мальчиков, стимулировала игры соответствующей тематики, утверждая культ силы, разрушая представления о ценности человеческой жизни.

Развитие электронной промышленности открыло новые горизонты в создании сложной детской игрушки. Появились электронные игрушки (на микропроцессорах) с дистанционным управлением, с программируемыми эффектами. Так, в Японии родились и быстро завоевали мировой рынок новые, так называемые виртуальные игрушки. С небывалой скоростью распространяются различные телеигры, компьютерные игры [10, стр.339].

Таким образом, мы можем говорить о том, что история детских игрушек началась с древнейших времён и неразрывно связана с культурным развитием человечества. Как уже упоминалось ранее, конкретно-исторические условия каждой эпохи накладывали отпечаток на содержание игрушек и направленность игр. Игрушки развивались и усовершенствовались с течением времени, оставаясь неотъемлемыми спутниками ребенка.

1.2. Образовательная и воспитательная ценность игрушки

Говоря об игрушке, нельзя не упомянуть её образовательное и воспитательное значение для развития ребенка. Мы уверены, что правильно подобранная и преподнесенная ребенку игрушка, позволяет развивать малыша как умственно, так и физически. Она обеспечивает ребенку тренировку

Воспитательное значение игрушки разнообразно и разносторонне. Игрушка — «материальная основа» (А. С. Макаренко), «жизненный нерв» игры (Е. А. Аркин). Игрушка участвует в самом создании игры, выступает как своеобразный партнер ребенка, оказывает огромное влияние на его личность. Оно тем более глубоко, что ребенок любит свои игрушки, привязывается к ним, чувствует себя полноценным участником окружающей жизни.

Разнообразные игрушки помогают ребенку освоиться с привлекательным для него миром взрослых, познакомиться со свойствами и качествами разнообразных предметов, их назначением в быту и трудовой деятельности людей. Через игрушку воспитатель может формировать у детей интерес к технике, развивать любознательность и творчество [7, стр.137].

Правильно подобранные игрушки способствуют умственному развитию детей. В народной педагогике разработана целая система игрушек, игры с которыми направлены на совершенствование сенсорики ребенка. Многие образные и дидактические игрушки побуждают детей к речевой активности, используются для обогащения словаря. Разборные игрушки, разнообразные конструкторы упражняют детей в анализе, синтезе и обобщении. Их можно использовать также для сравнения, классификации. Различные мозаики, бирюльки способствуют развитию сосредоточенности и устойчивости внимания [7, стр.138].

Стоит отметить отдельно, что многие педагоги занимались изучением влияния русской народной игрушки на развитие детей. Исследования такого рода проводили Е.А. Покровский, Н.Д. Бартрам, Л.Г. Оршанский. Много о народной игрушки было сказано Е.А. Флериной.

Народная русская игрушка – бодрая, жизнерадостная (все кони – загорские, городецкие и другие – ретивы, еле стоят на месте в отличие от понурых коней фабричного производства); много подлинного юмора вложил народ в свою игрушку (те же барыни дымковские в огромных шляпах и кринолинах, замечательные свистульки – бойкой лошадке или петуху дуют в хвост, а иногда «в хвост и в гриву», они пронзительно пищат). Веселые клоуны, паяц на веревочке, бодающиеся бараны, летающие птички с вращающимися при этом перышками на хвосте и многие другие приводят ребенка в восторг. И об этой радости, детском смехе от неожиданности движения, звучания знает мастер, да и ему самому весело создавать эти игрушки [9, стр.274].

Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка и смысловым образом, и незамысловатой, но остроумной техникой движения, звучания, и своей сказочной, декоративной трактовкой. Многие игрушки – это подлинная сказка. Таковы все дымковские звери, птицы (индюки и гуси в золоте и в ярких оборках, пятнистые и полосатые кони).

Народная игрушка говорит о том, что народ – тонкий психолог, умеющий видеть и понимать ребенка таким, каков он есть, с его интересами и потребностями.

Внимание к возрасту проявляется и в оформлении игрушки (более упрощенная, условная по форме, цвету для малышей – свистульки, городецкие кони и более реалистическая для старших – богородская резьба).

Народная игрушка не только радует, забавляет, не только эстетически развивает, но и дает простор творческой игре, ориентирует в окружающей жизни и учит ребенка труду и технике. Даже веселая игрушка иногда подсказывает ребенку сюжеты из трудовой жизни (кузнецы куют, хозяйка кормит кур), не говоря о «самоделке», на которой ребенок учится работать с различными материалами и видами труда: шитье на кукол, создание мальчиками орудий для охотничьего, рыболовного промысла и игры с ними, всевозможное плетение корзинок, резьба узорных «бурачков», коробочек из бересты и т. п. Все это через игрушку постепенно вводит ребенка в трудовую жизнь взрослых.

Эстетическое в игрушке, без нарочитого намерения приспособляться к вкусам детей, несет ребенку большую художественную культуру народного творчества. Это дает народная игрушка каждой национальности, одна в большей, другая в меньшей степени. Русская народная игрушка полна традициями национального русского искусства: упрощенность и четкая ритмичность формы, декоративность росписи, орнаментальность; то неудержимая яркость, то благородная сдержанность в подборе цвета, что связано с местными традициями в народном искусстве.

Следует помнить, что, пожалуй, никакой другой вид народного творчества так активно и глубоко не воспитывает в ребенке национальных черт, эстетического чувства, как народная игрушка, которую он любит, с которой он охотно играет.

Техника народной игрушки всегда проста, доступна детскому разумению и часто очень остроумна, построена на простейших законах техники и механики. Эта техника возбуждает в детях большой интерес и толкает на собственное техническое изобретательство. По сравнению с техникой народной игрушки лучшие игрушки фабричного производства часто сложны и неинтересны.

В народной русской игрушке интересно разрешена проблема реализма. Реализм в искусстве для детей – ценнейшее начало. Взволнованность автора, живое чувство, часто наивное, но вполне искреннее, дает тот реализм, на котором базируется и сказка, и декоративно-праздничная, нарядная дымковская, и семеновская, и городецкая игрушка. Реальная основа сказки и здесь налицо. Упрощенность, неполнота изображения (городеикие коньки), яркость вовсе не лишают игрушку ощущения реального образа, даже напротив, для детской психики делают его ощутимее, так как концентрируют внимание ребенка на основном и с предельной четкостью.

Мудрая народная педагогика, проникая в сущность детской игры, поняла, что наивный реализм детской игры достигается не столько внешне натуралистическими чертами формы, сколько реальной динамикой, присущей предмету. Поэтому, ища реальный образ в игре, народный творец игрушки поставил коня на колеса, т. е. ввел зрительную условность, сделав ее более реальной. Конь, который в руках ребенка «не бежит», то есть лишен свойства движения, – не конь и не игрушка. «Плохой, – заявляет ребенок. Падает, таких конев не бывает». Таким образом, идея реализма разрешена в игрушке легко и просто.

Народ в игрушке дает ребенку простое, по подлинное, первосортное искусство. Оно близко и понятно ребенку, так как это правдивое и жизнерадостное искусство, оно радует ребенка, учит видеть и понимать окружающую его жизнь. Лишенная тенденциозности, фальши и позирования, народная игрушка, забавляя и радуя ребенка, просто и прямо учит его творчеству и труду. Эти качества, так ярко выступающие в русской народной игрушке (хотя многие из них принадлежат к игрушкам других народов), требуют от нас самого внимательного ее изучения, возрождения народной игрушки, широкого ее использования в педагогической практике. Конечно, помимо ценных художественных и педагогических традиций, в дальнейшем развитии народной игрушки важно соблюсти основной принцип – близость к современной жизни. Художнику и педагогу в объединении с мастером предстоит большая работа по обновлению и восстановлению народной игрушки.

Народная игрушка является при тщательном ее изучении неисчерпаемым источником мудрой и творческой народной педагогики. Несомненно, что идеи русских классиков-педагогов и советской педагогики связаны с этим источником непрерывной нитью своеобразного национального творчества в педагогике [9, стр.274-277].

Большое значение Е. А. Флерина придавала игрушке, способствующей развитию коллективной игры детей. Сюда следует отнести в первую очередь комплексные игрушки. Такие игрушки помогают детям реализовать в игре наблюдения окружающей жизни. Играя, дети как бы вступают в свои первые общественные отношения, усваивают нормы поведения в коллективе [17].

Игрушка забавляет и радует ребенка, вызывает положительное отношение к окружающему. Симпатия и привязанность к игрушке переносятся и на предметы, людей, изображенных в игрушке. Особое значение в формировании нравственных чувств ребенка имеет кукла. Игры с куклой пробуждают у детей заботливое, бережное отношение, внимательность и нежность, помогают накопить опыт положительных нравственных переживаний.

Разнообразные игрушки побуждают детей к совместной игре со сверстниками, более младшими и старшими товарищами и способствуют укреплению добрых чувств. Кукла с ее многочисленными «атрибутами» вызывает живой интерес к жизни людей. Национальная кукла – один из источников положительного отношения детей к сверстникам и взрослым другой национальности.

Будучи первым и самым доступным предметом искусства, игрушка вызывает у ребенка эстетические чувства и переживания, способствует накоплению эстетического опыта и формирует художественный вкус. Следует при этом особо подчеркнуть значение народной игрушки, воплощающей в себе художественные качества, близкие и попятные детям.

Игрушка побуждает детей к разнообразным действиям и удовлетворяет потребности ребенка в активном движении. Игры с мячом, шарами, вожжами, кеглями, игры в городки, серсо и др. развивают быстроту реакции, точность и координация движений. Многочисленные игрушки, предназначенные для детей раннего возраста (погремушки, резиновые мячи, фигурки и другие), развивают у ребенка зрительную и слуховую сосредоточенность, способствуют развитию хватательных движений и предметных действий. Разнообразные игрушки побуждают детей к совместной игре со сверстниками и старшими [7, стр.138].

Ушинский писал. «Дети не любят игрушек неподвижных... хорошо отделанных, которых они не могут изменить по своей фантазии... – писал он. – Лучшая игрушка для дитяти та, которую он может заставить изменяться самым разнообразным образом». «Дитя искренно привязывается к своим игрушкам, - замечал К.Д. Ушинский, – любит их нежно и горячо, и любит в них не красоту их, а те картины воображения, которые само же к ним привязало. Новая кукла, как бы она ни была хороша, никогда не сделается сразу любимицей девочки, и она будет продолжать любить старую, хотя у той давно нет носа и лицо все вытерлось» [2].

Познавательную силу игрушки высоко ценил А.М. Горький. Говоря о необходимости дать детям как можно больше знаний о мире, о своей стране, он подчеркивал, что это вполне возможно при наличии забавной, умной и просто написанной книги, а еще лучше может быть достигнуто интересной игрушкой [17, стр.8].

Игрушка приучает ребенка к осмысленной, целенаправленной деятельности, развивает мышление, память, воображение, внимание, вырабатывает выдержку, воспитывает волевые качества. Игрушки, богато отражающие социалистическую действительность, родную природу, способствуют формированию характера и интересов советского ребенка, помогают воспитывать его смелым, активным, творческим человеком, патриотом социалистической Родины.

О ценности и необходимости игрушки говорила Н.К. Крупская. Она отмечала, что дошкольник младшего возраста, еще не освоивший окружающей среды, изучает ее путем наблюдения, подражания, повторения без конца одних и тех же движений, слов, игр. Крупская говорила о необходимости наблюдать за тем, на что направлена самодеятельность ребенка, и давать те игрушки, которые его самодеятельность стимулируют, организуют, направляют в определенное русло.

Ребенок не умеет еще как следует различать цвета. Надо дать ему игрушки, которые научат его различать цвета (тут очень хороши разноцветные лоскутки, в которые ребята могут завертывать свою куклу, разноцветные кружочки, коробочки).

Ребенок не различает еще величин: ему надо давать игрушки, которые помогли бы ему осваивать величины.

Дошкольный старший возраст – самый трудный возраст для обслуживания игрушкой, так как обстановка, в которой живут ребята, очень разнообразна. А ребятам этого возраста нужна сугубая конкретность. И игрушки для этого возраста должны быть такие, которые могли бы помогать им изучить окружающую конкретную действительность. Для этого возраста очень хорошо уже пользоваться детским театром [11].

А.П. Усова отмечала, что в играх со строительным материалом решается задача формирования взаимопомощи у детей дошкольного возраста. Строительный материал настолько подвижен, что его можно подчинить самым разнообразным заданиям. Надо, чтобы постройка возводилась детьми на основе принципа взаимопомощи, и это бы воспитывало детей в определенном духе [9,стр.350].

studfiles.net


Смотрите также