Как называется игрушка в основе которой лежит принцип равновесия


Физика в школе

Многие детские игрушки позволяют проиллюстрировать те или иные физические принципы, явления, законы.

Игрушки: 1) занимательны, активизируют интерес и внимание учеников, 2) связывают мир «обычных» вещей с миром физических законов, учат видеть «физику» всюду,  - потому их нужно использовать в обучении. 

Отведём игрушкам место в нашем музее физики. Мы уже поместили там калейдоскоп, колыбель Ньютона. (Понятие игрушка можно рассматривать широко. Большой адронный коллайдер разве не является в какой-то мере игрушкой для учёных-физиков?)

С помощью следующих «экспонатов» иллюстрируются понятия: центр тяжести (центр масс), устойчивость, условие устойчивого равновесия.

1. Ванька-встанька

 

                   

« …Мой характер не сломить,       меня никак не положить,       Хоть старайся, расстарайся,

      никогда тому не быть».

Если при отклонении тела от положения равновесия возникают силы, возвращающие его обратно, то такое равновесие называют устойчивым.

Ванька-встанька (или неваляшка) возвращается всегда в вертикальное положение – значит, это есть положение его устойчивого равновесия. Для тела, находящегося в состоянии устойчивого равновесия, выполняется условие: центр тяжести тела занимает самое низкое возможное положение. Если при попытке вывести тело из положения равновесия, центр тяжести поднимается, то такое равновесие будет устойчивым.

У Ваньки-встаньки в нижней части находится тяжёлый полушар. Центр тяжести полушара – точка С – при наклоне приподнимается.  В самом деле, расстояние CD больше расстояния АС. Значит, равновесие в первом случае устойчиво.

Для тела, опирающегося на одну точку, в состоянии равновесия центр тяжести находится на одной вертикали с точкой опоры (на первом рисунке СА – вертикаль).  (Замечание. Рисунок взят из «Элементарного учебника физики» под ред. Ландсберга, но исправлена неточность. У Ландсберга отрезок СВ нарисован вертикальным (B – точка касания полушара и плоскости), что может быть только в состоянии равновесия. На выделенное выше жирным шрифтом у Ландсберга не обращено внимание.)

При отклонении от положения равновесия возникает момент силы, возвращающий тело в равновесное состояние с наинизшим положением центра масс.

Многие пытались удерживать в равновесии на ладони или кончике пальца биллиардный кий, школьную указку или большую линейку, как это показано на рисунке. (Рисунок взят отсюда: Хилькевич С. С.Ю »Физика вокруг нас», Библиотечка «Квант», Выпуск 40. Москва, Наука, 1985)

 Когда кий падает в какую-нибудь сторону, вы перемещаете в эту же сторону ладонь, чтобы точка опоры неизменно была на одной вертикали с центром тяжести кия строго под ним. Такое равновесие нельзя назвать устойчивым, т. к. силой, возвращающей тело в положение равновесия, является внешняя сила  руки, а не сила тяжести.                

По принципу «неваляшки» изготовляют разные вещи: солонка и перечница для кухни, часы,  чашка для малышей, шахматные фигуры.

2. Парящий орёл

Центр тяжести (центр масс) тела может находиться вне тела, если это тело имеет сложную форму. Центр тяжести орла находится ниже точки подвеса на одной вертикали с ней, занимая самое низкое положение. При отклонении от положения равновесия центр тяжести приподнимается, сила тяжести и сила реакции подвеса не уравновешиваются, равнодействующая этих сил (красная стрелочка) возвращает тело к положению равновесия. Значит, это равновесие будет устойчивым. (Мы заменили опору на подвес, т. к. это не меняет картины, – фигурку орла можно подвесить за клюв.)

 Это же явление, – кажущегося удивительным равновесия, – можно наблюдать в следующем занимательном опыте.

 

3. Подставка для бутылки

(Такую подставку можно купить в винном магазине или сделать самим.)

Если тело опирается не на одну точку, а на несколько точек (например, стол) или на площадку (например, ящик), тогда условие равновесия чуть изменится. Чтобы тело находилось в равновесии, необходимо, чтобы вертикаль, проведённая через центр масс, пересекала контур, ограниченный опорными точками, или площадку, служащую опорой для тела.

Вертикаль, проведённая из центра тяжести бутылки, попадает внутрь опорной площадки, потому равновесие устойчиво. Если наклонить бутылку так, что вертикаль выйдет за пределы опорной площадки, – конструкция опрокинется.

 Ссылки: О ВАНЬКЕ-ВСТАНЬКЕ, ЦЕНТРЕ ТЯЖЕСТИ И РАВНОВЕСИИ

Парадоксальное равновесие

fiziks.org.ua

Баланс и равновесие: выбираем игры

Маленьким детям довольно трудно объяснить словами, что такое механическое равновесие и как оно работает. Они пока толком не понимают, что значит «система», «сумма всех сил» и прочие  физические термины.

Зато дети очень хорошо могут почувствовать на практике, как работает равновесие. Более того, кажется, что без практических опытов с механическим равновесием, школьная механика рискует остаться тайной за семью печатями. К счастью, недостатка в такого рода опытах дети не испытывают: катание на беговеле и велосипеде, раскачивание на качелях, на каждом конце которых сидит по ребёнку, попытка выстоять и не упасть на балансире – все эти виды деятельности помогают осознать принципы работы равновесия и баланса.

Посмотрим, какие игрушки основаны на принципах равновесия и станут для ребёнка не просто забавой, но и пособием в духе занимательной физики.

Балансирующие пирамидки из деревянных фигурок

Один из популярных и в то же время красивых и интересных разновидностей игрушек-балансиров – это набор из несколько деревянных фигурок, которые можно ставить одну на другую, комбинируя их самым разным образом. Производитель «Лукоморье» из г. Ярославля выпускает деревянный игровой набор «Дельфины». Игра состоит из пяти фигурок разного размера и разной формы, с которыми можно играть совершенно по-разному. Они вполне годятся для сюжетно-ролевой игры или раскрашивания, но в первую очередь предназначены для того, чтобы выстраивать из них самые разные пирамидки. Игрушка не только позволяет на собственном опыте познать законы баланса и равновесия, но и подталкивает к тому, чтобы искать всё новые решения, воплощения и варианты. В конечном итоге именно такие игры воспитывают  творцов. Нельзя не отметить и медитативный смысл такой игры: она расслабляет, помогает отвлечься от ненужных мыслей, даже взрослые с большим удовольствием ставят друг на друга дельфинчиков так и этак. Это попросту приятно делать! Идея игры «Дельфины» принадлежит немецким производителям, «Лукоморье» изготавливает игру по лицензии.

Целую серию балансирующих пирамидок делает частная мастерская из Москвы «Комодные слоники». В их ассортименте есть 5 небольших и 4 больших набора тематических фигурок, которые хорошо сбалансированы и комбинируются друг с другом не хуже дельфинов.

Балансируем на полукруглой основе

Немало игрушек и игр-балансиров построено на идее выстраивания однородных мелких частей на полусфере или объёмном полукруге. В этом случае задачей игрока становится так располагать фигурки на неустойчивой основе, чтобы она никуда не наклонялась и части игры не разлетались и не скатывались в разные стороны. Красивых полукруглых балансиров импортных производителей столько, что можно сбиться со счёта – каждый, кто производит красивые деревянные игрушки, считает своим долгом сделать красивый Ноев ковчег или другой яркий и привлекательный полукруглый балансир. Отечественные производители не отстают – дивные мастера, которые придумывают и делают игрушки «Шуша», предлагают детям набор из звёздочек, балансирующих на луне и разноцветных сов, которые могут качаться на  кусочке дерева.

Интересную игру для нескольких игроков, основанную на этом принципе, предлагает российский производитель «Вальда», называется она «Куча-мала». На голубой полусфере игрокам предстоит разместить 60 деревянных шайб разного размера. Они поровну делят шайбы и по очереди выставляют их на основу. Проиграет тот, чей ход заставит полусферу перевернуться. Как и остальные игры Вальды, она сделана из дерева, шайбы не окрашены, все детали хорошо обработаны, гладкие и приятные на ощупь.

Немного похожа на «кучу» игра «Balance» немецкой фирмы Selecta. Правда в ней все деревянные шайбы одного размера и выкладываются они на три разных полукруглых основы разных цветов: всё зависит от того, какой цвет выпадет на кубике. Игрокам предстоит разместить на основах 28 шайб, что не очень-то просто, ведь основы так и норовят перевернуться!

Собираем вокруг основы

Некоторые игры-балансиры предлагают собирать гармоничную конструкцию вокруг одного основания. Новые детали добавлять нужно таким образом, чтобы одна сторона композиции не перевесила и композиция не развалилась. Особенно удачно воплощается эта идея в играх фирмы plantoys «Коралл» и «Кактус», сделанных из каучукового дерева. Гладкие красивые детали нанизываются одна на другую, так что получается красивое ветвистое дерево. В эту игру можно играть как одному, так и вдвоём, когда игроки по очереди добавляют новые детали и выигрывает тот, кому удаётся правильно вставить все части – так, чтобы конструкция удерживала баланс и не развалилась. Игры «Кактус» и «Коралл» состоят из 25 деталей разного цвета и размера, гладкой, округлой формы. Одна из игр отмечена премией на выставке игрушек в Германии и Японии. Аналог игр PlanToys – игра «Цветы и дерево» тайванского производителя GoGo, выпускающего игры для детей  из высококачественной древесины.

Настольные игры по принципу баланса для дошкольников

Существует немало настольных игр, в которых игрокам предстоит помериться ловкостью и глазомером, а также своим пониманием баланса и равновесия. Выставляем друг за другом детали на игровое поле по определённому принципу и смотрим, как бы они не попадали!

Игра «Пингвины на льдине» немецкой фирмы Ravensburger предлагает нескольким игрокам разместить 24 пластмассовых пингвина на скользкой льдине. Сама льдина весьма устойчива, а вот пингвины так и норовят с неё соскользнуть! Играют от 1 до 6 игроков от 5 лет, впрочем, весело будет игрокам любого возраста.

Интересную игру на баланс с божьими коровками делает уже упомянутый выше plantoys. В игре «Балансирующие божьи коровки» игрокам предстоит разместить 18 божьих коровок на веточках кустика-балансира. Коровки располагаются не хаотично, а в соответствии с цветом, выпавшем на кубике. Коровки и веточки дерева (закреплённые резиночками) имеют разный размер, размещать жучков следует очень аккуратно, чтобы они не упали и не уронили деревце, а выигрывает тот, кто сможет избавиться от всех своих букашек. Игра эта тренирует не только ловкость рук и чувство баланса, а способствует развитию целой гаммы сенсорных навыков – определение цвета, размера, формирование элементарных математических представлений.

Ещё одна простая игра на баланс для дошкольников – Swingolo французского производителя Djeco.На цветочек надо поставить разных букашек, так, чтобы цветочек не упал. При этом нельзя ставить букашек друг на друга или устанавливать их «на ребро». Бабочки и прочие попадают на основу не в произвольном порядке, а в зависимости от того, что выпадет на кубике, впрочем,  с самыми маленькими игроками наверняка можно выдумывать свои собственные правила, главное, чтобы все получали удовольствие. Это, наверное, самая красивая игра на баланс для детей, хотя всякий знает, что Djeco вообще умеют делать невероятно красивые игрушки.

Игра-балансир может быть как игрушкой, для занятий с которой потребуется немалая ловкость рук и чувство равновесия, так и спортивным снарядом, управление которым потребует мастерства от всех мышц.

Но о спортивных игрушках, которые позволят балансировать всем телом, поговорим как-нибудь в другой раз!

Другие статьи в этой рубрике:

Это не просто безопасная игрушка, которая сделана не из синтетики, это ещё может быть игрушка, которая учит экологичному поведению, умению понимать природу и бережно с ней обращаться. читать далее »

Приобретая пособия Фионы Уотт, стоит позаботиться о том, чтобы запасов цветной бумаги, гофрокартона, красок, цветных карандашей, бумаги шелковой и прочих творческих материалов, даже старых газет, дома было в избытке… читать далее »

Родители охотно покупают сначала пазлы из 2-4 частей, затем из 15-24 кусочков и так далее, чем больше частей ребёнок способен собрать воедино – тем сильнее родители будут гордиться. читать далее »

fly-mama.ru

Рациональное питание - принцип равновесия

Правильное питание для похудения Здоровое питание Раздельное питание «Нет перекусам!» - золотые правила питания Правильное питание по аюрведе Рациональное питание Важность правильного питания Основы диетического лечения ожирения Обеспечение человека полноценными продуктами Правильное питание на каждый день Сбалансированное питание Корректное питание при занятиях фитнесом Основы рационального питания Три принципа рационального питания Роль рационального питания для здоровья Здоровое питание для похудения взрослых людей Основные принципы сбалансированного питания Принципы импульсного питания Методы удаления радионуклидов с продуктов питания

У меня нет никаких возражений по поводу слова «диета». Но поскольку этот термин часто ассоциируется всего лишь с короткосрочной радикальной программой, целью которой является резкая потеря веса, специалист в области питания разработал концепцию, названную рациональным планом питания. Этот подход воспитывает у людей привычки, которые будут сопровождать их в течение всей жизни.

Как и в случае с аэробными упражнениями, главный принцип, который лежит в основе правильного питания, - это равновесие. Если после прочтения этой книги обнаружится, что вам необходимо похудеть, не следует немедленно исключать из рациона одно из любимых блюд или следовать причудливой и странной диете. Достаточно сохранять приятное равновесие в питании, приятное даже если придётся ограничить количество потребляемых калорий.

Один довольно печальный пример того, что может случиться, если диета и вес человека не сбалансированы, представляет собой история 48-летнего бизнесмена. Он пробегал несколько раз в неделю 5-8 километров в течение по крайней мере восьми лет, причём занятия были весьма регулярными. Как и следовало ожидать, в многочисленных тестах, которые ему предложили, выявился довольно высокий уровень выносливости и тренированности; во время теста на тредбане, например, показал превосходный результат для его возраста. Он находился в такой хорошей форме, что после обследования принял участие в нескольких пробегах на длинные дистанции, а в октябре 1980 года одолел Нью-Йоркский марафон. В дополнение к такому жёсткому спортивному режиму занимался также на велотренажере раз или два в неделю по 45 минут.

Но, отдавая предпочтение аэробным упражнениям, он игнорировал некоторые факторы гармонии организма. Прежде всего, не боролся с лишним весом, превышавшим рассчитанную для него норму на 7-9 килограммов, ел, обычно, сколько вздумается и что вздумается, считая, что физическая нагрузка сможет нейтрализовать многие, если не все, отрицательные последствия неправильного питания. При этом он не интересовался ни калорийностью пищи, ни окружностью талии.

Кроме того, ему казалось, что совсем не обязательно проходить регулярные медицинские обследования. Он говорил мне: «Невозможно бегать, как я, и иметь больное сердце!» - и оказался предоставленным самому себе в течение семи лет.

За потерю гармонии в образе жизни он заплатил потерей здоровья, которое, как он считал, находится целиком в его власти. Вдали от дома его настиг жестокий сердечный приступ. К счастью, была оказана своевременная и эффективная медицинская помощь, жизнь оказалась вне опасности. Он выздоравливает медленно, и хочется надеяться, что ему не потребуется восстановительная сосудистая хирургия.

Этот случай показывает: для укрепления и поддержания здоровья недостаточно только регулярных занятий бегом. Если бы вес, питание и регулярные медицинские обследования у этого человека находились в должном равновесии, то он оставался бы совершенно здоровым.

С питанием связан ещё один важный фактор равновесия - баланс холестерина, жироподобного вещества, влияющего на повышение жёсткости стенок кровеносных сосудов и возникновение коронарной болезни. Холестерин - нужное для организма вещество, и исследования, проведённые в Центре аэробики, в других лабораториях и клиниках, показывают, что холестериновый баланс, как и баланс во всех системах организма и в образе жизни, - ключ к здоровью.

Сейчас достаточно оснований считать, что не общее количество холестерина угрожает здоровью, а нарушение равновесия между двумя его типами —так называемым хорошим холестерином, липопротеином высокой плотности (ЛВП) и плохим - липопротеином низкой плотности (ЛНП).

Эмоциональная гармония >>>>

  Поделиться:

www.pravilnoe-pokhudenie.ru

«Физика и детская игрушка»

Зачетное (открытое) занятие курса по выбору

«Физика в игрушках» в 8 классе

(разработала учитель физики Зюлева В.И.)

Тема: «Физика и детская игрушка»

Форма занятия: выставка игрушек в ГПД (группе продленного дня) для учащихся 1- 4 классов.

Цель занятия: показать связь замечательного мира детских игрушек с миром науки физики.

Задачи для учащихся – экскурсоводов:

1. Рассказать о физических принципах устройства игрушек – экспонатов.2. Проиллюстрировать эти принципы с помощью физических приборов.3. Продемонстрировать игрушки, в устройстве и действии которых используютсяфизические явления и законы.
Раздел выставки Игрушки Опыты
1. Звуковые игрушки Погремушки, поющая птичка, «говорящие куклы», свирель, шарманка, пианино, гитара, балалайка
  1. Колебание шарика вблизи ветвей камертона
  2. Резонанс камертонов
  3. Звучание струны пианино
2. Плавающие игрушки, действие которых основано на существовании Архимедовой силы Надувные «спасательныекруги», водолаз, кораблик, лодочки
    1. Иллюстрация закона Архимеда
    2. «Картезианский водолаз»
    3. Плавание яйца внутри раствора соли
3. Заводные игрушки Заводные машинки, зверюшки,детская железная дорога
  1. Полет закрепленной пружины при пережигании стягивающей её нити
  2. Движение шара под действием скатывающегося с горы цилиндра
4. Инерционные игрушки Инерционные автомобили, самолётики.
  1. Опыт с наклонной плоскостью, бруском и куклой на машинке
  2. Выбивание монетки из стопки резким ударом
5. Игрушки, действие которых основано на различном положении центра тяжести Кукла – неваляшка, зайцы, кукла с закрывающимися глазами, клоун на проволоке.
  1. Равновесие линейки
  2. Центр тяжести различных фигур
  3. Опыт с «этажеркой»
  4. Поднятие вверх по наклонной плоскости тела в виде двух склеенных основаниями конусов

Примерные тексты экскурсий с указанием использованных игрушек и возможных опытов.

1.Звуковые игрушкиМы живем в мире звуков. Где бы мы не находились, нас сопровождают разные звуки. Например, ребенок ещё совсем маленький, а уже гремит погремушкой. Это его первая игрушка, и она звуковая.

Демонстрации: звучание погремушки, гитары, маракаса, балалайки

Опыт 1. Если по камерону ударить молоточком, то он зазвучит. Поднесем к звучащему камертону теннисный шарик, подвешенный на нити. Ветви камертона будут его периодически отталкивать. Это показывает, что ветви звучащего камертона колеблются. Как только прекращаются колебания камертона – исчезает и звук. Следовательно, источниками звука являются колеблющиеся тела.

(Демонстрация свистульки, изготовленной учащимся.)Теперь посмотрим другую игрушку – звучащего кота. Когда мы нажимаем на нее, воздух выходит из подушечки, находящейся внутри игрушки, а когда мы отпускаем – устремляется внутрь игрушки, она постепенно распрямляется, воздух внутри неё колеблется, издавая звук.«Говорящие» куклы умеют произносить: «Мама». Причина этого – колебания воздуха внутри кожаной коробочки с отверстиями, которую помещают внутрь игрушки. При наклоне куклы груз, находящийся в коробочке, падает, заставляя воздух в ней сжиматься и выходить из отверстия. Колебания воздуха сопровождаются звуком.Причиной музыкальных звуков, издаваемых гитарой, балалайкой, пианино являются колебания воздуха внутри неё. Чтобы звук был громче, музыкальные инструменты имеют специальные резонаторные ящики. Колебания струн, клавиш через стенки передаются воздуху в ящиках, который начинает тоже колебаться и издавать звук.

Опыт 2. Камертон, снятый с резонаторного ящика, звучит очень тихо. Если же поставить камертон на ящик, то его колебания через стенки ящика передаются воздуху в нем. Вследствие этого воздух тоже начинает колебаться и издавать звуки. Если частота колебаний камертона и воздушного столба одинаковы, то происходит усиление звука – резонанс. Теперь вам понятно, для чего у шарманки, гитары, пианино делают резонаторные ящики.

2. Плавающие игрушки, действие которых основано на существовании Архимедовой силы.Если вы не умеете плавать, вам на помощь придут надувные резиновые игрушки. Эти игрушки не тонут, потому что обладают большой подъемной силой, так как вес их намного меньше действующей со стороны воды выталкивающей силы. Величина выталкивающей силы зависит от плотности жидкости, поэтому в морской соленой воде легче плавать, чем в реке или озере.

Убедимся в этом на опыте. Опустим яйцо в банку с обычной пресной водой – оно тонет. Будем подсыпать в воду соль – яйцо всплывет.

Законы плавания тел используются в устройстве детской игрушки «водолаз».

Для опыта используем плавание перевернутой пробирки внутри цилиндра с водой, затянутого пленкой. (Целесообразнее вместо пробирки взять яркую фигурку водолаза – игрушки). Если нажать пальцем на перепонку, воздух в сосуде сжимается и сильнее давит на воду, вследствие чего некоторое количество воды входит в нижнее отверстие игрушки. «Водолаз» становится тяжелее и опускается на дно.

Обратите внимание на наш бассейн. Вы видите здесь много корабликов, лодочек. Представьте себе, что перед вами большой корабль. Его только что построили и должны узнать предельный вес груза, который может перевозить этот корабль. Но не могут же нагружать корабль до тех пор, пока он не утонет, и таким образом узнать предельный вес груза. Наибольший допустимый вес груза узнают заранее.

(Демонстрация плавания железной коробки). Опыт с плавающей железной коробкой показывает, что коробка вытесняет своей подводной частью количество воды, равное её весу. В этом отношении все суда и корабли похожи на нашу коробку.

Глубину, на которую судно погружается в воду, называют осадкой. Наибольшую допускаемую осадку отмечают на корпусе судна красной линией, которая называется ватерлинией. Вес вытесняемой судном воды при погружении до ватерлинии, равной силе тяжести судна с грузом называется водоизмещением судна.

Итак, законы плавания тел всегда учитываются при изготовлении игрушек, поэтому они плавают на воде и нам помогают плавать. Очень давно, ещё маленькими, мы полюбили эти игрушки: косолапого мишку, зайку, курочку. Почему движутся заводные игрушки? Разберемся с устройством игрушки «Курочка ряба».Механизм, при помощи которого происходит движение, состоит из основного вала и двух ведомых, пружины и зубчатого колеса. Сжатая пружина обладает потенциальной энергией взаимодействия её частей. За счет потенциальной энергии тело может совершать работу.

Опыт 1. Поместим пружину на металлический стержень от подъемного столика. Сожмем пружину и свяжем её ниткой. Разрежем (или подожжем) нитку, пружина взлетает высоко вверх. Пружина приобрела скорость, так как её потенциальная энергия (энергия взаимодействия), перешла в кинетическую энергию (энергию движения).

Опыт 2. С наклонной плоскости пустим цилиндр, на пути которого находится шарик. Шарик тоже приходит в движение. Явление объясняется также передачей энергии движения в энергию взаимодействия.

(Демонстрация заводной игрушки – автомобиля, изготовленной учащимся)

4. Инерционные игрушки.Вы, ребята, смотрели сейчас заводные игрушки. А эти игрушки не требуют завода, но тоже некоторое время движутся, если мы поможем им и подействуем силой своей руки.Эти инерционные игрушки помогла создать физика. Принцип действия инерционной машины заключается в следующем: на задней или передней оси находится ряд шестеренок, которые в свою очередь соединяются с маховиком. Мы толкаем автомобиль, шестеренки придают движение маховику. Маховик же обладает большой массой, и, следовательно, будет долго сохранять состояние движения, которое ему сообщили. Явление инерции можно наблюдать на опытах:

Опыт 1. Установим на столе доску. Внизу у доски положим брусок. Поместим на наклонную доску грузовик с находящейся в нем куклой и предоставим ему возможность скатываться вниз. В конце доски грузовик остановится, а кукла, продолжая двигаться, упадет. Следовательно, движение тел сохраняется до тех пор, пока они не встретят на своем пути препятствие.

Опыт 2. Линейкой выбиваем монетки из столбика. Столбик не разваливается ,т.к. монеты по инерции сохраняют состояние покоя.(Другой вариант опыта: выбивание резким щелчком открытки, лежащей на стакане, на которой находится ластик. Открытка отлетает в сторону, а ластик, по инерции, остается в покое на том же месте и затем падает в стакан).

(Демонстрация детской «рогатки» и объяснения принципа действия).

  1. Игрушки, действие которых основано на различном положении центра тяжести.
Представим себе, что мы с вами в цирке. Выступают акробаты, ловко подбрасывают мячи жонглеры, передвигаются осторожно на большой высоте канатоходцы. Есть особые секреты, не зная которые невозможно стать цирковым артистом. Эти секреты заключаются в законах физики, без которых жонглер не может быть находчивым и ловким. Например, он должен знать, при каких условиях тело может опрокинуться, или изменить направление полета.Все это знали и на фабрике детской игрушки. Посмотрите, какую красивую неваляшку там сделали. А чтобы понять, почему она никогда не падает, обратимся к физике.

Опыт 1. Возьмем линейку и подвесим её на нитке так, чтобы нитка свободно передвигалась. Будем менять положение петли, чтобы линейка пришла в равновесие. В этом случае говорят, что линейка подвешена в центре тяжести.

А теперь рассмотрим, при каких условиях тела находятся в равновесии. Для этого возьмем «этажерку» и проделаем опыт.

Опыт 2. Положение этажерки будем менять и заметим, что если вертикаль, проведенная из центра тяжести, пересекает площадь опоры, то этажерка остается в равновесии. Устойчивое равновесие наблюдается при самом низком положении центра тяжести.

Большой устойчивостью обладает тело, имеющее форму шарового сегмента, лежащего на своей выпуклой поверхности. Такое тело используется в устройстве распространенной игрушки «неваляшки». При всяком наклоне игрушки её центр тяжести поднимается. Это вызывает самостоятельное движение игрушки к исходному положению наиболее устойчивого равновесия, при котором центр тяжести расположен ниже.

(Демонстрация самодельных «Неваляшек).

Рекомендации: Выступления экскурсоводов должны быть строго синхронизированы. Согласно приведенному выше плану каждая экскурсия рассчитана на 7 - 8 минут.

kak.znate.ru


Смотрите также