Лого

Наборы с поздравлением!

Теперь вы можете бесплатно заказать
персональное поздравление
в составе набора для рукоделия. Удивите своих близких! Просто укажите при заказе!
НатаТойс — Шейте сами

наборы для рукоделия:   шьём подушки и мягкие игрушки



Корзина
корзина

В Вашей корзине нет товаров

оформить заказ



Как своими руками сделать народную игрушку


Как сделать русскую народную куклу

Вам понадобится

  • - хлопчатобумажная или льняная ткань;
  • - зерно;
  • - лоскутки ткани для одежды;
  • - шерстяные или льняные нитки.

Инструкция

Вариантов изготовления русских народных кукол достаточно много. У каждой из них была своя функция. Делались они из разных материалов — лоскутков, зерна, соломы, шерстяных ниток. Как правило, народные игрушки, наделенные магическими свойствами, делались без лица. Но кукла, сделанная исключительно для игры и не участвующая ни в каких обрядах, может быть и с лицом.

Сделайте куклу-зерновушку. Вырежьте из плотной хлопчатобумажной или льняной ткани квадрат. Сложите его вдвое лицевой стороной внутрь. Длинную сторону прострочите или прошейте на руках. Низ стяните льняной или шерстяной ниткой. Прошивать его по краю необязательно. Выверните получившийся мешок.

Заполните мешочек зерном. В старину считалось, что нужно брать только целые зерна из нового урожая. В современном магазине довольно трудно определить, когда собраны имеющиеся в продаже греча или овес, поэтому данное правило можно и не соблюдать. Но в любом случае зерна нужно отобрать и набить мешок самыми отборными. Можно брать просо, рис, пшеницу и любые другие зерна. Можно сделать несколько таких кукол с разной набивкой. Набейте мешочек плотно и завяжите сверху. Из лоскутков сделайте юбку и фартук. Юбку можно не сшивать, это просто полоска ткани, которая полностью закрывает нижнюю часть мешочка, то есть ту, где узел находится внутри. Фартук — лоскуток поменьше. Наложите сначала юбку, затем фартук и закрепите все это поясом из яркой шерстяной нитки на расстоянии примерно 1/3 высоты мешка, если считать снизу. Сделайте кукле голову. Для этого отложите 1/3 высоты сверху. Шею сформируйте шерстяной ниткой. Завяжите косыночку, а сверху — платочек. Считалось, что куклы-зерновушки приносят в дом богатство, поэтому сажали их чаще всего поближе к плите или к рабочему месту. Волосы такой кукле обычно не делали, однако сейчас это не возбраняется. Нарежьте льняные нити и пришейте их к голове, чтобы они немного высовывались из-под платка.

Можно сделать и куклу из ткани. Технология ее изготовления доступна всем. Возьмите кусок плотной ткани и скатайте из него толстый короткий валик. Обмотайте его белым лоскутком, снизу формируйте шею перевязав ее шерстяной ниткой. Такими же нитками обмотайте голову, чтобы они перекрещивались на месте лица. Скатайте еще два валика. Тот, который предназначен для туловища, должен быть потолще и подлиннее первого. Третий валик предназначен для рук, он потоньше.

Туловище привяжите к голове и обмотайте нитками по всей длине. Руки прикрепите теми же нитками к верхней части туловища, перпендикулярно ему. Одежду для куклы сделайте из разноцветных лоскутков, а парик — из шерстяных ниток, собрав их в пучок.

www.kakprosto.ru

Как сделать куклу «Колокольчик» своими руками

Если вам интересно как сделать куклу своими руками, но совсем нет опыта такой работы, то кукла «Колокольчик» — это то, что нужно!

С изготовлением этой куколки справится и ребенок, она идеально подходит для начинающих мастеров кукольного дела.

Эта русская народная кукла родилась на Валдае – родине настоящих литых колоколов, и быстро распространилась по Руси. По традиции, куклу дарили тем, кто собирался в дальнюю дорогу, как пожелание доброго пути. Еще Колокольчик называют «куклой добрых вестей» потому что ее дарили с пожеланием получать только добрые вести.

Мастер класс куклы из ткани «Колокольчик»

Материалы:

  • несыпучие ткани
    • 3 круглых лоскута разноцветной ткани разного диаметра (например, 16см, 14см и 12 см)
    • квадратный лоскут белой ткани (например, 11 Х 11 см), треугольник цветной ткани
  • нитки швейные
  • ножницы
  • карандаш или мелок.

Ход работы:

  1. Делаем бумажную выкройку. Можно обойтись и без нее, но с ней работать проще и удобнее. Будьте уверены, она вам еще не раз пригодится
  2. Кроим детали
  3. Создаем основу: в центр большого круга кладем наполнитель, чтобы сформировать голову и фиксируем ее ниткой.

    Аккуратно расправив складочки, сверху одеваем круг меньшего диаметра, фиксируем ниткой

    и точно так же поступаем с третьим кругом. У нас получилась основа — барышня в трех юбках.

  4. Барышне явно чего-то не хватает, поэтому квадратный лоскут белой ткани по диагонали надеваем на голову куклы, фиксируем на шее. Чтобы сделать руки надо торчащие в сторону уголки слегка подогнуть внутрь и перевязать нитью. Это ладошки. Уголки нашей рубашки на животе и спине куколки также подгибаем внутрь.
  5. Для изготовления платка можно использовать выкройку квадрата 11Х11см, сложенного по диагонали. Слегка подворачиваем край нашего треугольного лоскута и надеваем куколке платок, концы можно провести под ручками назад и завязать на спине. Кукла – колокольчик готова!

Традиционно, нитки для изготовления кукол брали красного цвета. Лица куклам не оформляли. Все это связано с древними обрядами и верованиями русского народа. Если для вас следование традиции не принципиально, то куколке можно вышить лицо и красные нитки можно заменить на белые. Русская народная кукла, сделанная своими руками, непременно подарит вам отличное настроение!

domrukodelia.com

Народная кукла | КАРАКУЛИ

Пасхальная голубка – интересная простая кукла. Делали такую куколку к празднику Пасха, ставили в красный угол и хранили целый год.

Отличительной особенностью этой куклы является узелок на голове. Куколку эту делали из красных тканей разных оттенков, можно взять и ткани с рисунками, но желательно тоже красные.

К куколке делали подвес и она как бы летала по дому.

Пасхальную голубку можно сделать для себя или в подарок друзьям и знакомым с пожеланиями счастья, добра и любви.

Наш мастер-класс рассчитан для куклы достаточно маленькой. Если вы делаете с детьми, то им проще скрутить более крупную куклу – увеличьте размеры лоскутов.

Читать далее

Как сделать тряпичный мяч своими руками. Это совсем не сложно – дети 9 лет вполне справятся с такой работой. Для этого мячика вам даже не потребуется швейная машинка. Мячик получается легкий, приятный на ощупь и с погремушкой внутри. Деткам с 1 до 3 лет очень нравится такая игрушка-погремушка. Можно его и покидать, и побросать. Даже если вдруг мячик полетит не совсем туда, куда планировал ваш малыш, окнам и другим стеклянным поверхностям в квартире ничего не угрожает! Поэтому с тряпичным мячиком можно играть даже в помещении. Даже в «Вышибалы» с трехлетним ребенком можно сыграть – куда бы не попал мяч, травмы он не нанесет. С ребятами старшего возраста тоже можно играть с таким мячом – кидать его на меткость или использовать в игре «Съедобное-несъедобное». Кстати, можно сделать такие мячики к детскому дню рождения – по количеству гостей. Используйте их в конкурсах в качестве инвентаря, а в конце праздника подарите всем ребятам. Пусть останется такой забавный сувенир на память.

Такие лоскутные мячики делали монашки из Хотькова еще до революции и продавали на ярмарках. Монахини этого монастыря шили большие лоскутные одеяла, из остатков и обрезков которых и получались мячик. Были такие мячики-погремушки достаточно дешевы и поэтому доступны даже для крестьянских ребятишек.

Читать далее

К любимому в народе празднику Масленица делали не только больших соломенных кукол, но и маленьких, тряпичных. Если большое чучело было как бы «общественным, то маленькая куколка – домашняя. Ее так и зовут – домашняя масленица. Как и все тряпичные народные куклы, Масленица несет в себе символику, соответствующую ее названию и, конечно, назначению. У куклы Масленицы ручки подняты вверх – к небу, к солнцу. Она как бы приветствует возвращение весны, а с ним длинных дней и горячего благодатного солнышка. Юбочка сложена по кругу и напоминает солярный символ-солнцеворот. Кроме того, сами части юбочки похожи на сложенные блинчики. А ведь блины – солнечные хлебушки – один из главных символов праздника масленицы. Тряпичную куклу Масленицу не сжигали на праздник, а хранили в доме весь год и лишь потом, перед новой масленицей сжигали в печи или пускали по реке. Таким образом кукла несла очистительную функцию. Все плохое, что накопилось за год сгорало вместе с ней или уплывало по воде.

Читать далее

Народная кукла малышок-голышок – это игровая кукла. Такой старинный русский пупсик. С ним девочки играли в дочки-матери, нянчили его, баюкали. И, конечно, шили разные одежки, осваивая первые шаги обращения с ниткой и иглой. Ведь в отличие от большинства русских народных кукол здесь можно снимать-одевать-переодевать малышка. А можно и не шить сложные одежки, а сделать пеленочки и одеяльце – вот кукла-младенец и в обновках! Одевать такую куколку очень удобно – ведь у нее гнуться ручки-ножки как угодно! Народная кукла малышок-голышок станет прекрасной игрушкой для вашей дочки. А создание одежек не только разовьет мелкую моторику и швейные навыки, но и будет способствовать развитию фантазии, воображения, раскрывать творческий потенциал маленькой мастерицы. Читать далее

Традиционная русская кукла солнечный конь – отголосок значения этого благородного животного в народной культуре. В представлении наших предков именно конь возит солнце по небесному своду. Правда, только днем. Ночью солнце возят по подземным водам лебеди или утки. Поэтому временами встречается в русских украшениях такой странный тяниталкай – уткоконь. Да и в обыденной жизни конь – незаменимый помощник в крестьянском быту. На нем пахали землю, ездили, возили груз. Куда в доме без коня! Читать далее

Кукла Покосница – уникальная тряпичная кукла. Она может быть и обереговой, и обрядовой и просто игровой. На покос наши предки одевали праздничные одежды, поэтому и куколку нужно сделать красивую, яркую, лучше в бело-красных тонах. У этой куклы специально выделены руки — на них навязаны обережные кресты. Во время покоса важно уберечь руки от ран. И как обереговая кукла, она защищает руки своего хозяина. Такая кукла подойдет для рукодельниц и для людей, кто работает руками. Куклу Покосницу клали в первый стог сена.

А дети играли такой куклой, пока их матери работали на сенокосе.

Читать далее

Народная тряпичная кукла Манилка относится к обереговым куклам. Делали такую куклу девушки для приманивания мальчиков. Есть похожая кукла и для мальчиков, которая приманивает девочек. Кукла Манилка относится к куклам столбушкам. Манилку — девочку делали на березовой палочке, а манилку — мальчика на дубовой палочке. Сама кукла называется Манилкой, у ней обязательно должны быть ленточки, ими она и приманивает. Приманивать такая кукла может не только лиц противоположного пола. Единственное условие что приманиваемые объекты должны быть конкретными: деньги, платья, покупатели, работа.

Желательно Манилку благодарить за ее «службу», делать ей подарки: денежки или украшения.

Читать далее

На основе куклы столбушки делается много народных обереговых кукол. Например, кукла на удачное замужество, кукла манилка, берегиня дома. Можно сделать и другие куклы, не только обереговые. В нашем мастер классе мы подробно рассказываем о кукле столбушке сделанной на основе березовой палочки. Береза считалась у наших предков достаточно значимым деревом с выраженной женской составляющей. Для женской куклы вместо березы можно взять палочку от вишни или рябины. Если вы делаете мужской образ в кукле (манилка мальчик или Спиридон солнцеворот), то лучше брать палочку от дуба или ясеня. Если для вас является значимым какое-то другое дерево и вы делаете куклу для себя, то можно именно его заложить в куклу.

Для основы куклы столбушки вам понадобится березовая палочка, суровая ткань (у нас лен), вата, белые катушечные нитки, красные нитки типа «Ирис», квадрат белой ткани.

Читать далее

Поделка Рождественский ангел доступен для детей с 8 лет. Это прекрасная новогодняя игрушка для украшения дома к празднику или просто как дополнение к подарку. Хорошо будут смотреться несколько ангелов в вашем окне или на новогодней елке, также можно украсить ими стены квартиры к Новому году. Рождественский ангел сделан по мотивам народной тряпичной куклы «Зайчик на пальчик» и выполнен по всем канонам этой техники «без единого шва». Ангел может служить и просто игрушкой для маленьких детей если не делать к ней подвеску, а просто одеть на палец ребенку.

  Читать далее

Продолжаем нашу подборку по плетению шнуров. В этой статье мы расскажем, как можно сделать шнуры из 4 пучков ниток. В первой нашей статье о плетении шнуров для кукольных поясов мы говорили о самом простом витом шнуре и шнурах, которые плетутся из шести нитей. Все эти шнуры можно использовать как браслеты или как пояса для народной тряпичной куклы.

Если взять достаточно толстые пучки нитей можно сделать и простые настоящие пояски. Читать далее

www.karakyli.ru

Виды народной игрушки: промысел русской культуры

Здравствуйте, мои дорогие читатели и гости блога! Сегодня мне захотелось немного отвлечься от всякого рода тем о здоровье, дома и так далее. Немного отвлечься и пополнить свои знания поможет информационная статья, которую я для вас приготовила, а касается она народной игрушки.

Народная игрушка-скульптура не канула в небытие, дожила до наших дней благодаря высоким художественным качествам. Любой образ в народном творчестве овеян тонким поэтическим чувством, живой фантазией, сказочностью. Игрушка проста, лаконична, выразительна, как пословица. Игрушка – скульптура никогда не копирует свой прототип, тот или иной персонаж. В последние годы в нашей стране уделяется внимание не только целым пластам традиционного искусства, но и индивидуальным особенностям творчества отдельных мастеров.

Да, оставаясь в русле местной традиции, каждый мастер имеет свой почерк, который легко улавливается его односельчанами, а также знатоками игрушки-скульптуры. Традиция не мешает проявлению одарённой личности.

Народная игрушка на протяжении всей её истории пронизана оптимизмом, глубоким гуманизмом. Порой для нас не так уж и важно, что именно изобразил народный ваятель, нас привлекает главным образом то, как автор относится к изображаемому, что хочет передать зрителю. Можно выделить по крайней мере девять основных типов рукотворной игрушки.

Виды народной игрушки

1. Игрушка – малая декоративная скульптура самодеятельных художников. Здесь мы чаще встречаемся с самодеятелями, подражающими профессиональной скульптуре малых форм, а то и создающими уменьшенные повторения и варианты станковой и даже монументальной скульптуры. Всё это не имеет отношения к народному искусству.

Давно возникла и распространилась мода разыскивать в лесу забавные сучки и корни и несколькими порезками ножа доводить причуды природы до занятных скульптурок. А сравнительно давно появилось увлечение — создание настольных сказочных замков и прочих архитектурных построек и даже целых ансамблей из обыкновенных спичек. Подобные занятия чрезвычайно полезны с точки зрения врача или социолога (сохранение здоровья, организация досуга), но малопривлекательны для искусствоведа.

Встречаются самодеятели, выполняющие работы по образцам русской традиционной игрушки. Иногда им удается достичь немалой мастеровитости и даже проникновения в сам дух народной игрушки. Такой тип игрушки очень широко используется в наши дни на уроках рисования и лепки в детских садах, школах, на занятиях изокружков и студий. Явление это можно оценить только как положительное по его значению для эстетического, художественного, наконец — патриотического (пробуждение гордости за наш богатый талантами-самородками народ) воспитания.

2. Попытки профессиональных художников копировать, реставрировать в духе традиции те или иные сюжеты угасшего промысла, создавать оригинальные произведения, следуя традиционным образцам. Попытки “вернуться к первозданности” могут вплотную приближаться к народной игрушке – скульптуре, но творчество таких художников никогда не совпадает с традиционной пластикой. Тем не менее эти художники способны достигать высокого уровня, творчески переплавляя принципы народного искусства.

В последние десятилетия появились художники – экспериментаторы в тех регионах, где промыслы народной игрушки давным-давно заглохли, зачастую не оставив почти никаких следов ни в запасниках местных музеев, ни в частных коллекциях. Эти художники, опираясь на скудные археологические материалы, на творчество мастеров традиционной игрушки близлежащих районов, пробуют воссоздать, реставрировать местную игрушку.

3. Базарный кич. Явление базарного кича лишь сравнительно недавно привлекло внимание искусствоведов. Что же имеется в виду? Прежде всего, выполненные в гипсе, папье-маше, иногда в глине и периодически появляющиеся на базарах копилки, чаще всего изображающие сидящих кошечек. Сюда же нужно отнести отлитых из подкрашенного сахара петушков, белочек на лучинках. К этой же группе причисляются ныне всё реже встречающиеся восковые (позже в ход пошёл парафин) уточек, способных плавать в “озере”, созданном в обычной тарелке.

А кто не знает “тёщины языки” (бумажные рожки, скрученые в спираль, которые выпрямляются в длинный “язык”, если подуть в отверстие, у их основания). К этому типу можно отнести игрушку “уйди-уйди” (резиновый баллон, напоминающий воздушный шарик, надетый на пищик; вырывающийся из надутого баллона воздух извлекает из пищика звуки, напоминающие слова “уйди-уйди”), раскидан (тугие бумажные мячики, обёрнутые фольгой и обмотанные нитками, в форме полусферы, на длинной тонцой резинке), устрашающих пауков с лапами, которые сочленены с телом пружинками, птичек и обезьянок аналогичной конструкций, змей, составленных из кусочков дерева на хорде, жужжалки — глиняные колечки с бумажкой-мембраной, привязанные ниткой с петлей к жёлобу на конце палочки, покрытом сургучом, цветные воздушные шары, бумажные вертушки, наивные свистульки “соловьи” из олова, а теперь — и из пластмассы, издающие громкие трели, если в них налить немного воды и дунуть в отверстие свистка. К искусству все эти поделки не имеют отношения. Но в них бездна весёлой изобретательности. Они придают особый неповторимый колорит ярмарочному гулянию.

4. Творчество “примитивных”, “наивных” художников-самородков. Значительно ближе, чем перечисленные уже три категории предметов, стоят к народному искусству произведения художника-примитивиста, “наивного” художника. Он никогда и никому не подражает – ни народному мастеру, ни профессиональному скульптору, ни соседу – самодеятелю.

В большинстве случаев какой-то смутный внутренний импульс толкает его на занятие скульптурой, хотя в его деревне никогда не было традиционного промысла малой пластики. Но психология его, настрой души, его мироощущение, представление о красивом и некрасивом, наконец, сам образ жизни настолько близки к мировосприятию народного мастера, что такому примитивисту интуитивно удаётся угадать многие закономерности традиционной пластики и создавать чрезвычайно интересные произведения, напоминающие и работы народного мастера, и творчество детей. Тут никогда нет школы, но часто встречаются озарения талантливого самоучки. Может быть, именно такими были зачинатели некоторых старинных промыслов?

5. Детские самоделки — самостоятельные или инспирированные взрослыми. Сразу оговоримся: в этот ряд не входят случаи, когда пяти-девятилетние дети привлекаются к работе по изготовлению игрушки на традиционных промыслах. Такое включение малышей и подростков в работу вместе со взрослыми особенно типично для центров производства глиняной игрушки.

Под самоделками детей понимаются игрушки, лежащие вне плоскости подлинной традиции, хотя они существуют столько же, сколько живёт на земле человек разумный. Самоделки скорее сродни случайным предметам (камушки, сучки, жёлуди, шишки хвойных деревьев, кости животных — “душки”, “козонки”, “бабки”, ракушки и даже живые майские жуки, жуки-носороги, мотыльки, стрекозы, богомолы), чем подлинно традиционному искусству. Ведь многие самоделки — едва лишь тронутые инструментом (чаще — ножом) природные предметы. Есть самоделки, которые тысячелетиями переходят от поколения к поколению практически в неизменном виде, например, свистки, изготовленные из отрезков сучков различных (обычно — ивы) деревьев, луки со стрелами. Однако и эта устойчивость не свидетельствует о традиционности в строгом смысле этого слова.

К самоделкам нужно отнести и инвентарь народных подвижных игр — биты и “чушки” (так называют городки), “чижики”, мячи из тряпок или сшитые из меха, свалянные из шерсти. Нередко этот инвентарь украшен затейливой резьбой, росписью или орнаментирован иным способом. Это приближает их к произведениям традиционного творчества.

Повсеместно были распространены тряпичные или меховые куклы. Иногда девочке достаточно обернуть обычную чурку лоскутом ткани — и готова кукла. Копии оружия взрослых, вырезанные из дерева, — самый постоянный вид самоделок мальчишек. Столь же распространены самодельные лодочки, кораблики. Характер самоделок детей значительно изменяется с развитием общечеловеческой культуры. Наряду с древними луками и стрелами, старинными веретёнцами (вертушками-мельницами) со временем появляются самострелы, затем деревянные ружья, пистолеты и, наконец, ракеты.

К поздним самоделкам следует причислить также игрушки из бумаги (возможно, они ведут родословную от японского искусства оригами). Подчас игрушкам-самоделкам свойственно яркое образное решение, что поднимает их до уровня настоящего искусства. В качестве примера можно назвать соломенные куклы, лошадок, собранных из прутиков, коров из палочек. Такие поделки могут быть названы народными игрушками. Но чаще самоделки чрезвычайно примитивны и рассчитаны на восприятие через призму фантазии их маленьких создателей.

6. Продукция предприятий художественной промышленности. Если она не уходит в сторону от традиций старинного промысла, на базе которого создано предприятие, то может быть отнесена к народному творчеству. Однако всегда имеется риск падения художественного качества изделий и даже перерождение подобных предприятий в фабрики производства сувениров и бытовых вещей “по типу” народного искусства, “под народное искусство”.

7. Кустарные игрушки. Кустарная игрушка (название это используется условно) — непосредственный предшественник лучших образцов продукции современной художественной промышленности. Кустарная игрушка прошлого — наиболее подвижная, отзывчивая на различные влияния, в частности — зарубежные, группа анализируемых в данном обзоре предметов.

Вышедшая из традиционной крестьянской игрушки, пластика кустарей всё больше удалялась от своего источника, подвергаясь изменениям в технологии производства, путём обновления материалов (папье-маше, фаянсовые головки кукол), сюжетов, а главное — в образном строе.

8. Пластический ярмарочный фольклор. Весёлый, яркий, праздничный мир представляет круг предметов, который также с известной долей условности обозначают ярмарочным пластическим фольклором. Предметы эти не имеют за собой длительной истории, как строго традиционная пластика.

Помимо игрушек на ярмарках присутствовали и глубокие по образному решению игрушки, которые можно уже считать не просто затейливыми поделками, а подлинными произведениями искусства. Эти игрушки лишь косвенно связаны с архаикой. Отличительная их черта в том, что это действительно игрушки в буквальном смысле слова, причём игровая функция выражена довольно отчётливо.

Пистолеты стреляют пробками, мельница крутит крыльями, если дёрнуть за верёвочку, тройку можно катать по полу (она на четырёх колёсиках), впрочем, как и пароход (у него три колеса), у автобуса открываются дверцы, пильщики и кузнецы усердно работают, попав в руки ребёнка, паяц кувыркается вокруг ниточек, натянутых между двумя планками.

Уже сам набор сюжетов говорит о сравнительно позднем возникновении ярмарочной игрушки: аэропланы, паровозы с вагонами, трамваи, автомобили, пароходы, фильянчики (небольшие катера для перевоза пассажиров с одного берега реки на другой). Особенно богато промыслами ярмарочной игрушки Поволжье. К этому кругу предметов относятся, например, “топорная” или щепная федосеёвская игрушка (Семёновский район), и игрушка из сёл Полховский Майдан и Крутец (Нижегородская область). Нет сомнений, что возникновению этих промыслов способствовала близость знаменитых нижегородских ярмарок.

9. Сугубо традиционная архаичная игрушка. Это — самая консервативная в лучшем смысле слова, самая малоподвижная во времени система. Игрушка эта дожила до нашего времени порой практически неизменной но сравнению с образцами глубокой древности, добытыми археологами. Такие игрушки сохранились в русской глубинке, обычно в далеко отстоящих от крупных городов, от железной дороги сёлах и деревнях. Сюда же можно смело отнести деревянные куклы “панки” и архаичных коней, а также сборные шаркуны (погремушки) архангельских поморов.

Архаичной игрушке свойственна относительная узость круга сюжетов (баба, конь, птица, олень, медведь), мнимая наивность, за которой кроется большая сила выношенности, выверенное абсолютной точности лаконичной лепки, резьбы, скупого декора. Игрушка выполнена без лишних деталей, решена фронтально. Она лишена и намёка на вычурность, торжественна и несколько таинственна.

На протяжении веков малая пластика архаического типа проделала ряд метаморфоз не столько в своём облике, сколько в тех функциях, которые по преимуществу выполняла она на том или ином этапе истории. Если представить схематично изменение роли игрушки-скульптуры, можно говорить о трёх основных этапах её бытования.

В последние десятилетия, когда промышленность стала выпускать огромными тиражами фабричную игрушку, отвечающую в лучших образцах самым высоким педагогическим, эстетическим, гигиеническим требованиям, народная игрушка приняла на себя в основном декоративную функцию, стала предметом украшения в убранстве современного жилища. Всё реже можно увидеть традиционную игрушку в руках ребёнка, всё чаще — на письменном столе, в книжном шкафу, в мастерской художника.

В каждой местности сложились своеобразные по форме и декору типы народной игрушки. Каждая из них несёт в себе и черты общечеловеческие, и национальные особенности, и региональное своеобразие, и индивидуальную манеру мастера. Все это накрепко и гармонично спаяно в одно целое и создаёт неповторимый феномен подлинного искусства.

Надеюсь, статья стала для вас полезной и интересной! До новых встреч!

homeblogkate.ru


Смотрите также