Как из пластилина слепить дымковскую игрушку


Лепка игрушки по типу изделий дымковских мастеров «Дымковский конь». (3 класс)

Лепка игрушки по типу изделий дымковских мастеров

Провела: учитель Кадьярова Любовь Ивановна,

учитель 1 квалификационной категории

МКОУ «Школа № 4» г. Ижевска

Цель: Лепка дымковской игрушки «конь» из пластилина.

  1. Знакомство с новым видом декоративно-прикладного искусства – дымковской глиняной игрушкой «дымковский конь».

  2. Обучение лепке фигурки игрушки из целого куска пластилина, передавая особенности формы, пропорций и деталей;

  3. Закрепление умений использовать приемы лепки (вытягивание, защипывание, кручение, примазывание) для создания выразительного образа игрушки «дымковский конь».

  4. Научить детей поэтапному изготовлению дымковской игрушки по инструкционной карте.

  1. Развивать внимание, наблюдательность через включение в урок задания практического характера.

  2. Развивать навыки лепки по частям и из цельного куска пластилина.

  3. Развивать мелкую моторику рук и глазомера.

  4. Развивать фантазию, воображение.

  1. Воспитывать у детей интерес к декоративно-прикладному творчеству, к народным умельцам и людям культуры труда.

  2. Воспитывать познавательный интерес к предмету.

  3. Воспитывать усидчивость, трудолюбие и аккуратность при выполнении работы.

Форма урока: урок - закрепление.

Форма работы: индивидуальная.

Методы: объяснительно-иллюстративный, практическая работа.

Сохраняющие здоровье технологии: музыкальная терапия, физкультминутка.

- картинки (рисунки) с изображением дымковских мастеров;

- набор дымковских игрушек;

- инструкционная карта «Последовательность лепки дымковского коня»;

-готовое изделие из пластилина;

- доски для работы с пластилином.

Приветствие учащихся. Дети занимают свои места.

Нам радостно, нам весело,Смеёмся мы с утра.Но вот пришло мгновениеСерьёзней быть пора.Глазки прикрыли, ручки сложили,Головку опустили, ротик закрыли,И затихли на минутку,Чтоб не слышать даже шутку,Чтоб не видеть никого,

А себя лишь одного!

II. Введение в тему урока. 

– Сегодня у нас необыкновенный урок, а мастер-класс, мы будем создавать небольшую скульптуру маленького чудо-коня. Работать будем внимательно и аккуратно, чтобы он получился действительно сказочным.

- Посмотрите: какие инструменты нам подходят для работы?

(Столы поставлены по кругу; в центре на отдельном столике наглядность – образцы игрушек; на доске инструкционная карта «Последовательность лепки дымковского коня».)

-А сейчас, когда мы уже готовы к лепке, я расскажу историю о том, откуда взялся и откуда прискакал к нам вот этот конек.

- Мне, хочется рассказать вам одну удивительную историю.

Изготовление глиняных игрушек – особая отрасль гончарного дела. Мастера-игрушечники чаще всего изготовляют игрушки в виде фигурок, близких к природе: кони, птицы, козлы, бараны, а также в виде сказочного существа – полкана. Из декоративных настольных игрушек выделяются красочностью и мягким юмором изображения женских фигурок, «водоносок», «птичниц».

Народные игрушки поражают простотой и выразительностью формы, которая передает самое характерное, самое значительное. Среди промыслов изготовления глиняной игрушки, активно развивающихся и сегодня, одно из видных мест занимает дымковский. Его название связано с селом Дымково, что находится близ города Кирова (бывшая Вятка).

Рождались в селе том необыкновенные игрушки. Длинными, зимними вечерами лепили игрушки из глины местные мастерицы, игрушки распродавалась на празднике проводов зимы – Масленице. Многие игрушки делали как свистульки. Да и сам праздник назывался «Свистунья». Веселые игры, торговля игрушками, выпечкой, шум, свист, гармонь и пение.

Игрушки у дымковских мастеров умельцев получились необыкновенно красивыми, яркими, сказочными, волшебными. Люди считали, что эти игрушки оберегают от несчастий, от бед. Поэтому их ставили зимой между окнами, украшали игрушками дома.

- Все это символизировало приход весны и общую радость людей.

Многоцветная роспись соответствовала духу праздника, бурлящему веселью взрослых людей.

Посмотрите на игрушечного конька; он изящен, ножки упругие, тело подобранное, стройное, головка гордо сидит на шейке, хвостик колечками поднят ближе к спине. А сказочность ему придают яркие плоскости; круги с рюшками; ленты, вплетенные в гриву.

III. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы будем лепить одну из дымковских игрушек. Дымковский конь.

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил.

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

IV. Рассматривание дымковской игрушки «конь».

Создание мотивации.

Если есть возможность положить на парту, небольшую дымковскую игрушку коня или положить каждому ребенку картинку дымковской игрушки.

– Посмотрите, дымковские игрушки яркие, красивые, нарядные.

– Дымковские игрушки, изображающие животных и птиц, отличаются особой выдумкой. Вот, например, дымковские кони с пышной гривой и хвостом.

– Посмотрите, каждое животное отличается от других своими характерными признаками.

У коня – на шее грива, острые уши, пышный хвост, у барана – крутые рога, короткий хвост, у козлика – загнутые назад рога, бородка, короткий хвостик, на ногах «штанишки».

– Этими признаками одно животное отличается от другого.

– Чем же они похожи? Что у всех одинаковое? (Форма головы, шеи, туловища и ног). 

Физкультминутка -  «КОНЬ»

(Переключение внимания, снятие умственного напряжения).

Встаньте, ребята со своих мест, представьте себя, скачущими на коне, выполняйте движения по содержанию текста. 

«КОНЬ»

Конь меня в дорогу ждёт,

Бьёт копытом у ворот,

На ветру играет гривой,

Пышной, сказочной, красивой.

Быстро на седло вскочу

Не поеду – полечу.

Цок-цок-цок,

Цок-цок-цок.

Там, за дальнею рекой

Помашу тебе рукой.

Стучать пяткой

о пол.

Руками показывать

пышную гриву.

Выполнять движения

всадника.

Поцокать языком.

 Помахать рукой.

Правила техники безопасности при работе с пластилином:

  1. Выделить место для работы с пластилином.

  2. Аккуратно пользоваться пластилином, не пачкать стол, одежду, лепить на дощечке, не брать пластилин в рот; засучивать рукава перед работой.

  3. Использовать в работе стеки только под руководством учителя.

  4. После работы с пластилином привести в порядок рабочее место; очистить от пластилина доски, протереть стол мокрой тряпочкой.

  5. По окончании работы дети должны сначала тщательно вытереть руки бумажной салфеткой, а затем вымыть руки теплой водой с мылом, насухо вытереть полотенцем.

  6. Хранить пластилин в специальных коробках, в строго отведенном месте.

Пальчиковая гимнастика. 

«Лошадки»

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

По дороге белой, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки,

Цок-цок-цок, цок-цок-цок,

Скачет резвый табунок.

Повороты ладошек в разные стороны.

Пальцами стучат по столу в произвольном порядке.

«Дружные ребята»

  • Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

(Пальцы рук ритмично соединяются в «замок» и разъединяются.)

  • Мы с тобой подружим, маленькие пальчики.

(Одновременно дотрагиваемся подушечками пальцев одной руки до пальцев другой руки.)

  • Раз, два, три, четыре, пять….

(Поочередно соединяем одноименные пальцы: большой с большим,

указательный с указательным и т.д.)

(Одновременное касание подушечками пальцев двух рук.)

  • Раз, два, три, четыре, пять,

(Поочередное касание.)

(Кисти рук опустить вниз, встряхнуть.)

Объяснение практической работы.

Закрепление выполнения практической работы.

- ….. , что ты будешь делать сначала? (Показать рисунок на инструкционной карте).

- ….., что ты будешь делать затем? (Показать рисунок на инструкционной карте).

- ….., что ты будешь делать дальше? (Показать рисунок на инструкционной карте).

- ….., что ты будешь делать в конце? (Показать рисунок на инструкционной карте).

Инструкционная карта

    1. Отделяем деревянным ножичком или стекой четвертую часть овала, отрезаем от большого кусочка – это для головы, груди и туловища.

    1. Затем большой кусочек разрезаем стекой колбаску с двух сторон. Теперь формируем туловище и голову. Разрезанные концы слегка округляем и примазываем. Конечности слегка загибаем вниз, получились две передние ножки и две задние ножки.

    1. Маленький кусочек раскатываем в колбаску и с одного края утончаем и изгибаем – это голова.

    1. Теперь голова с шеей и грудкой прикрепить (примазать) к туловищу. Округляем ножки, утончаем копытца.

    1. К голове нужно приделать небольшие ушки. Прикрепить и примазать небольшие конические детали, заготовленные заранее.

    1. Для начала выполним седло – необходимый для всадника атрибут. Седло изготовим из деформированного шарика, который сначала расплющили в лепешку или таблетку, а затем изогнули, как нам надо.

    1. Для коня гордость – его грива и хвост.

    2. Гриву выполним в виде перевивающихся тонких жгутиков. Получается веревочка. Полученную веревочку прикрепляем между ушек, по шее и к началу спины прикрепим гриву.

    3. Сзади прилепляем крученый из двух коротких тонких колбасок хвостик.

    1. Покраска и роспись лошади.

Берем обыкновенную белую гуашь и клей ПВА, разводим в пропорции1х1, закрашиваем игрушку в белый цвет.

    1. Затем, когда гуашь высохнет, выполняем роспись дымковским узором (кружочки, полоски, точки).

Выполнение практической работы под классическую музыку.

Оказание индивидуальной помощи слабым ученикам.

Проведение текущего контроля

Опрос детей во время практической работы.

- Что будешь делать сначала?

- Что ты делаешь?

- Что ты будешь делать потом?

- Что будешь делать дальше?

Закрепление пройденного материала.

Анализ выполненной работы. (Закрепление пройденного материала)

–  С каким творчеством познакомились на уроке? (Дымковской народной игрушкой).

–  Из чего делают игрушки, над которыми мы работали? (Глины, пластилина).

– О каких игрушках мы говорили? (Фабричных и народных).

– С каким материалом вы сегодня работали? (Пластилином).

– Какими свойствами обладает пластилин? (Всегда готов к работе, пластичный, мягкий).

– Какие приёмы работы пластилином вы сегодня применили? (Скатывание, сгибание, надрезание, вытягивание, примазывание, сглаживание).

– Какие инструменты вам понадобились? (Ваши руки, пальчики и стеки).

Рефлексия.

На уроках вы, ребята, должны учиться самостоятельно, оценивать свою деятельность.

- Что особенно понравилось на уроке? Почему?- Какое у вас сейчас настроение? Комфортно ли было на уроке?- Что вызвало затруднение? Почему?

- Какие приемы мы использовали?

- Какой прием тяжелее было выполнять?

Итог урока. Уборка рабочего места

(Стимулирование деятельности учащихся).

- Вы молодцы, хорошо потрудились на уроке, сделали замечательные игрушки.

  • Оценивание качества выполненных изделий (выставка работ). Выявление наиболее аккуратно выполненных работ.

  • Оценивание работы детей (выставление оценок, устное поощрение, стимулирование работы учащихся «Умницами»).

infourok.ru

Как сделать из пластилина Дымковскую лошадку

Красивая и неповторимая дымковская игрушка может украсит ваш новогодний стол своим присутствием. Для этого достаточно, заблаговременно слепить ее из пластилина. К изготовлению такой поделки с удовольствием подключатся дети, так что не лишайте их удовольствия и предоставьте им полностью оформления декора лошадки.

Дымковская лошадка из пластилина своими руками

Нам понадобятся:
  • пластилин синего, голубого, жёлтого, оранжевого, фиолетового и чёрного цветов;
  • стека.

Рассматриваем схему и стараемся слепить лошадку таким же способом.

1. Лепим туловище

Раскатываем валик и сгибаем дугой.

2. Формируем тело

Надрезаем стеком с одной стороны так, чтобы получились шея и ноги.

3. Формируем ноги

Делаем надрезы стеком, чтобы получились пары ног.

3. Оформляем.

Рассматриваем варианты оформления лошадки, выбираем способ и лепим гривку с хвостиком.

ГОТОВО!

mamaschool.ru

Дымковская лошадка из пластилина своими руками (поэтапно)

4241

Очень необычная дымковская игрушка лошадка из пластилина может украсит ваш новогодний праздник. И не важно, что игрушка будет совсем небольшого размера, она будет постоянно привлекать внимание домочадцев и приглашенных гостей.

Как слепить дымковскую лошадь из пластилина

  Начинаем лепку лошадки с изготовления толстенькой «колбаски», которую затем, держа руку с наклоном, раскатываем в «морковку».
  Сгибаем ее под прямым углом — получаем туловище и шею.
  Тонкий конец еще раз сгибаем — это голова.
  Для ног так же раскатываем четыре «морковки» или «колбаски».
  Для удобства и прочности присоединения к туловищу срезаем их верхние (толстые) концы наискосок.
  Намазываем шликером (жидкой глиной) и прижимаем к туловищу. Так как многие дети у нас могут работать только одной рукой, ноги к лошадке прижимаем, кладя её на бок — сначала на один, потом — на другой.
  Ставим лошадку на ноги.
  Осталось сделать ушки и хвост. Ушки — это две маленькие «морковочки».
И хвост — тоже. Хвост присоединяем толстым концом вниз. У классического филимоновского коня в хвосте находится свисток. Мы его не делаем.
  Лошадки готовы к сушке и обжигу.
  После обжига игрушка раскрашивается. При этом также приходится несколько изменить способ раскраски по сравнению с традиционным.

Источник.

novyj-god.su


Смотрите также