Лого

Наборы с поздравлением!

Теперь вы можете бесплатно заказать
персональное поздравление
в составе набора для рукоделия. Удивите своих близких! Просто укажите при заказе!
НатаТойс — Шейте сами

наборы для рукоделия:   шьём подушки и мягкие игрушки



Корзина
корзина

В Вашей корзине нет товаров

оформить заказ



Глиняные игрушки своими руками


Мастер-класс «В мастерской глиняной игрушки» по теме «Изготовление ёлочки»

КГУ «Школа-лицей №14» отдела образования Абайского района

Мастер - класс. «В мастерской глиняной игрушки» по теме: «Изготовление ёлочки»

учитель ИЗО и черчения

Корытникова

Наталья Алексеевна

г.Абай 2016г.

Мастер-класс «В мастерской глиняной игрушки»

по теме «Изготовление ёлочки»

План урока

1. Вводная часть

- Глина – источник вдохновения;

2. Подготовка к практической работе.

3. Практическая работа

-Технология вылепливания ёлочки

Цели:

-развить творческие способности, умения и навыки работы с глиной и росписи игрушки;

Задачи:

-воспитывать аккуратность в работе, усидчивость;

-развивать эстетический вкус;

-научить изготавливать ёлочку из глины своими руками;

Назначение: В каждом из нас есть творческий потенциал, который может и не реализован, а глина как раз тот чудесный материал, созданный самой природой, который помогает нам в этом. Лепка из глины это не только приятное общение в коллективе единомышленников, но и познание нового: свойств глины, способов лепки, роспись. Это ещё и возможность создать подарок собственными руками, в который уже в процессе изготовления вкладывается всё тепло, любовь и уважение. Он будет самый необычный и креативный, второго такого, ни у кого больше не будет! Возьмём в руки знакомый нам материал - глину и вылепим всеми любимую ёлочку.

Данный мастер класс предназначен для детей 10-15 лет. А также подойдёт для учителей и родителей.

Необходимые материалы:

-природная глина;

-дощечка, стеки

-гуашь или акварельные краски

-лак для закрепления краски.

Оборудование:

- образцы изделия;

- Инструкционная карта «Изготовление ёлочки»

Мастер-класс

Привезли мы глину с дальнего бугра.

Ну-ка за работу, чудо-мастера!

Слепим, высушим …

А потом распишем!

Любой природный материал – глина, дерево, жесть – красив. Но красота его открывается не всем людям, а лишь чутким и внимательным, в руках которых эти материалы говорят на языке красоты. По всей стране живут такие люди – это художники-умельцы. В их руках происходят удивительные превращения природного материала в изделия.

Глина была повсеместно распространенным подручным материалом, богатые пластические и художественные возможности которого привлекали к нему человека еще в древние времена. Древнейшие глиняные игрушки, найденные археологами на территории нашей страны, относятся к временам бронзовой эпохи. Это маленькие глиняные погремушки, свистульки-птицы, животные, фигурки людей, посуда. Они не только были обожжены, но и иногда украшались росписью и глазурью. Конечно, изготовление игрушки из глины было не главным промыслом, а попутным. Устанет мастер от основной работы, возьмет кусок глины да и слепит что-нибудь этакое, какую-нибудь безделицу для своих детей или забавы ради. А потом игрушки из глины стали и предметом продажи. Их стали делать специально для ярмарок. Игрушками стали заниматься целые семьи, передавая секреты изготовления, заготовки и обжига глины от поколения к поколению. У каждого мастера вырабатывался свой стиль, своя манера лепки и оформления изделий.

2.Подготовка к практической работе

1.Подготовка глины. Нужно взять кусочек глины, зажать его между большим и указательным пальцами, опустить в воду и, когда глина намокнет, растереть. Если глина разминается легко и в ней нет песчинок, она годится для работы.

Если же масса шершавая и в ней много песчинок, то она не годится для лепки. Но такую глину можно сделать пригодной для работы. Нужно взять посуду, развести в ней глину так, чтобы она была как густое молоко, и сильно разболтать. Через два часа осторожно слить жидкую массу через сито или мелкую сетку в другую посуду. А осадок на дне из песчинок и тяжелых частиц выбросить. Слитую массу надо поставить на теплое место - вода испарится, и останется хорошая глина.

2. В мокрую глину нельзя залепливать никаких твердых предметов, потому что глина, высыхая, сжимается, а твердые предметы не сжимаются, мешают глине сжиматься - она трескается.

3.Прилепляя одну форму к другой, необходимо место соединения поцарапать стекой на обеих формах и обильно смочить обе поцарапанные поверхности водой. Наложив одну форму другую, немного потереть их одну о другую, а затем уже заглаживать края. Если этого не сделать, при высыхании отдельные части могут отскочить.

4.При лепке пользуйтесь разными скульптурными стеками, их можно купить в магазине или изготовить самим.

5.Начинайте с простого.

6. Сохнуть поделка должна от нескольких дней до двух недель, зависимости от объема. Сушить надо в тени и без сквозняков.

1.Перед лепкой необходимо глину размять;

2.Расскатать шар из всего куска;

3.Из шара сформировать конус путём раскатки одной половинки;

4.С помощью стека поделить конус на несколько

частей 3,4;

5.Отделить стеком первый ярус от второго, второй от

третьего, третий от четвёртого;

6.Первый ярус-макушку поделить стеком

на 3-4 веточки;

7.Второй ярус делим на 5-8 веточек;

8.Все ярусы поделены- необходимо их разгладить;

9.Готовое изделие отправляется на сушку;

10.Подсушенную фигурку покрываем

водоэмульсионной краской;

11. Расписываем ёлочку зелёным и белым цветом;

12.Закрепляем краску лаком с блёсками - создавая тем

самым волшебный образ ёлочки:

В детстве ярче светит солнце, и ручей звенит звонче, и прикосновение к чуду (а создание глиняной игрушки - это чудо, волшебное и прекрасное) остается на всю жизнь.

Вот так чудо! Вот так диво!

Перед нами целый лес

Полон сказок и чудес!

infourok.ru

Как сделать глиняную игрушку-свистульку оленя. Мастер-класс Галины Арефьевой.

Такие глиняные игрушки-свистульки излюбленная тема творчества Галины Арефьевой. Она с удовольствием дала нам этот мастер-класс. Процесс подготовки и замеса глины я здесь описывать не буду, это довольно долго, к тому же его не сложно найти в интернете. Для начала нам нужно хорошенько промять и отбить глину:

Теперь раскатываем колбаску:

Из колбаски раскатываем лепешку толщиной около 0,5 см и тщательно уплотняем ее, чтобы не было воздушных пузырей:

Теперь нужно эту лепешку свернуть в трубочку и защипить края, утромбовывая их, чтобы не было пузырьков воздуха, иначе при обжиге будут образовываться трещины:

Чуть вытягиваем края, но толщину делаем равномерную. Защипываем свисток.

Изнутри удаляем лишнее с помощью петельки и утрамбовываем полукруглой палочкой:

Делаем прищипы со стороны головы, уминаем и утрамбовываем и заглаживаем их:

Заглаживание идет в две стороны- назад и вперед, чтобы глина равномерно распределилась по всей длине и толщине. Берем две части на ножки, выглаживаем и удлиняем, делая две колбаски:

Туго прижимаем колбаску к туловищу, чтобы не остался воздух и заглаживаем. Место, где ножка соединяется с туловищем, лучше смочить, если глина подсохла. Вообще, хорошо иметь смоченную в воде губку и по мере подсыхания глины намного смачивать ее, особенно в местах соединений:

Выравниваем ножки под один уровень методом прижатия к плоскости.

Берем кусок глины для шеи с головой

Место соединения плотно прижимается и втирается сверху заготовки к основанию. Формируем голову:

Раскатываем колбаску и делаем из нее кокетку на груди:

Теперь лепим рога :

Притираем рог к голове и разглаживаем места соединений пальцем и палочкой в неудобных участках:

По такому же принципу лепим и крепим ушки:

Теперь наряжаем нашего оленя с поможью стеков. Рисуем полоски, точки:

Делаем стеками ноздри, глазки. Все узоры делаются в едином стиле.

Прокалывае дырочку для свисткового отверстия диаметром 0,5 см:

Когда глина чуть подсохнет, делаем срез ножом под углом 30 градусов:

Делаем отверстие для входа воздуха, соединяя его со свистковым отверстием. Воздух должен рассечься пополам об острый конец свисткового отверстия.

Место, где рассекается воздух, делаем немного заостренным. Угол около 30-45 град. На спинке оленя прокалываем игровые отверстия, зажимая которые будет меняться звук. Делается по два отверстия с левой и правой стороны спины:

При желании можно выстроить звукоряд с помощью тюнера. Заготовку сушат в течение 2-х недель при комнатной температуре и после этого игрушку обжигают.

igrushki-handmade.ru

Лепим глиняную игрушку 'Медведь'

Сегодня мы узнаем что-то новое и интересное про такого красивого и могучего зверя, которого зовут Медведь, и слепим из глины вот такого замечательного Мишку. Медведь, для изготовления его на мастер-классе, был выбран не случайно. Во-первых – это игрушка. Игрушки для детей созданы тысячи лет тому назад. Через игру, игрушку дети познают мир. Во-вторых, игрушка для ребёнка, сделанная своими руками, углубляет интерес к творчеству.

И, в-третьих, то, что Медведь — символ России, знают практически во всем мире. Медведь — это естественный символ, олицетворение характера России, ее истории, природы и так далее. Именно он — воплощение силы, удали, уверенности – качеств русского человека. К медведю на Руси с самых древних времен отношение особое, и хозяином леса он считался, батюшкой да дедушкой величался. Он герой народных сказок. Много добрых, весёлых и поучительных сказок с участием этого лесного зверя. Например, сказка «Три медведя», русская народная сказка «Теремок», там тоже есть Медведь, большой и сильный, «Маша и Медведь», у каждого народа есть сказки с участием Медведя. Медведь был тотемным зверем многих славянских племен. Старорусское название медведя — Бер (отсюда «берлога», то есть логово Бера). Неслучайно производными от него являются слова: беречь, берег, оберег. Тему родства с ним отражают и прозвища: отец, дедушка, дядя, Михаил Потапыч, хозяин. Да и ныне мишку то олимпийским символом выбирают, то официальным изображением политической партии.

Также Медведя можно встретить на гербах многих российских городов.

А сейчас я предлагаю вам заняться лепкой и слепить Медведя.

Для лепки нам потребуется:

- глина;

- клеёнка для раскатывания глины;

- деревянный ножик, который называется «стека»;

- вода, для смачивания рук и замазывания трещин на глине;

- салфетки, чтобы вытирать руки.

Существует три основных способа лепки из глины. Первый способ – это способ пластический, когда из одного куска глины вылепливают, «вытягивают» всё изделие. Второй способ – конструктивный. При использовании этого способа все детали изделия, например руки, ноги, уши и т.д., лепятся отдельно и потом соединяются между собой. И, наконец, третий способ – комбинированный. В нём применяются пластический и конструктивный способы. Мы будем лепить нашего Мишку способом комбинированным.

Для начала мы берём кусок глины, вымешиваем его до однородной массы. Разделим наш кусок глины на две неравные части. Одна часть побольше, одна поменьше.

Ту, что поменьше отложим в сторону, а из большей скатаем «колбасу».

Разрежем стеком нижнюю часть «колбасы»

Это будут задние лапы нашего Медведя, или «ноги».

Вылепим «ноги», в верхней части наметим шею, сформируем голову и пальцами вытянем медведю морду,  вылепим ушки

Теперь возьмём оставшийся кусочек глины, чтобы сделать из него передние лапы, или «руки».

Скатаем колбаску, разделим на две части и по очереди «примажем» к телу Медведя, сначала одну, затем другую.

Наш Медведь почти готов! Осталось «замазать» трещины и вылепить хвостик. Хвостик слепим отдельно и приклеим сзади.

Вот теперь наш медведь готов! Теперь просушиваем примерно сутки, если имеется муфельная печь для обжига керамики, то обжигаем, но можно просушить и раскрасить красками. Если сначала загрунтовать водоэмульсионной краской, то потом раскрасить можно и гуашью, и акварелью, и акрилом.

Спасибо за работу. До новых встреч!

www.livemaster.ru

Как делали глиняные игрушки

Во все века люди жили в окружении птиц и зверей всегда их изображали: процарапанным контуром и минералными красками на стенах пещер, вырезали в камне, дереве лепили из глины. Фигурки зверей и птиц служили талисманами, украшали бытовые предметы, ювелирные изделия, архитектурные сооружения. Многие художники и скульпторы посвящали свое творчество животному миру. Среди них известные скульпторы-анималисты Василий Ватагин и Иван Ефимов.

Глиняная игрушка — особый вид народного творчества. Она предназначается не только для игры, а служит для украшения быта. Образы игрушек достаточно просты, оригинальны и выразительны. Глиняную игрушку лепили повсюду, где занимались гончарным мастерством. Станет скучно мастеру делать горшки, возьмет да и слепит что-нибудь эдакое. Не придавали значения мастера игрушкам, делали лишь потехи ради. Постепенно в отдельных местах глиняная игрушка стала самостоятельным промыслом: дымковская игрушка, каргапольская, малая пластика Гжель. Многими поколениями отрабатывались навыки работы с глиной, приемы лепки, обобщались формы и образы. Самые удачные находки передавались от мастера к мастеру. В разных местностях характер и внешний вид игрушек был различным.

Цель работы: выполнить глиняную игрушку «Бычок» в стиле гжель.

Задачи:

- рассмотреть значимость животного (быка) в жизни разных народов;

- познакомиться с историей возникновения дымковской игрушки и малой пластики в стиле Гжель;

- сравнить дымковскую народную игрушку и малую пластику в стиле гжель;

- найти отличительные признаки росписи, лепки;

Актуальность выбора изделия:

Наступивший 2009 год по восточному календарю ГОД Быка (коровы). Фигурка быка, выполненного своими руками, будет напоминать об этом весь год, станет талисманом для добрых дел и работоспособности. Это хороший подарок, который украсит интерьер любого дома.

Я знаю, что согласно легенде, вола выбрали вторым (в 12 –летнем восточном цикле), за его отзывчивость, бесконечную доброту и трудолюбие. Он молчаливый, сдержанный и медлительный, точный и методичный, под этими внешними признаками скрывается оригинальный ум и интеллект. БЫК – это символ работоспособности, властности.

Я сделал быка из глины. Мой бык - залог процветания и достатка на весь год. Чтобы он был красивым, я расписал его гжельской росписью. Знакомясь с этой росписью, заметил, что мастера не обошли и символ года- Быка. Глиняный бык под их кистью становится очень симпатичным и красивым.

Исторический экскурс. Что мы знаем о быке?

Я часто пью молоко и не задумываюсь, что коровы - это очень замечательные животные, которое приносит так много пользы. В разных странах это животное почитают по – своему. В современной Уганде богатство местных жителей измеряется в коровах. Есть корова – значит есть еда, ведь основой питания является молоко. В племени карамаджонгов быком считается каждый мужчина. Бык и мужчина носят одно имя и фактически воспринимаются как единое целое. Воины убеждены, что выкрикивание имени быка перед боем наделит их особыми силами, придаст храбрости и приведет к победе.

В Индии издревле корову считают воплощением Великой матери и земли, а иногда даже всей Вселенной. Веды связывают её с зарёй и солнцем, называют матерью. Священные книги запрещают употребление в пищу мяса коров и определяют различные виды наказания за их убийство (причём, убийство быков карается более строго). Элемент почитания коров присутствует во всех основных священных писаниях индуизма, где описывается, что коровье молоко помогает пробудить в человеке благородные качества.

Для египтян образ коровы связан с богиней неба Нут. Она хозяйка не того «нижнего неба», которое подвластно человеческому взгляду, а сферы куда более высокой и непостижимой – самого космоса. Древние египтяне, глядя на небо, представляли прекрасную небесную корову, которая одновременно была и красивой женщиной, океаном, крышей и дажекрыльями.

Все мы помним сказку о Крошечке-Хаврошечке и её помощнице Пеструхе. Корова в этой сказке становится символом матери, защищающей девочку от злой мачехи. Коровушкой-матушкой зовет её главная героиня. Даже после смерти Пеструха готова помогать своей подопечной. Это доброе животное с любовью изображали художники и скульпторы. Но больше всего можно встретить бычка и корову в сувенирах и игрушках народных мастеров и детей.

В глубину веков народной лепки

Мне очень нравятся дымковская игрушка и малая пластика Гжель. По рисункам и иллюстрациям мастеров я пытаюсь выполнить свои изделия. В процессе работы узнаешь историю промыслов, особенности лепки и росписи. Когда я смотрел на дымковскую игрушку и гжель, заметил, что у них есть общее – это белый фон. Используя белую основу для росписи, мастера примени свои традиционные приемы

Дымковская игрушка

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

В ней нету цвету дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы,

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы!

Она глядит не прянично —

Ликующе и празднично.

В ней молодость — изюминка,

В ней удаль и размах.

Сияйте, охра с суриком,

Чтоб всем — светло, не сумрачно!

И злость, и хмурость льдинкою,

Без всякого следа,

Пусть под улыбкой Дымкова

Растают навсегда!

В. Фофанов

Этот промысел возник в слободе Дымково, что возле города Вятки. Там отличные глины и речной песок, пригодные для керамического промысла. Издавна живут в слободе мастера, которые, кроме полезных в хозяйстве крынок и горшков, делают себе на потеху да детям на забаву веселые яркие игрушки. Игрушку эту лепили и раскрашивали только женщины и дети. Зимой, когда работы в поле и в огороде не было, курился дымок из печи в каждой избе. Там мастерицы лепили и обжигали в русской печке эти знаменитые игрушки. К весне кого только не увидишь на полках и подоконниках, на лавках и столешницах. В пестрых юбках барыни, бравые кавалеры, важные петухи и индюки, водоноски, кормилицы, няни, женихи и невесты, бараны, кони, коровы, птички, веселые карусели.

По преданию, промысел возник в связи с древним праздником Свистунья – гулянием на берегу реки вятки, для чего и делали глиняные свистульки. Сюжеты берут мастера из жизни. Это и доярка с коровой, и барышня с собачкой, и др. Мастерицы лепят игрушку из красной глины, белят ее мелом, разведенным на молоке, и расписывают красками, замешанными на яйце, уксусе или квасе. А в росписи и в лепке для народной мастерицы нет ограничений. У ее индюка хвост похож на диванную подушечку с фестонами, на козлике — штанишки с кружевами. В таких изделиях фантазия тесно переплетается с реальностью. И в любой игрушке всегда соблюдаются требования, которые налагают на нее материал, форма и закон взаимодействия цветов. В остальном же выдумке нет границ.

Дымковская игрушка очень нарядная и яркая. Глядя на неё хочется улыбнуться.

Гжельская керамика

Кто придумал это слово,

Это слово немудрёно?

Жгелью раньше гжель звалась,

Была пёстрой, а сейчас –

Это чудо синее

На блюдечке раскинуто.

Раз мазок, два мазок,

Завиток и точки

Расцветут на белой глине

Синие цветочки.

В. Горичёва

Гжель находится в 50 км восточнее Москвы и представляет собой богатую гончарными глинами территорию. Жители 30 гжельских деревень исстари занимались изготовлением керамических изделий. Первым упоминанием о Гжели в официальных документах было завещание князя Ивана Даниловича Калиты, который зная страшный путь в Золотую Орду вдоль Касимского тракта, проходящего среди дремучих хвойных боров, непуганого зверья и разбойничьих ватаг, отписал Гжель старшему сыну Семёну. С тех пор в духовных грамотах великих князей и в завещании Ивана Грозного Гжель значится как «государева дворцовая волость», находившаяся на суглинистых угодьях.

Предполагают, что уже тогда высоко ценили гончарные изделия местных мастеров. В XVII веке царь Алексей Михайлович указал: «Во гжельской волости для аптекарьских и алхимических сосудов приискать глины, которая глина годица к аптекарьским судам».

Глину в Гжели для кирпича «приискавали» при Петре Великом, а для первого в России фарфорового завода при его дочери — императрице Елизавете. «Едва ли есть земля самая чистая и без примешивания где на свете, кою химики девственную называют, разве между глинами, для фарфора употребляемыми, какова у нас гжельская».

Исследователи-лингвисты само звучание слова «гжель» соотносят с глаголом «жечь». Глину «жгли» там уже с VII-VIII веков.

Вокруг гжельских деревень скудные песчаные или глиняные почвы, поэтому жители тяготели не к земледелию, а к кустарным промыслам. Крестьяне в основном лепили и раскрашивали домашнюю утварь, игрушки. Никогда не были они в крепостной зависимости от монастырей или поместного дворянства, имели от царя «вольную».

Не сразу стала такой, какой мы её привыкли видеть – сине-голубой. И не из фарфора были изделия. Выполняли изделия из красной глины и покрывали белой непрозрачной эмалевой глазурью. Произведения Гжели можно чётко разделить на два вида: посуду и малую пластику. Малая пластика представлена фигурками животных и людей, сказочных персонажей, птиц, зверей и растений.

В гжели я заметил какую – то таинственность и торжественность. Красота изделия достигнута не только лепкой, но и прекрасными узорами росписи .

Роспись и лепка

Пробуя выполнять изделия из глины, я постарался для себя определить особенности каждого вида.

Лепка и роспись дымковской игрушки.

Дымковскую игрушку лепят по частям. Заготовкой обычно является цилиндрик, который в нужных местах вытягивают, изгибают, расширяют или сужают, оттягивают выступающие детали. Приступая к выполнению барыни или кормилицы, прежде всего лепят юбку — широкий у основания, пустотелый конус. На него насаживают торс, оттягивают шею и закрепляют шарик — голову, к плечам прикрепляют руки-колбаски и закрепляют их у талии. Затем игрушку наряжают: на голове — кудри, шляпа с гладкими или оборчатыми полями, капор, кокошник; плечи покрывает пелерина, пышные рукава; по низу юбки оборка; в руках сумочка, муфта, собачка. Из печи игрушка выходит красно-коричневой, но затем цвет глины скрывается под побелкой.

Роспись . Побеленная игрушка расписывается. Узор строго геометрический, состоящий из комбинаций полос, клеток, кругов, круглых пятен. Обычно роспись строится по такой схеме: у человечков на лице с чуть выпуклым носом — круглые красные щеки и рот, чёрные дуги бровей над точками глаз, чёрные и коричневые волосы. Характерные цвета росписи – жёлтый, синий, зелёный, красный малиновый, чёрный. Дымковская игрушка имеет отделку золотом.

Дымковская игрушка- самая нарядная, парадная из всех русских народных игрушек. Её белый цвет подчёркивает красоту и яркость узора. Остаётся много незаполненного пространства белого цвета, поэтому узор кажется легче, светлее, наряднее. Роспись весёлая, жизнерадостная.

Почти в каждой игрушке присутствует и чёрный цвет (рога, копыта у животных, украшения из точек, чёрточек, подчёркивающие яркость, крупных элементов узора – колец, кругов, полос, горошинки, рассыпанные между ними). Все фигурки как будто одеты в пёструю ткань. Орнамент ритмичный, чётко прослеживается чередование полос, кругов, колец. Часто используется клеточная основа, которая заполняется одинаковыми элементами – кругами, овалами или кольцами.

Лепка и роспись малой пластики Гжель.

В Гжели изображения превращаются в обобщённый образ, а не натуральный рисунок как у художников – станкистов. И в этом заключается главный смысл орнаментально – сказочной стилизации. Выражение доброты – важная особенность стилизованных животных. Очень важно придание одухотворённости, некое очеловечивание создаваемого образа. В произведениях народного искусства мы видим некоторые детали (в большей или меньшей степени), нарушение пропорций, что возможно и необходимо позволяет создать оригинальный образ с присущими ему чертами.

У каждого мастера есть своя манера обобщения и детализации форм, понимания её пропорций. Но технология изготовления изделий, характер орнамента всегда остаётся неизменным, и это в искусстве старинного промысла стало главной традицией.

Роспись . Сложный оригинальный стиль росписи, уверенный и лаконичный: сочные мазки, чёткие линии и росчерки, штрихи. Гжельский мазок – особый, его называют «мазок с растяжкой». Чтобы его получить, на кисть берётся краска с одной стороны, кисточку в краски не поворачивают и рисуют так, что одновременно получается тёмный и светлый цвет. Тонкой кистью прорисовываю жилки и мелкие детали. Иногда украшают золотом.

Часто в украшении посуды используют фигурки стилизованных животных. Вот маслёнка – крышка у неё не просто ручка, а забавная фигурка бычка. Оформление идёт декоративной цветочной росписью синим кобальтом: от тёмно – синего до светло – голубого. Белый и синий цвета придают гжели удивительно торжественный и нарядный, неповторимый облик. Как тут не залюбуешься и не вспомнишь ослепительно голубое весеннее небо, музыку капели, синеву рек, белизну облаков и снега!

Стилизация форм животного мира

Процесс стилизации имеет особенности и состоит из нескольких этапов:

Первый этап – наблюдение животного мира. Выбирают конкретного представителя животного мира и изучают его по специальной литературе, произведениям художников, писателей поэтов, трудам животноводов. Важно обнаружить индивидуальные поведенческие качества.

Второй этап – рисование животного с натуры. Сначала наброски выполняются за 10-15 минут, затем время сокращается до 2-3 минут и менее, что способствует приобретению навыков изображения животных в движении по памяти и представлению. В процессе натурного изображения изучаются общий облик, характерные черты, конструкция тела и отдельных частей животного в разных положениях.

Это необходимо для того, чтобы научиться изображать животное непрерывающейся линией. Трудность состоит в том, что животные постоянно движутся. На этом этапе поможет фотографирование, например, птиц в полёте с последующим изучением и анализом. Таким образом приобретается умение изображать животный мир средствами линейной графики или мазковой линии с тенями.

Третий этап — преобразование форм животного мира в стилизованные изображения . Стилизация означает подражание внешним формам какого-либо определённого стиля. В художественном произведении это преобладание условных декоративных форм над реалистической передачей действительности. Преобразование форм животного мира в орнаментальный образ возможно через трансформацию графического выявления оперения, особенностей волосяного покрова, выразительности пропорций, движения, силуэта. Задача — увидеть мотив изображения, выявить орнаментальность, узорность объекта.

Цель стилизации — создать обобщённый образ животного. Преобразования животных форм в народном искусстве ограничиваются пределами узнавания.

Ступени создания изделия

Процесс создания Бычка прошёл несколько этапов:

1. Подбор литературы и иллюстраций по Гжели.

2. Эскизы будущей работы на бумаге.

3. Подготовка глины.

4. Лепка изделия.

5. Сушка готового изделия.

6. Оправка высушенного изделия (заглаживание) влажной губкой.

7. Обжиг.

8. Грунтовка белой водоэмульсионной краской и роспись акрилом.

Требования при лепке изделия малой пластики

При лепки необходимо соблюдать три требования:

Первое – изделие должно быть устойчивым на плоскости, чтобы не падало в печи при обжиге. Следует помнить, что при сушке и обжиге изделие уменьшается на 15-20% вследствие испарения влаги и кристаллизации глины.

Второе – детали изделия не должны быть тонкими и плохо примазанными к основной части, так как при обжиге они могут отвалиться.

Третье – форма изделия должна быть красивой, обобщённой, оправленной и пригодной для росписи.

Четвёртое – вылепливаемый образ должен обладать характерными чертами. Например: Бык – надёжный, трудолюбивый, упрямый в достижении результата.

Через изучение и сравнение внешних признаков дымковской игрушки и малой пластики Гжель я попытался слепить бычка, которого назвал «Бычок – расписной бочёк»

www.hintfox.com


Смотрите также