Лого

Наборы с поздравлением!

Теперь вы можете бесплатно заказать
персональное поздравление
в составе набора для рукоделия. Удивите своих близких! Просто укажите при заказе!
НатаТойс — Шейте сами

наборы для рукоделия:   шьём подушки и мягкие игрушки



Корзина
корзина

В Вашей корзине нет товаров

оформить заказ



Как сделать игрушку для мелкой моторики


Как развить мелкую моторику: 10 полезных игрушек для малышей

Когда в семье появляется малыш, тут же хочется накупить для него всего-всего да побольше. Среди необходимых памперсов, пустышек и бутылочек особое место мы – родители – выделяем для игрушек. Игрушка должна быть ему по силам, не тяжелой, безопасной и не очень огромной, карапуз должен видеть ее всю сразу. И, конечно же, она должна быть развивающей.

Малышам, особенно в возрасте до 1 года, нужны игрушки для развития мелкой моторики. Зачем? Для снижения гиперактивности, для развития речи ребенка, координации движений, внимательности.Так, какие же они игрушки-помощники родителям?

Слингобусы

Подойдут малышу с самого рождения. Это нанизанные на нитку бусины разного размера, цвета, фактуры. Они удачно умещаются в маленькой ладошке. Многие мамы знают, что при кормлении малыши любят сжимать ладошки, поэтому всегда пытаются что-либо ухватить. Такие бусы – отличный вариант. Они массируют ладошку и пальчики, развивая тем самым моторику.

Фактурные погремушки

Для малышей 2-3-месячного возраста, когда они начинают проявлять к игрушкам интерес и сами тянутся к ним. Такие погремушки изготавливаются из разных материалов: ткани, дерева, пластмассы. Они дают ребенку первые знания о материалах (твердый, мягкий, пушистый, гладкий). Поначалу сами предлагайте погремушку, водите ею по ладошке, и совсем скоро малыш сам будет держать ее.

Мягкие книжки-развивашки

Прекрасно подходят для деток с 4-5 месяцев, которые уже могут концентрировать внимание, сами проявляют интерес к картинкам.Такие книжечки обучают кроху такому пока еще сложному для него навыку, как перелистывание страничек. Вариантов таких книжек очень много: их странички могут шуршать, пищать, их можно брать с собой ванну.

Деткам после 9 месяцев подойдут книжки из фетра с различными деталями на липучках, которые можно менять местами, соединять, шнуровать.

Кубики

Отличная игрушка для деток старше 6 месяцев. Они уже могут сидеть, у них уже совсем другой обзор окружающих предметов. Сначала можно приобрести мягкие кубики, их удобнее держать в руках, перекладывать, ставить один на другой. А со временем, когда ручки станут более ловкими, а движения увереннее, заменить их на пластмассовые или деревянные.

Пазлы

Эта игрушка для детей от 9-10 месяцев. Современные производители предлагают широкий выбор пазлов для детей любого возраста. Малышам лучше играть с крупными из малого количества деталей (4-6-10). Хороший выбор – пазл-коврик, из которого еще можно сложить длинную дорогу, большой куб или просто посидеть на нем. Игра с пазлом – это первые уроки логики, упражнения по координации движений маленьких ручек.

Развивающие панели

Возраст от 9 месяцев. Каких только вариантов развивающих панелей мы не видим. С окошками, дверцами, шнурочками, замочками, ключиками. И все они одинаково хороши, потому что обучают наших малышей новым движениям и навыкам. Отдельное внимание следует обратить на шнуровку, поскольку нынешние модели детской обуви вполне обходятся без нее. А шнурование и завязывание требует от детей специфических навыков в движениях.

Пирамидка

Подходит для детей с 9-10 месяцев. Пожалуй, это игрушка всех времен и народов. Но не стоит ее недооценивать из-за простоты. Нанизывание колечек – базовый элемент детской моторики. Освоили обычное надевание колец, переходим к заданию посложнее – сравниваем размеры и только потом надеваем на стержень.

Сортер

Играть с ним можно с года.Сортер – это большой пустой куб или домик, по сторонам которого отверстия различной формы. В них нужно складывать подходящие фигурки. Все малыши любят собирать в коробки разные мелкие предметы и игрушки. А сортер нам предлагает усложненное задание: нужно найти ту фигурку, которая сможет поместиться в отверстие и попасть внутрь. И яркая игрушка, и упражнение для развития ловкости ручек, и задание на логическое мышление.

Пластилин

Рекомендуется детям от года, но во время лепки нужно ваше родительское присутствие и контроль. Пластилин сложно назвать игрушкой, это скорее материал для детского творчества, но для развития мелкой моторики малышей это незаменимая вещь. Сколько различных движений нужно сделать пальчиками, чтобы слепить что-либо. К тому же это еще и развивает детское воображение.

Конструктор

Рекомендуемый возраст указывается для каждого отдельного вида конструктора.

Конструкторы развивают те же навыки, что и кубики, но благодаря различной форме, конфигурации отдельных деталей более интересны маленьким строителям. Здесь главный критерий родительского выбора – чем больше деталей, тем лучше.

Перефразируем классика: все игрушки хороши – выбирай на вкус. Родители помните: сама по себе игрушка мало что развивает без вашего участия в игре, без ваших слов, объяснений. Малыши в возрасте до 3-х лет не могут подолгу занимать себя сами им обязательно нужно ваше присутствие.

НАЖМИТЕ НА СТАТЬЮ НИЖЕ, чтобы читать еще:

mama-likes.ru

Делаем игрушки для развития мелкой моторики самостоятельно

Полки магазинов ломятся от разнообразия игрушек и развивающих комплексов. Не составляет труда найти и купить все, что необходимо для развития конкретных навыков, получения нужных знаний. На многих сайтах можно подобрать необходимый спектр обучающей литературы, предметы для занятий с детьми определенного возраста и по выбранной методике. Но этот вариант подходит не всем родителям. Ведь большое удовольствие испытывают мамы и папы, самостоятельно подбирая и создавая своим деткам интересные занятия и игрушки.

Замечено, что дети с большим интересом и увлечением играют с теми предметами, которые для них создали родители. Еще лучше, если на их глазах проходил процесс подготовки и сборки предметов для занятий, игрушек. Ошибочно мнение, что не нужно привлекать детей к работе по созданию, конструированию, рукоделию игровых материалов. Предложение попробовать свои силы, посмотреть со стороны на ваши действия, позволяет малышам развить фантазию и быстрее понять, как устроен этот мир.

Сегодня обсудим, какие игрушки для развития мелкой моторики мы сможете сделать в домашних условиях.

Игрушки для развития мелкой моторики: сделать самим или купить?

Вопрос целесообразности покупки игрушек, которые можно сделать в домашних условиях, актуален среди молодых родителей. Ответ зависит от умений и желания взрослых потратить собственное время. Игрушки, сделанные своими руками, обладают некой магией, которая привлекает крошек, но если вы не имеете склонности к рукоделию, создание новых предметов для вас не лучшее предложение о проведении свободного времени, то не стоит расстраиваться, просто купите необходимые предметы в магазине. Ребенок будет рад любому варианту. Если вы покажете как играть с новым элементом, заинтересуете собственным примером, дадите стимул для разнообразных действий, то любая игрушка будет работать на пользу.

Для тех, кто хочет сделать самостоятельно полезную и нужную игрушку для малыша, мы подготовили подборку лучших идей по созданию предметов для развития мелкой моторики собственными руками.

Какие игрушки/игры можно сделать самим

Среди наиболее популярных вариантов игрушек для самостоятельного изготовления можно выделить:

  • Бизиборды или развивающие доски. Существуют разные виды таких пособий для развития мелкой моторики: мягкие и твердые доски, панно, стенды, коврики. Вид и элементы подбираются исходя из возраста малыша и возможностей родителей. Такие предметы можно применять для развития пальчиков крохи уже с 6 месяцев (мягкий вариант) и вплоть до школы (большие деревянные стенды). Их изготовление мы рассматриваем в отдельной статье;
  • Тактильные мешочки и подушки. Подразделяются по предметам, вшиваемым вместо начинки. Чаще всего используют крупы или различные пуговки, природный материал. Предлагается детям с полугода;
  • Шнуровки и другие игрушки, предполагающие работу с небольшими веревочками, шнуровками, ленточками, которые нужно продевать в дырочки или связывать между собой. Предлагается детям с 8 месяцев;
  • Сортеры. Маленькие и большие, картонные и пластиковые, для малышей и деток постарше. Простота и польза этого вида игрушек позволяет не только развивать мелкую моторику, но и занимать малыша пока мама работает. Применяется с 10 месяцев;
  • Массажные коврики. Для ног, тела, рук. Предлагаются с 8 месяцев;
  • Игры из крышек и прищепок. Тот вариант, когда для создания игрушки нужно немного фантазии и времени. Показываются крохе с 10 месяцев;
  • Счеты. Классический простой способ обучения простым арифметическим действиям. Применяется после полутора лет;
  • Развивающие кубы. Видов этих игрушек множество, главное понять, что вы хотите предложить малышу. Можно использовать с 6 месяцев.

Действительно впечатляющее разнообразие предметов можно создать собственными руками, используя простые вещи домашнего обихода и некоторые покупные элементы. Давайте рассмотрим простые технологии создания этих игрушек в домашних условиях, технику безопасности. Среди предложенных вариантов обязательно найдется тот, который вы сможете выполнить, даже не обладая большим опытом рукоделия.

Тактильные мешочки

Тактильные или сенсорные мешочки – еще один прекрасный вариант для развития мелкой моторики, который легко делается в домашних условиях. Дети с удовольствием перебирают разнообразные мешочки, колбаски, мягких зверей из ткани. До 3 лет щупают, после 3 сортируют, находить пару, строят мягкие дорожки и мостики.

Изготовление сенсорных мешочков не требует больших затрат и времени. Для создания вам понадобится:

  • Ткань для основы;
  • Нитки и иголка или швейная машина для сшивания основы;
  • Ножницы и метр для формирования основы;
  • Мел для ткани или другой инструмент для нанесения выкройки;
  • Булавки для крепления;
  • Ложечка для заполнения мешочка;
  • Наполнитель.

Ткань можно выбрать любую. Основное условие − прочность на разрыв. Обычно делается сразу несколько мешочков и для усиления развивающего эффекта из разных кусочков ткани.

Хорошо подходит фетр, сатин, хлопок.

Наполнитель для тактильного мешочка подбирается исходя их возраста малыша: чем меньше кроха, тем меньше размер наполнителя. Можно сразу сделать из всех возможных вариантов. Наиболее популярны среди мам:

  • Фасоль;
  • Макароны разного вида, но небольшого размера;
  • Горох;
  • Зерна горчицы;
  • Рис;
  • Соль каменная;
  • Перловка;
  • Желуди, очищенные от шапочек, каштаны;
  • Гречка;
  • Мука или крахмал;
  • Пшено;
  • Соя или сухая кукуруза;
  • Овес;
  • Конфеты и орехи;
  • Ракушки и камушки;
  • Пуговки и бусинки.

Создавая мешочек, постарайтесь соблюдать пропорции круп, они должны быть примерно одинакового веса.

  • Создание сенсорного мешочка начинается с определения желаемого размера готового изделия и создания заготовок из ткани. Рекомендуется не делать большие мешочки, а отдать предпочтение вариантам, помещающимся в ручку ребенка.
  • Удобно, определившись с размером, сделать выкройку будущего изделия из плотной бумаги или картона. Используя заготовку, нанесите на ткань очертания будущего предмета. Вырежьте, оставив на швы 1–1,5 см. После того, как ткань будет вырезана, сложите элементы попарно.
  • Две части сложите лицевой стороной внутрь и закрепите булавками, после чего сшейте с трех сторон полностью, а с одной − наполовину или меньше (в отверстие должна проходить ложка).
  • Выверните изделие и заполните его наполнителем на 75%.
  • Зашейте прорезь. Мешочек готов.

Дополнительно можно использовать разнообразные аппликации и наклейки для ткани. Хорошо, когда на разные мешочки наклеены или пришиты полезные для развития крохи элементы (цифры, буквы, изображения животных или предметов). Использовать такие игрушки можно не только для развития мелкой моторики, но и при изучении счета, букв и других полезных знаний.

Готовые изделия можно использовать как массажный материал, предлагая крохе ходить по дорожке из мешочков, сидеть или ложиться на них.

Прекрасным вариантом для игр является угадывание наполнителя, стройка из них башенок и стен, развитие ловкости при использовании игушки как мячика.

Некоторые правила безопасности для сенсорных мешочков:
  • Прежде чем засыпать крупы в готовое изделие, желательно их прокалить, чтобы избежать появления нежелательных насекомых внутри игрушки;
  • Все природные материалы необходимо промыть и высушить;
  • Готовые изделия хранятся в сухом месте;
  • Обязательно нужно проверить, что все мешочки крепкие и малыш не сможет их порвать.

Потратив час своего времени на создание сенсорных мешочков, вы сможете подарить своему крохе массу новых ощущений и впечатлений. Несложные в исполнении, но имеющие большие возможности игрушки помогут крохе не только развить мелкую моторику, но и ловкость, логику и другие навыки, которые вы предложите. Эти нехитрые предметы станут добрым другом на несколько лет.

Сенсорная подушка

Она представляет собою гибрид между тактильными мешочками и бизибордами. От мешочков ее отличает размер, а от бизибордов − наполнитель. Эти игрушки наполняются различными материалами для развития сенсорики и массажа, обшиваются сверху дополнительными элементами для изучения. По размеру обычно создаются в виде наволочки или диванной подушки. Наиболее интересным вариантом являются сенсорные варианты с окошками, в которых можно посмотреть, что спрятано внутри. Такое окошко делается из прозрачного материала, который вшивается в основу.

Хорошо, когда она сшита из квадратов разной ткани, это усиливает развивающий эффект.

Для создания сенсорной подушечки своими руками вам понадобится:
  • Ткань для основы. Можно сделать из разных видов ткани или меха;
  • Иголка и нитка или швейная машина;
  • Ножницы, метр, предмет для нанесения выкройки на ткань;
  • Наполнитель;
  • Элементы декора для занятий с внешней стороной подушки;
  • Молния для вариантов с крупным наполнителем и детей старше 3 лет.

Первой стадией для создания сенсорной подушки является продумывание эскиза или предварительной схемы. Удобно создавать план будущего изделия в натуральную величину из картона, сразу делая выкройки.

Определив внешний вид изделия, вырезаются все необходимые детали и сшиваются по задуманной схеме.

Для маленьких деток хорошо использовать наполнитель из круп и природных материалов, которые вшиваются в основу. Готовое изделие будет иметь вид нескольких сенсорных мешочков, сшитых между собою. Но при таком варианте не стоит спешить заполнять внутреннюю часть, вначале прикрепите все элементы декора, после чего закончите работу, засыпав наполнитель и зашив отверстия.

Для детей постарше можно использовать молнию, чтобы была возможность извлекать спрятанные предметы. Для этого два куска основы сшиваются с трех сторон, а в четвертую вшивается молния. Удобно использовать скрытый вариант этого предмета, чтобы ребенку было сложнее открыть.

Хорошо, если подушка будет иметь определенную тематику или вид домика с окошками. Можно пришить несколько кармашков, в которые будут прятаться жители (звери, буквы, цифры).

Применив немного фантазии и потратив час времени, вы сможете удивить своего кроху и занять на долгое время, ведь так интересно узнать, кто живет в этом мягком разноцветном домике.

Шнуровки

Отдельным элементом для развития мелкой моторики, увлекающим детей, являются разнообразные шнуровки. В зависимости от возраста крохи можно предложить разные варианты для занятия. Перебирать, завязывать, нанизывать предметы, продевать в отверстия. Все эти действия прекрасно стимулируют развитие координации и точности движения пальчиков. На таких игрушках удобно обучать счету.

Для создания игрушки не нужно обладать большими навыками рукоделия, главное иметь желание и немного фантазии.

Вам понадобится:

  • Небольшая дощечка из дерева или пластика, можно использовать плотный картон или пластиковую крышку для совсем небольших изделий;
  • Шнурки, веревка, ленточки.

В деревянной дощечке проделывать отверстия для шнурков лучше всего дрелью. Пластиковые досочки и крышки легко поддаются отвертке или шилу. Размер отверстий должен быть не меньше 5 мм.

Если нет времени для создания большой шнуровки, то можно воспользоваться уже имеющимися вещами для занятия. Самый простой способ — использовать дуршлаг. В отверстия продеваем веревочку и завязываем узелок с двух сторон.

Предлагаем крохе варианты для занятия. Можно продевать в другие дырочки, нанизывать предметы, плести из нескольких веревочек косички или узелки. Если привязать только с одной стороны, то можно показать как достать веревочку и попросить пропустить ее с другой стороны.

Второй вариант занять кроху: предложить ему ленточку и макароны, нарезанные коктейльные палочки, крупные бусины или пуговицы большого размера с крупным отверстием, и попросить нанизывать предметы на ленту.

Если есть желание и возможность создать более долговечный вариант, то подойти к созданию шнуровки можно творчески, создав настоящую игрушку-домик, животного или другой предмет. Раскрасить, добавить декоративные элементы. Главное в такой игрушке – наличие отверстий и ленты или шнурка для занятия.

Бусины для шнуровки можно сделать самостоятельно. Заранее слепив из глины шарики, кубики или другие элементы, проделав в них отверстия необходимого размера, высушить. Уже готовые предметы смазываются клеем ПВА, красятся гуашью или акрилом, покрываются лаком. Создавая собственные элементы, можно подготавливать обучающий материал для изучения не только счета, но и форм, размеров, букв и других важных знаний.

Если малыш еще слишком мал, чтобы нанизывать, то можно сделать миниатюрную шнуровку из пластиковой крышки. Проделайте при помощи шила или отвертки дырочки, в которое закрепите разноцветные шнурки с твердым наконечником. Покажите крохе, как можно доставать шнурок и вставлять обратно. Он обязательно заинтересуется этим занятием и покажет, как долго он может заниматься одним делом.

Шнуровки – самый простой способ занять кроху и развить у него мелкую моторику рук. Почему бы не воспользоваться этим вариантом?

Сортеры

Прекрасно развивают мелкую моторику, внимательность, логику и усидчивость сортеры – игрушки, требующие подбора предметов для вкладывания их в определенные отверстия. В продаже имеются разнообразные варианты: от домиков с фигурками животных до больших кубов с разнообразными геометрическими фигурами, которые могут не только вкидываться в предмет, но и устанавливаться на внешнюю сторону игрушки.

Сделать сортер в домашних условиях немного сложнее, чем шнуровку, но вполне реально. Для самого простого варианта вам понадобится:

  • Картонная коробка необходимого размера для большого сортера. Баночка или контейнер с пластиковой крышкой для небольшого проталкивателя;
  • Предметы, которые будут использоваться для сортировки;
  • Нож для бумаги и ножницы для проделывания отверстий для создания сортера из коробки, шило или нож для проталкивателя.

Чтобы сделать большой сортер из коробки, нужно с одной стороны (обычно используется дно) вырезать отверстия для выбранных на сортировку предметов. Обратите внимание, что отверстие должно быть чуть больше по диаметру, чем предмет, чтобы кроха мог самостоятельно проталкивать подходящую игрушку. После этого коробку можно украсить разнообразными наклейками или аппликацией. Игрушка готова.

Для маленького сортера-проталкивателя нужно в пластиковой крышке проделать отверстие для выбранных предметов, желательно, чтобы они были разных размеров. Хорошо, если ребенку нужно будет применять некоторые усилия для помещения предмета внутрь игрушки. Проверьте, чтобы острые края пластиковой крышки были вогнуты внутрь. Можно начинать играть.

В качестве предметов для проталкивателя можно использовать и совсем небольшие варианты: фасоль, пуговицы, бусинки, но при такой игре необходимо тщательно следить, чтобы кроха не пытался проглотить предложенные предметы.

Массажные коврики для ног

Отдельным видом тренировки мелкой моторики является стимуляция пальчиков ног. Большинство родителей считают, что для этих целей используется только массаж, но многолетнее применение массажных ковриков подтвердило действенность этого метода. Многие ортопеды советуют детям прогуливаться босиком по разным поверхностям, но в условиях города не всегда есть возможность предложить крохе разнообразие. Если летом можно выехать за город и на море, где есть галька, песок, трава, то в зимнее время пригодится массажный коврик для ног, который можно сделать собственными руками.

Стимулирование стоп кроме непосредственного влияния на развитие моторики позволяет формировать правильный свод стопы (предотвращает плоскостопие), массажирует нервные окончания и улучшает координацию, кровообращение.

Для создания вам понадобится:

  • Отрез плотной ткани для основы или пластиковые плиты для пола в детской;
  • Элементы внешней стороны, пришивающиеся на основу;
  • Разнообразные подходящие детали для приклеивания к внешней стороне.

Из тканей хорошо подходят:

  • Фетр;
  • Ковролин;
  • Можно использовать и специальное мягкое покрытие для пола в детской, состоящее из разноцветных блоков и укладывающееся в единое полотно.

В качестве внешних элементов можно использовать:

  • Плоские камушки и гальку;
  • Пластиковые крышки;
  • Пуговицы разного цвета и формы;
  • Молнии с закругленными концами, отдельно обратите внимание на собачку, чтобы она была крепкой и не отвалилась;
  • Липучки;
  • Шнурочки и ленточки;
  • Колечки, шарики и кубики маленького размера;
  • Бусины;
  • Кофейные зерна;
  • Фасоль;
  • Небольшие шайбочки и фишечки с плоским верхом;
  • Хорошо нашить на поверхность тактильные мешочки с разнообразным наполнителем или использовать целые блоки, наполненные крупами или другими маленькими элементами.

Суть массажного коврика заключается в постоянном перемещении малыша по неровной поверхности, что помогает ему развивать координацию, массажирует разные места стопы. Такой коврик легко использовать в играх, как мостик, конечную цель в догонялках и салочках, домик для игрушек.

Игры с прищепками/крышками

Занятные игры можно не только делать, но и находить среди бытовых вещей. Отлично стимулирует развитие мелкой моторики и фантазии игры с прищепками и крышками. Используя только предложенные предметы можно создавать различных героев и строить башенки, а если дополнительно создать некоторые заготовки, то игру можно усовершенствовать.

Чаще всего используются следующие варианты:

  • Заготовки из фетра или другой плотной ткани, картона (животные, деревья, предметы быта). Вначале предлагается снимать прищепки с заготовки, а уже подросшим детям самостоятельно переносить прищепки с места на место, скреплять с их помощью пары заготовок;
  • Обувная коробка с верхом от пластиковых бутылок. В крышке коробки проделываются отверстия, в которые вставляются отрезанные горлышки от пластиковых бутылок, закрепляются скотчем. Предлагается малышу открутить или закрутить крышку на горлышке. Для большей привлекательности коробка украшается цветной бумагой или аппликациями. Чтобы не тратить время на сбор крышек после игры, прикрепите их при помощи веревочек к самой коробке.

Главным условием сохранения спокойствия при игре с крышечками и прищепками является обучение малыша складывать их по местам и использовать только по назначению. При соблюдении этого условия долгая, интересная и полезная игра обеспечена.

Счеты

Обучая кроху математике удобно использовать счеты, но необязательно их покупать. Этот удобный инструмент для арифметических вычислений легко создается в домашних условиях из простых предметов. Для простого варианта вам понадобится:

  • Рамка. Можно использовать готовую рамку для фото или сделать самостоятельно из дощечек необходимого размера;
  • Бусины для счета. Определите, какое количество рядов вы хотите сделать, подготовьте соответствующее количество. В одном ряду обычно устанавливается 10 бусин, из которых две центральные отличаются по цвету от остальных;
  • Палочки или прутики одинаковой длины и диаметра для нанизывания бусин. Длина палочек должна быть больше чем ширина рамки.

Процесс изготовления домашних счетов следующий:

  • Вначале нужно подготовить прутики, нанизав на них бусины по 10 штук;
  • Полученные счетные палочки приклеиваются к задней стороне рамки;
  • Если вы делаете рамку самостоятельно, то можно сделать небольшие углубления в стенках, чтобы вставить в них прутики. При таком варианте для дополнительной крепости лучше закрепить клеем (можно использовать и жидкую пластмассу);
  • После высыхания клея проверьте счеты на острые углы и неровности;
  • Изделие готово.

Такие счеты займут малыша при самостоятельной игре и помогут вам наглядно обучить кроху простым арифметическим действиям.

Развивающий куб

Завершает наш список игрушек, которые можно сделать собственными руками, развивающий куб. Вариантов исполнения может быть много. Среди тех, которые можно сделать собственными руками, можно выделить:

  • Мякиши. Шьются или вяжутся;
  • Сенсорные. Делаются наподобие мягких бизибордов с различными элементами для изучения;
  • Погремушки. Шьются или делаются из плотного картона, наполняются разнообразными колокольчиками или шариками;
  • Теремки, конструкторы, классические твердые кубики;
  • Пазлы.

Казалось бы, простая конструкция, но при регулярном использовании, меняя свое предназначение исходя из возраста крохи, представляет собой настоящий тренажер, который развивает мелкую моторику, сенсорику, цветовое и зрительное восприятие, а экземпляры с шумовым эффектом положительно влияют на слух.

Дети любят играть с кубиками, изучая по ним разнообразные понятия, выстраивая башни и замки. Благодаря объемной форме хорошо развивается пространственное мышление и чувство равновесия. Чтобы построить высокую башню, малышу нужно сконцентрироваться, проявить аккуратность и ловкость. При работе с разноцветными кубиками, малыш развивает фантазию, стимулирует творческие порывы. Понимая все это, многие создатели методик обучения детей дошкольного возраста используют в своих техниках форму куба. Одним из самых ярких примеров являются кубики Зайцева, которые предлагают при помощи нанесения слогов на стороны куба учить чтению детей уже с 3 лет. Игровой подход играет решающую роль в применении обучающей технологии.

Чтобы создать кубики в домашних условиях, нужно потратить немало времени, но оно окупится радостью малыша и его достижениями.

Для создания нужно:

  • Материал для основы;
  • Наполнитель;
  • Элементы декора.

Материалом для основы может быть:

  • Картон;
  • Фанера или пластик;
  • Ткань для мякишей и сенсорных кубиков;
  • Пенопласт;
  • Дерево.

Наполнитель зависит от выбранного вида кубика:

  • Крупы и природные материалы (сенсорные и мякиши);
  • Вата или поролон (мякиши и погремушки);
  • Колокольчики, шарики (погремушки и твердые кубики) и т. д.

Выбор кубиков зависит от возраста ребенка. Маленьким деткам хорошо предлагать мякиши, простые сенсорные кубики, погремушки из ткани. Детям постарше − твердые варианты. Давать совсем маленьким твердые кубики нерационально, исходя из их желания все тянуть в рот и кусать. Так, картонные варианты очень быстро придут в негодный вид, а деревянные или пластиковые экземпляры могут поранить десны. Давайте рассмотрим технику изготовления разных вариантов кубиков.

Мякиши, сенсорные кубики, погремушки для малышей

Для совсем крошечных деток эти варианты кубиков шьются из ткани. Чаще всего рукодельницы используют фетр, как материал, которые не крошится, держит форму и не тянется. Но вы можете выбрать любую понравившуюся ткань. Если выбранный вами вариант очень тонкий, то в качестве подложки, чтобы готовое изделие держало форму, можно использовать флизелин.

Набивают мякиши и сенсорные кубики разными материалами, самые простые наполняют синтепоном или поролоном небольшого размера, но для увеличения функциональной нагрузки можно насыпать мелкие крупы или гладкие камешки.

Для привлечения внимания крохи дополнительно подготавливаются аппликации и различные нашивные элементы.

Готовя предметы для создания кубиков, не забудьте нитку с иголкой или швейную машину, ножницы и линейку.

Изготовление кубиков этого вида начинается с определения размера готового изделия, обычно применяются 5 и 10 см. заготовки.

Сенсорные кубики создаются из материалов разной фактуры и цвета, которые дублируются флизелином. Отлично, если с одной из сторон будет вшит кусочек меха, с другой – фетр, с третьей — сатин, четвертой — бархат и т. д.

Декоративные элементы для сенсорных кубиков должны быть крепкими, чтобы кроха не мог их сломать или оторвать. Чаще всего используются пуговицы, ленточки, веревочки, колечки.

Кубики-погремушки выполняются в той же технике, что и мякиши, но кроме мягкого наполнителя добавляются колокольчики или шарики.

Этапы создания мякишей и сенсорных кубиков:

  • Подготовка основы. Можно использовать выкройку для кубика в виде квадрата из плотного картона больше нужного размера на 1-1,5 см. Перенесите на ткань 6 квадратов и вырежьте. Если используете флизелиновую подложку, то сделайте то же самое с ней, но стороны должны быть на 1-1,5 см меньше основы;
  • В случае с флизелином требуется склеить два слоя между собой, проутюжив. Если используете фетр, то переходите к следующему этапу;
  • Вшивается декор на все стороны;
  • Готовые стороны кубика сшиваются между собою по краю приклеенного флизелина, в случае с фетром отступая от края 1–1,5 см.;
  • Сшив 5 сторон между собой, аккуратно вшиваем шестую сторону с трех сторон, выворачиваем кубик на лицевую сторону;
  • В оставшееся отверстие засыпается или набивается наполнитель. Для усиления интереса крохи к кубикам с мягким наполнителем можно вложить небольшой колокольчик;
  • Зашиваем отверстие;
  • Изделие готово.
Теремки, конструкторы, классические кубики

Этот вид кубиков предлагается детям от 1,5 лет и отличается от мякишей и сенсорных своей жесткой основой. Использовать можно разнообразный картон, дерево. В зависимости от выбранной основы техника создания имеет свои особенности.

Кубики из картона сделать проще всего. Для этого нужно выбрать достаточно большой кусок этого материала. Можно использовать специальный покупной вариант или остатки от коробок из-под обуви или техники.

Чтобы сделать кубики из картона нужно:

  • Определите размер будущего кубика (для примера мы возьмем 5 см);
  • Нарисуйте заготовку на листе бумаги. Для этого выбранный размер ребра умножьте на 4 и нарисуйте прямоугольник полученной длинны. Ширина прямоугольника должна быть равна размеру ребра будущего изделия. Если кубик будет 5 см, то прямоугольник должен быть 20х5 см. Разделите полученную фигуру на 4 равные части. Ко второму элементу прямоугольника с обеих сторон добавьте квадраты нужного размера. Для прочного склеивания кубика ко всем будущим ребрам предмета добавьте по 1,5-2 см. Вырежьте заготовку и предварительно сложите из нее кубик, проверив правильность выполненной заготовки;
  • Перенесите готовую заготовку на картон и вырежьте основу для кубика. Сложите все стороны будущего кубика пополам, чтобы облегчить склеивание;
  • Соберите основу по граням, вправляя дополнительные отступы внутрь. Склейте, оставив верхнюю часть;
  • При желании на этом этапе в кубик можно положить разнообразные небольшие предметы, которые будут издавать звук;
  • Приклейте последнюю сторону;
  • После создания основы можно приступить к украшению кубика. Для этого используются разнообразные бумажные и тканевые аппликации;
  • Для большей прочности изделия можно аккуратно обмотать его скотчем;
  • Изделие готово.
Твердые кубики из дерева

Для создания кубиков из дерева понадобится:

  • Материал для основы: дерево или фанера;
  • Лобзик или ножовка для распиливания;
  • Шкурка;
  • Крепежные элементы или жидкие гвозди;
  • Материал для отделки.

Техника исполнения:

  • Чтобы создать кубик из дерева, необходимо нанести на материал 6 квадратов нужного размера и выпилить лобзиком или ножовкой, при этом края должны выпиливаться под углом для сборки ровного изделия. Идеально собираются квадраты, внутренняя сторона которых меньше внешней ровно на толщину доски;
  • После подготовки 6 сторон их складывают между собой, чтобы проверить правильность сделанных заготовок;
  • Перед склеиванием обязательно нужно ошкурить каждую деталь, после чего собрать и закрепить все элементы. Если вы хотите добавить внутрь кубика колокольчик или шарики, то это делается на этом этапе;
  • После склеивания всех сторон, готовая форма еще раз ошкуривается;
  • Если вы хотите раскрасить кубики краской, то можно предварительно нанести грунтовку и дать ей высохнуть. После окрашивания кубик желательно покрыть лаком, чтобы сохранить цвет надолго;
  • Если вы не планируете окрашивать кубик, то можно просто его обклеить бумажными или тканевыми аппликациями;
  • Дайте кубику высохнуть;
  • Изделие готово.

Используя твердые кубики можно сделать популярный вид – пазлы.

Для создания пазла из кубиков вам понадобится:

  • Четное количество твердых кубиков;
  • 6 картинок квадратно или прямоугольной формы (в зависимости от количества используемых кубиков). Для пазла из 4 кубиков нужен квадратный рисунок, из 6 – прямоугольный;
  • Выбранные картинки распечатываются в нужном размере и разрезаются на количество выбранных кубиков;
  • На каждый кубик наносится один из фрагментов картинки;
  • Заполняются все стороны кубиков;
  • Изделие готово.

Дети часто строят из твердых кубиков разнообразные башенки и замки, но для завершения конструкции иногда не хватает некоторых деталей, придающих схожесть с реальными предметами. Создать их из картона и предложить крохе не так сложно как кажется. Наиболее часто нужна пирамида. Для ее создания:

  • Сделайте эскиз на бумаге. Он состоит из квадрата со сторонами равными существующим кубикам. 4 треугольников нужной высоты. К каждому элементу добавьте по 1,5-2 см для закрепления между собой;
  • Вырежьте и предварительно сложите вашу пирамиду поместив квадратную основу внизу и приставив треугольные стороны друг к другу;
  • Если заготовка собирается, перенесите ее на картон и вырежьте;
  • Склейте полученные элементы и задекорируйте;
  • Изделие готово.

Потратив совсем немного времени и применив собственную фантазию, вы не только сможете помочь ребенку развить мелкую моторику, но и создадите свои авторские игрушки, которые будут радовать не только вашего кроху, но и вас.

Найти полезное занятие для малыша дома не так сложно как кажется, если посмотреть вокруг себя, можно найти множество вариантов для развития и обучения. Главное захотеть. Пусть ваш дом будет полон игрушек и предметов для развития, которые вы сделаете самостоятельно.

kukuriku.ru

Игрушки для детей до года для развития мелкой моторики

Психомоторное развитие малыша напрямую зависит от родителей, полученные в течение года навыки дают старт дальнейшему совершенствованию и адаптации его к жизни. Использование развивающих игрушек, стимулируют мелкую моторику ребенка, тем самым воздействуя на определенные центры головного мозга. Поговорим, какие игры полезны, как они воздействуют на малыша и как сделать их своими руками.

Реклама

Человечество еще с древних времен познавало окружающих мир с момента рождения. Об этом факте свидетельствуют раскопки и находки примитивных предметов, напоминающих погремушки. А также наскальные рисунки, указывающие на обучение малышей с помощью определенных приспособлений. Таким образом, происходил процесс передачи жизненного опыта.

 

Справка. Самые древние игрушки обладают возрастом в 5000 лет. Обнаружены они при раскопках и представляют собой животных: коров, крокодилов и другие виды. Самое интересное, что некоторые части фигуры механические имитировали их движение.

Значение игрушек

Рождение ребенка это продолжение физического и психомоторного развития. В первый год жизни малыш активно познает мир, приобретая определенные навыки с помощью игрушек. В первые месяцы, как правило, это погремушки и подвески. Таким образом, развиваются органы слуха, зрения, хватательный рефлекс и т.д. Далее, согласно возрасту необходимы пирамидки, несложные конструкторы, матрешки, неваляшки т.д.

Многие родители делают некоторые ошибки при выборе игрушек, не понимая, что они могут принести вред малышу. Многообразие не означает пользу. Нужно учитывать смысл и определить назначение выбранного детского атрибута.

Справка. Детские психологи утверждают, что благодаря многочисленным исследованиям, было доказано действенным влияние игрушек к адаптации ребенка в социуме.

Развитие моторики помогает воспитать гения

О моторике не слышал разве что только ленивый, но не многие могут понять для чего она нужна малышу и как влияют на ее развитие игрушки. Поясню, за движение пальцев отвечают не только мышцы, связки и кости, главное - это головной мозг, который руководит всеми процессами. На кончиках пальцев находятся рецепторы, которые являются связующим звеном.

Для чего необходимо развитие моторики

Развитие мелкой моторики необходимо малышу:

  • для освоения таких навыков, как дальнейшее самообслуживание при одевании (застегивание пуговиц, шнурование ботинок и т.д.), держание ложки или карандаша, гигиене зубов и многих других манипуляций;
  • для психомоторного развития, а именно речь, логика, память, внимание, концентрация и т.д. Объяснение тому та самая связь головного мозга и пальцев. Разработка кончиков пальцев и кисти стимулируют центры, отвечающие за все эти навыки.

Справка. Связь между мелкой моторикой и психоэмоциональным развитием была продемонстрирована исследователями в ХХ веке в Российском Институте физиологии детей и подростков. А вот на практике это было показано итальянским врачом Марией Монтессори, которая доказала теорию с помощью стимуляции рукоделием.

Эта теория описана и в детских сказках помните, как злая мачеха заставляла бедную Золушку отделять рис от чечевицы, это красочный пример стимуляции мелкой моторики. Судя по сценарию сказки, девочка была достаточно умна. В советские годы одежку детей скрашивали множеством мелких пуговиц, застежек и т.д., которые тем самым тренировали рецепторы пальцев.

Сегодня все совершенно по-другому, что приводит к задержке речи, умственного развития, хватательного рефлекса и т.д. Статистика последних лет показывает, что у детей все чаще отмечаются позднее развитие речевых навыков, а также способности логически думать, правильного держания карандаша или ручки. Такое отставание приводит к сложности адаптации в социуме, а также усвоению полученной информации.

В помощь родителям

Уделять внимание мелкой моторике необходимо с первых дней жизни ребенка. Изначально необходим легкий массаж пальчиков, затем подключаются развивающие игры для малышей раннего возраста. Например, мягкие игрушки с мелкими шариками в качестве наполнителя, так ребенок пальчиками сможет массировать важные рецепторы, или погремушки с шариками, которые легко может ухватить маленький исследователь.

Детям старше 1 года развивающие игрушки для мелкой моторики могут быть в виде несложных конструкторов, кубиков, мячиков, пирамидок, машинок, кукол и т.д. Рекомендуется также лепка пластилином, рисование и т.д. обязательно под наблюдением родителей.

Сделай сам

Игрушки для моторики рук можно сделать своими руками, занятие несложное и приятное ведь такой шедевр служит неким оберегом и приятным воспоминанием. Лучше создавать их со старшими детьми для младших, тогда такое задание принесет двойную пользу.

  • Чудесный мешочек. Необходимо сшить маленький мешочек из натуральной красочной ткани примерно 6Х3см. Один край не ушиваем, заполняем горошком, фасолью, гречкой, рисом. Такой микст обязательно привлечет внимание малыша, когда он будет его исследовать. После крепко ушиваем мешочек, чтобы зерно не смогло высыпаться. Игрушка готова.
  • Массажная подушка. Для этого необходима небольшая подушечка и пуговицы разных размеров и цветов. Возьмите ткань желательно однотонную сшейте из нее наволочку для подушечки, а лицевую часть украсьте пуговицами. Пришивать их надо в хаотичном расположении. Такая игрушка отличный массажер для рецепторов пальцев. Помните, пуговицы должны быть пришиты крепко, чтобы ребенок не смог их оторвать и проглотить! Не оставляйте малыша во время игры без внимания!
  • Мягкая игрушка кошечка. Для этого необходима натуральная ткань, наполнитель (синтепон или вата, а также гречка или рис круглый, можно мелкие бусинки), тесьма. По нижеуказанной выкройке вырезаем фигуру кошечки. Строчим по краю, оставляем основание, чтобы заполнить игрушку, сначала ушки и хвостик наполняем зерном, затем ватой, основание крепко ушиваем. Мордочку можно нарисовать маркером или пришить пуговицы в виде глаз и рта кошечки, тесьмой скрашиваем шею животного. Помните, пуговицы должны быть пришиты крепко, чтобы ребенок не смог их оторвать и проглотить! Не оставляйте малыша во время игры без внимания!

Не просто игрушки

Чтобы понять, какие игрушки необходимы вашему малышу рассмотрим функции их в жизни ребенка. Итак, классифицируются они согласно их назначению:

  • сенсорно-двигательные игрушки – стимулируют развитие органов чувств, помогают малышу научиться различать предметы по цвету, форме, размеру, массе, звучанию. К ним относят погремушки, волчки, музыкальные инструменты. Рекомендуется применять с 2-3 месяцев;
  • образные игрушки – развивают эмоциональный навык малыша, а именно учат коммуникации. К ним относят куклы, фигурки животных, неваляшки, петрушки и т.д. Применяют с младенчества;
  • конструкторы – позволяют развивать логику, мышление, помогают вырабатывать усидчивость, внимание, концентрацию. Развивают мелкую моторику. К таким относят пирамидки, матрешки, лего и т.д. Подходят деткам от года.

Выбираем развивающие игрушки для детей до года

Правильный выбор – это успех не только для ребенка, но и для бюджета родителей. Каждый из нас, попадая в отдел игрушек, теряется и начинает совершать ошибки, приобретая ненужные вещи. Чтобы ваш поход в магазин был полезным необходимо придерживаться некоторых правил.

7 советов по выбору игрушек

  • Приобретайте игрушки только в специализированных магазинах или на сайтах, например, Вы можете выбрать товары для детей оптом или в розницу по ссылке выше, имеющих соответствующие сертификаты качества.
  • Подбирать развивающие игрушки нужно соответственно возрасту и полу малыша.
  • Игрушки должны быть выполнены из безопасных материалов, без постороннего запаха.
  • Не должны содержать мелких деталей, которые легко отламываются или снимаются, во избежание заглатывания их ребенком.
  • Не должны быть тяжелыми, а детали имели гладкую поверхность, чтобы малыш не травмировался.
  • Количество игрушек в первый год жизни не должно превышать более четырех.
  • Игрушка должна вызывать только позитивные эмоции у малыша.

Сегодня рынок насыщен многообразием различных игрушек, развивающих игр. Родители должны учитывать все моменты при выборе их для своего чада.

Дети очень любознательны и каждую игрушку исследуют не только визуально, но и на зуб. Если изделие выполнено из некачественного материала это может стать причиной аллергических патологий и даже тяжелых интоксикаций. Выбирая подходящую необходимо требовать у продавца сертификат качества, а также поинтересоваться какой материал был использован при производстве, безопасен ли он для ребенка.

Реклама

Есть игрушки, которые издают резкие звуки и пагубно влияют на органы слуха малыша и не только. Этот факт может вызвать негативную реакцию у ребенка. Звуки должны быть нерезкие и не вызывать дискомфорт.

Выглядеть игрушки должны эстетично и не вызывать страх у ребенка. Необходимо наблюдать за реакцией малыша на новую игрушку, если возникла негативная реакция, следует немедленно убрать ее из жизни маленького исследователя.

В заключение хочется отметить развивающие игры - это не замена родительского внимания. Играть необходимо вместе с ребенком так происходит обучение в игровой форме и укрепление связи между малышом и родителями. Помните, во избежание несчастных случаев, нельзя оставлять малыша без внимания взрослых! Будьте здоровы!

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Манипуляции с предметами

3 лучших и полезных игр во время детской прогулки

Обновлено: 03.04.2017 07:18

malysham.info


Смотрите также