Лого

Наборы с поздравлением!

Теперь вы можете бесплатно заказать
персональное поздравление
в составе набора для рукоделия. Удивите своих близких! Просто укажите при заказе!
НатаТойс — Шейте сами

наборы для рукоделия:   шьём подушки и мягкие игрушки



Корзина
корзина

В Вашей корзине нет товаров

оформить заказ



Монтессори развивающие игрушки своими руками


Игрушки Монтессори своими руками: материалы и 15 методик изготовления в домашних условиях

Последнее обновление статьи: 01.04.2018 г.

О педагогической системе замечательного итальянского доктора слышали, пожалуй, все мамы. Многие родители не против внедрить некоторые принципы развития в собственный воспитательный процесс, однако приобрести настоящие игрушки Монтессори сможет не каждая семья.

Повод ли это отказываться от системы Монтессори в домашних условиях? Вовсе нет. Ведь многие развивающие пособия можно изготовить самостоятельно, как говорится, из подручных материалов. Кроме того, при желании можно организовать и ежедневные занятия.

Самое главное – понять, как создать развивающую среду, как разделить детскую комнату на основные зоны, какие материалы подобрать для ребёнка определённого возраста. Разобраться в этих вопросах помогут опытные специалисты и мамы.

Очень полезная и информативная статья детского психолога расскажет о том, что такое методика Монтессори, каковы принципы этой образовательной системы и каковы основные плюсы и минусы данного метода.

Правила обустройства развивающего пространства

Обустроить детскую в соответствии с правилами Монтессори не так сложно, как может показаться неискушённому родителю. Несомненно, помещения в садике или классы в школе довольно просторные, однако и из небольшой детской может получиться комната в Монтессори-стиле.

При организации домашней развивающей среды важно соблюдение следующих правил:

  • ребёнок должен видеть все материалы для занятий, то есть их необходимо располагать в зоне досягаемости;
  • мебель должна подходить малышу по росту и должна быть лёгкой по весу, чтобы ребёнок самостоятельно мог двигать или устанавливать в любом месте стульчик и стол;
  • на пол следует постелить ковёр или плед, поскольку ребёнок обязательно будет играть и заниматься не только на столе, но и рядом с ним;
  • все полочки и стеллажи с игровыми пособиями должны быть «приветливо распахнутыми», чтобы малыш сам смог выбрать нужный предмет;
  • любое отдельное задание должно находиться и предлагаться в своём подносе, коробочке или пластиковом контейнере;
  • каждый предмет, используемый ребёнком, должен быть настоящим, а не муляжом либо игрушкой (то есть малышу нужно давать, к примеру, настоящий совок и веничек).

Такой порядок в организации игрового пространства не только помогает малышу с ранних лет ориентироваться в материалах и пособиях, но и позволяет приучать к чистоте даже совсем маленького ребёнка. Поиграл? Убирай за собой, ставь предмет на своё место!

Система Монтессори подразумевает чёткое зонирование пространства. Созданные учебные секции необходимо наполнить подходящим материалом.

Принцип разделения комнаты, кстати, очень часто применяют преподаватели в центрах раннего развития детей. Основных зон пять, каждая из них характеризуется определёнными особенностями.

Зона практических навыков

Занимаясь в этой секции, малыш сможет получить базовые навыки самообслуживания. Наполненность зоны, разумеется, во многом зависит от возраста ребёнка. Общий перечень дидактических материалов для формирования практических умений включает:

  • графин с водой и кружку (чтобы ребёнок самостоятельно смог утолять жажду);
  • тазик с водой и губкой;
  • веник и совок для уборки;
  • пуговицы и иголку;
  • средства для чистки обуви;
  • цветы в горшках и лейку;
  • пульверизатор и губку;
  • доски с различными замочками, молниями, щеколдами, шнуровками, выключателями и т.д.

Монтессори пропагандировала самостоятельное развитие ребёнка. Поэтому матери не следует особо вмешиваться в ход занятия, важно лишь следить за детской безопасностью и не допускать поломки бытовых предметов.

Совершенствование сенсорики особенно важно для самых маленьких ребятишек. В эту секцию помещают предметы, которые призваны развивать восприятие формы, цвета, веса, слуховых, зрительных, тактильных ощущений.

Примерами дидактических материалов служат:

  • вкладыши;
  • пупырчатые мячи;
  • сенсорные мешочки Монтессори;
  • пирамиды;
  • матрёшки;
  • лоскуты с тканями различной фактуры;
  • мешочки с разными ароматными наполнителями;
  • пластиковые бутылки с горохом, крупами, солью и т.д.

Ребёнку в 1 годик в эту зону можно положить развивающий коврик, который остался с прежнего времени. С этого игрового аксессуара следует лишь убрать дуги и прочие уже ненужные элементы.

Занятия математикой по методике Монтессори предполагает наличие в специальной зоне предметов, которые помогут научить ребёнка простейшим арифметическим действиям, сравнению размеров, форм и количества. Также здесь закладываются основы абстрактного мышления.

Справиться с подобными задачами призваны следующие материалы:

  • счётные палочки;
  • комплекты геометрических фигурок;
  • цифры с шероховатой поверхностью;
  • счёты из дерева или пластика;
  • карточки с простыми алгебраическими задачами;
  • бусины или фишки;
  • цифровые лото;
  • обычные матрёшки и пирамиды.

Шероховатые цифры можно изготовить различными способами. Например, их можно вырезать из наждачной бумаги различной зернистости, из плотного картона, на который с помощью клея и манки создаётся необычная рельефная поверхность.

Языковая зона

В эту учебную секцию помещают те пособия, которые призваны обучить детей грамоте. Дидактические материалы языковой направленности могут быть самыми разными, наиболее распространены:

  • буквенные и слоговые кассы;
  • объёмные и шероховатые буквы;
  • кубики;
  • прописи;
  • карандаши с альбомом;
  • поднос с манной крупой для пальчиковых упражнений;
  • различные карточки со словами;
  • речевые лото;
  • детская художественная литература.

Шероховатые буквы изготавливаются по точно тому же принципу, что и цифры для математической зоны. Сюда же можно отнести и занятия на развитие мелкой моторики, поскольку все они способствуют скорейшему совершенствованию речи и письма.

По-другому эта секция ещё называется естественнонаучной зоной, то есть здесь ребёнок познаёт всё многообразие окружающего мира, знакомится с природными явлениями, историей и культурой своей родины и других стран мира.

Специалисты и опытные родители советуют помещать в космическую зону такие пособия и предметы, как:

  • домашние цветы;
  • аквариум;
  • различные карты и глобус;
  • набор животных (фигурки диких, домашних зверей, птиц);
  • гербарий;
  • мини-лабораторию для опытов;
  • раковины, морские и речные камни;
  • лото с животными и тому подобные игры;
  • календарь наблюдения за природными явлениями;
  • различные тематические энциклопедии и т.д.

Все эти пять секций можно свободно расположить даже в небольшом помещении. Важно лишь упорядочить их содержимое и открыть свободный доступ для малыша.

Кроме того, рекомендуется периодически проводить ревизию развивающих материалов и убирать надоевшие ребёнку или не подходящие ему по возрасту пособия.

Также не следует излишне фанатично относить к принципу Монтессори, касающемуся самостоятельного познания ребёнком окружающего мира. Отдельные виды деятельности подразумевают соучастие родителей – например, малышу будет сложно играть в лото в одиночку.

Не нужно забывать и о возрастном факторе. Поскольку ни одно, даже самое уникальное развивающее пособие не принесёт очевидной пользы, если ребёнок слишком мал или уже подрос для игрушки.

Занятия и материалы для детей младше 1 года

Прежде всего, предназначена методика Монтессори для детей старше 3 лет, однако реализовать некоторые её принципы можно и в значительно более раннем возрасте.

Необходимо оборудовать детское помещение таким образом, чтобы кроха смог свободно двигаться. Для этого необходимо на пол постелить мягкий мат или матрас, а рядом установить зеркало (его нужно обязательно закрепить).

Ближе к 12-месячному возрасту возле зеркала нужно установить перекладину, чтобы ребёнок смог понемногу вставать и, придерживаясь, передвигаться в вертикальном положении.

Что касается дидактических материалов, то в этот возрастной период работает принцип – чем больше сенсорики, тем полезнее для малыша.

Необходимо выбирать такие предметы, которые можно:

  • потрогать;
  • послушать;
  • перекладывать из ручки в ручку.

До года ребёнку могут понадобиться несколько важных пособий, которые обычно имеются в каждом доме, где поселился новорождённый малыш.

  • мобили. Для развития зрительного восприятия у малыша младше 1 месяца пригодится мобиль с чёрно-белыми изображениями и игрушками. Затем можно брать подвески с предметами основных оттенков;
  • шумящие игрушки. Можно взять традиционные погремушки, бубенцы, прочие музыкальные инструменты. Шумящие игрушки своими руками – тоже неплохой вариант. Для изготовления потребуются бутылочки, коробки, баночки, в которые засыпают камешки, крупы;
  • игрушки для захвата. 3-месячный ребёнок активно учится хватать предметы. С этой целью ему предлагаются палочки из дерева, пластика, которые удобно удерживать и перекладывать из ладошки в ладошку;
  • коробки с мелкими предметами. Для совершенствования тактильных ощущений и расширения знаний об окружающем мире пригодится коробочка с различными небольшими предметами, различными по фактуре. Родитель должен следить, чтобы кроха не тащил их в рот.

Все подобные упражнения можно и нужно сопровождать детскими песенками, потешками, стишками. Также можно включать классические музыкальные произведения.

Годовалый малыш не только нуждается в развитии сенсорики, но и в тренировке тонкой моторики, которая ведёт за собой и речь. С этой целью дома можно изготовить рекомендуемые материалы Монтессори своими руками.

  1. «Волшебные баночки». Во флаконы помещаем фасолины, горошины, пуговицы и предлагаем ребёнку сначала пошуметь, а потом и открыть баночку, чтобы удовлетворить интерес.
  2. «Кормление». Ненужной игрушке из пластика прорезаем рот и даём малышу покормить её горошинками, бусинками или фасолинами. Это поможет натренировать моторику и глазомер.
  3. «Секретик». Ребёнок в 1 год любит отыскивать спрятанные предметы. В тазик с манкой или другой крупой можно «закапать» раковину, мелкую игрушку, шишку. Естественно, занятие проходит под родительским контролем.
  4. «Лепка». Малыша старше 1 года нужно познакомить с пластилином или солёным тестом. Кроха уже способен делать лепёшки, шарики, колбаски. Вместе с родителями можно даже делать различные фигурки, дополнительно украшая их разнообразными элементами (спичками, зубочистками).
  5. «Водичка». На большой поднос необходимо поставить посудины разного объёма. Ребёнок может переливать воду из одной в другую. Кроме того, в жидкость окунают губки, достают со дна камушки, раковины, игрушки.
  6. «Картина». У себя дома можно организовать целую художественную студию. Для этого необходимо распечатать простейший рисунок с минимальным количеством деталей, намазать клеем определённые участки изображения и предложить малышу наклеить кусочки цветной бумаги.

Также можно сделать дома игрушки, напоминающие стандартные наборы Марии Монтессори. Как правило, детям старше 1 года подходят шнуровки, которые могут выглядеть совершенно по-разному. Самый простой вариант – «шнуровать» дуршлаг.

Также в этом возрасте подойдут пирамидки с крупными кольцами и матрёшки. Обычно дети с удовольствием надевают круги на пирамидный штырь и разбирают и собирают деревянные куколки, попутно совершенствуя восприятие формы и величины.

Занятия и материалы для детей от 2 до 3 лет

Занятия Монтессори дома основываются точно на таких же принципах, что и в специализированных садиках. Поэтому взрослому следует постепенно становиться наблюдателем, а не инициатором занятий.

Детям старше двух лет свойственно стремиться к самостоятельному познанию окружающего мира. К тому же этот процесс им очень нравится. Задача родителей – не навязывать игрушки, а предоставить возможность манипулировать предметами.

  • конструирование. Не обязательно покупать ЛЕГО, можно изготовить свой собственный конструктор из подручных элементов. Для этого сгодятся камни, раковины, лоскуты, шнурки, раковины, дощечки. Ребёнок сам должен решить, как их комбинировать и что из них можно сконструировать;
  • собирание пазлов. В каждой семье хранятся старые открытки, плотные картинки. Их можно разрезать на 2 — 4 части (чем старше малыш, тем больше элементов). Первоначально родителю всё же необходимо продемонстрировать, как собирать пазл. Обычно ребятишки с радостью играют в подобную игру;
  • сортирование. Важно приучать ребёнка, что складывать одни предметы нужно в одну коробку, а другие – соответственно, в другую. Это помогает понять принцип сортировки предметов по каким-либо признакам: расцветке, форме, размерам, количеству и пр.

Также можно предлагать малышу игрушки типа «Почтовый ящик», когда необходимо в прорези определённой формы проталкивать соответствующие фигурки. Эта игра надолго увлекает детей в этом возрасте.

Занятия и материалы от 3 до 6 лет

Дети в этом возрастном периоде становятся ещё более самостоятельными, особенно после прохождения так называемого кризиса трёх лет. Теперь дошкольник стремится получать новые знания за счёт сторонних источников информации, например, книжек.

Любимые и нелюбимые виды деятельности

После трёхлетнего возраста ребёнок уже не столь активно интересуется «суррогатными» бытовыми занятиями, поэтому зону практических навыков можно постепенно уменьшать.

Малыш уже готов физически и психологически выполнять реальную работу по дому, например:

  • ухаживать за собой (эти действия включают не просто чистку зубов, мытьё рук, а участие в готовке обеда, мытье посуды, сервировке стола);
  • убираться в квартире (сейчас ребёнок готов подметать, мыть пол, протирать пыль, ухаживать за домашним животным или любимым растением).

Сенсорика отходит на второй план, на первый же выдвигается активная работа с материалами. Например, дети с большим удовольствием занимаются с кинетическим песком (отличается большей пластичностью, по сравнению с обычным).

Узнайте больше информации о том, что такое кинетический песок и в какие игры можно играть с этим пластичным материалом, из статьи детского психолога.

В детской песочнице ребёнок может:

  • смешивать различные оттенки;
  • лепить не просто куличики, а настоящие «произведения искусства»;
  • сравнивать созданные фигурки по размеру, окраске и форме;
  • прятать и отыскивать клады;
  • создавать из песка буквы и цифры и т.д.

Привычные шумовые баночки уже не актуальны, сейчас нужно отдавать предпочтение детским музыкальным инструментам: барабанам, дудкам и даже синтезаторам.

Если ребёнок с удовольствием играет в игрушки для детей более младшего возраста, не стоит забирать и давать те, которые кажутся вам более правильными. Монтессори предполагала, что малыш сам должен выбирать интересное занятие.

4 — 5-летний ребёнок активно интересуется написанием букв. Стоит ли самим учить малыша писать? Специалисты советуют заняться подготовкой руки и пальцев к овладению этим навыком.

С этой задачей справятся такие занятия, как:

  • штрихование;
  • выведение букв на манке или кинетическом песке;
  • работа в прописях;
  • вырезание ножницами;
  • нанизывание крупного бисера на леску.

Шесть лет – стандартный возраст обучения чтению. Подготовиться к овладению этим навыком помогут следующие упражнения по методу Монтессори:

  • упражнения на определение звуков (к примеру, родитель предлагает ребёнку отыскать в комнате те предметы, которые начинаются на звук «р»);
  • работа с небольшими подписанными предметами, которые хранятся в одной коробке;
  • работа с карточками, которые включают изображение и его название (важно, чтобы буквы произносились так же, как и писались);
  • прочитывание небольших книг с крупными иллюстрациями и небольшим сопроводительным текстом.

Также повышается увлечённость математическими занятиями. Методика Монтессори отличается определёнными пособиями для формирования этих навыков. Однако и в домашних условиях также можно подобрать подходящие упражнения и пособия.

Основная задача родителей – показать, как можно совмещать визуальный образ цифры с её названием. К примеру, если вы хотите, чтобы ребёнок запомнил – 3+3=6, нужно сложить рядом карточку с цифрами и необходимое количество бусинок или жетонов.

Расширять знания об окружающем мире можно и во время прогулок. Ребёнок, гуляя по парку, может собирать листья и растения, чтобы создать потом гербарий. Также шестилетний малыш уже способен фотографировать животных, которых он видел в зоопарке, для создания собственной картотеки.

Ребёнок очень быстро растёт, поэтому ему постоянно нужны всё новые и новые игровые принадлежности. Конечно, монтессори-пособия можно приобрести в любом специализированном магазине, однако они достаточно дороги, к тому же гораздо интереснее изготовить их своими силами.

Мама сможет сэкономить существенные деньги, ведь такие пособия нередко изготавливаются из бросовых материалов, которые обычно попросту выбрасываются на мусорку.

Рамки-вкладыши

Чтобы ребёнок смог понять, что такое геометрические фигуры, запомнить главные оттенки, усвоить градацию размеров, можно изготовить несложные рамки-вкладыши.

Для изготовления потребуется взять:

  • жёсткий или гофрированный картон;
  • бумажный лист (ватман либо листок из обычного альбома);
  • цветную или самоклеющуюся бумагу;
  • бусинки или пуговки;
  • проволоку.

Алгоритм изготовления пособия выглядит следующим образом:

  1. Картон нужно разрезать на прямоугольники. Их количество зависит от числа геометрических фигур, с которыми мама хочет познакомить своего ребёнка. Для малыша в 1 — 2 годика хватит четырёх основных фигур: кружка, квадратика, прямоугольника и треугольника.
  2. В прямоугольной фигурке необходимо вырезать определённые силуэты (квадраты, треугольники), причём поначалу вырезается самый большой, затем поменьше и ещё меньше.
  3. Получившиеся вкладыши нужно обклеить с «аверса» цветной бумагой. Фигурки одной категории (то есть все треугольники) должны быть разных оттенков.
  4. Ко всем вкладышам в середину нужно прикрепить бусинку или пуговку при помощи проволочного элемента. Это необходимо для упрощения использования пособия.
  5. Осталось только приклеить готовые рамки к основе из ватмана или альбомного листа.

Всё, пособие по изучению геометрических фигур и основных оттенков готово. Работать с ним можно, начиная с годовалого возраста.

Пирамида из подушек

Изготовление этого развивающего пособия требует от родителей элементарного умения пользоваться швейной машиной либо обычной иглой с нитью.

Такая «подушечная» пирамида призвана научить ребёнка определять оттенки, ориентироваться в разных размерах. Кроме того, поможет пособие и развить тактильные ощущения, если набить подушки разнообразными материалами.

Необходимые составляющие:

  • тканевые отрезы различной фактуры и цвета;
  • липкая лента;
  • материал для набивания: поролон, гречиха, горох, любая другая крупа, луковая шелуха и т.д.

Из одного отреза текстиля нужно вырезать по 2 квадратика со сторонами от 5 до 12 сантиметров. Следует учесть, что одна подушечка будет сшита из двух лоскутов разных оттенков. А стороны соседних подушек будут одного цвета. Рассмотрим на примере.

В основании «подушечной» пирамиды будет лежать валик со стороной в 12 сантиметров. Его низ делаем зелёным, а верх – синим. Грани следующей подушки будут 11-сантиметровые. Нижнюю часть шьём из синей ткани, верхнюю – например, из красной.

Следовательно, третья подушка уже будет с гранями в 10 см, а её низ выполняется в красном цвете, верх же можно сделать любым на ваш вкус. Последовательность и логика действий понятны.

На лицевые стороны подушек необходимо пришить липучки, причём на одну часть нужно приделать жёсткий элемент липкой ленты, на другую же – мягкий. Это нужно для последующей сборки пирамиды, поскольку лента – крепящий элемент.

После этого лоскуты для одной подушечки складываются «аверсными» сторонами и сшиваются, но с одной стороны нужно оставить небольшое отверстие, оно нам пригодится для набивки (после наполнения открытый участок зашьётся).

Подушечку нужно вывернуть и заполнить набивкой. Для наполнения наиболее крупного квадрата нужно использовать самый тяжёлый материал (к примеру, гречку), чтобы придать собранной конструкции максимальную устойчивость.

Чтобы изготовить эти полезные элементы, необходимо взять:

  • цветную бумагу (синюю и красную);
  • трафаретные изображения букв;
  • картон;
  • клеевой карандаш;
  • клей ПВА;
  • манную крупу.

Чтобы сделать пособие, нужно выполнить несколько важных шагов:

  1. На листах нужно с помощью трафаретов изобразить силуэты букв. Причём на синей бумаге будут согласные, а на красной – гласные буквы. Как вариант – распечатать готовые трафареты на принтере.
  2. Следующий шаг – приклеить листочки к картону. Он должен быть максимально плотным, например, от обувной коробки. Для приклеивания лучше использовать клеевой карандаш.
  3. Затем заготовки нужно поместить под пресс, следует немного подождать, чтобы картон хорошенько высох.
  4. После подсыхания заготовки нужно разрезать на отдельные прямоугольники с буквами. Силуэтные буквы обводят клеем ПВА и обсыпают манкой. Однако слишком много крупы использовать не нужно.
  5. Излишнюю манную крупу нужно стряхнуть, а затем стоит высушить карточки. Их с помощью булавок или кнопок прикрепляют за уголки к картонке, чтобы прямоугольники не деформировались.
  6. Последний штрих – нанесение второго клеевого слоя. Он нужен для того, чтобы манная крупа не обсыпалась во время упражнений. Ждём, когда карточки окончательно высохнут.

Шероховатые буквы используют с 3 — 4-летнего возраста. Это пособие располагают в языковую зону и используют для занятий по подготовке к чтению и письму.

С помощью шершавых заготовок развиваются ассоциации звука и буквы, происходит запоминание их названия, совершенствуется мелкая моторика. Кроме того, ребёнок учится правильно обводить буквы, как при последующем написании.

Сенсорные мешочки

Для изготовления этого дидактического материала Монтессори необходимо запастись:

  • натуральным текстилем (сатиновыми отрезами);
  • различными крупами (гречкой, пшеном, рисовой или манной крупой), фасолью и горохом;
  • фигурными макаронинами.

Ниже расписан пошаговый алгоритм создания сенсорных мешочков для маленьких ребятишек:

  1. Первоначально раскраивают тканевые заготовки для мешков, размер может быть любым, но пропорции нужно соблюдать. Длина лоскута соответствует двум ширинам изделия, также нужно добавить по сантиметру на швы.
  2. Материал складывают пополам лицевой стороной внутрь, прошивают боковые стороны полностью и половину верхней части. Также нужно закрепить ниточки с двух сторон строки.
  3. Гречку или другой крупяной наполнитель предварительно необходимо прокалить в духовке в течение 20 минут или в микроволновке в течение 3 минут. Это делают во избежание развития жучков в дальнейшем.
  4. Мешки выворачивают и утюжат. Затем в них засыпают наполнитель, важно следить, чтобы вес у всех пособий был одинаков. Также не следует засыпать в мешочек сразу несколько видов круп.
  5. Последний штрих – прошивка верхней части до конца. Все лишние торчащие нитки обрезают и отдают ребёнку для весёлой игры и развития.

Можно также создать мешки в форме весёлой гусеницы. Для этого необходимо отрезать от колготок необходимую длину, засыпать туда, например, гречку, завязать узелок, чтобы получился плотноватый на ощупь шар.

Затем засыпают другой тип крупы и вновь завязывают узелок. Этот шаг повторяют с каждым видом наполнителя. После чего хвост гусеницы прошивают и красиво оформляют получившуюся игрушку. Например, для глазок можно взять бусинки, только их нужно крепко пришить.

Подобное пособие подойдёт даже для самого маленького ребёнка. Оно великолепно развивает сенсорные ощущения, тонкую моторику, внимательность. Помимо этого, применение сенсорных мешочков позволяет эффективно развивать слуховое восприятие.

Методика Марии Монтессори также предполагает применение подвесок для новорождённых малышей и деток постарше. Такие устройства отличаются от промышленных вариантов отсутствием музыкального сопровождения, быстрого вращения элементов.

Чаще всего формы берутся абстрактные, вращение происходит за счёт воздуха в комнате. Подобный неспешный ход обязательно понравится ребёнка, который станет отслеживать движение игрушки, фокусируя взгляд.

Популярная модель подвески – шестигранный мобиль. Для его изготовления необходимы:

  • лёгкая палочка из дерева;
  • 3 листочка картона основных оттенков: жёлтого, красного и синего;
  • клей;
  • ленточка.

Чтобы изготовить это развивающее пособие для младенцев, нужно выполнить несколько действий:

  1. На картоне рисуют развёртку шестигранника. Также можно сделать распечатку на цветной бумаге и наклеить её на картонку. Хорошенько просушить.
  2. Места сгибов обрабатываются при помощи ножничек и линейки, чтобы избежать сломов и излишних перегибов.
  3. Затем шестигранная развёртка вырезается и собирается в фигуру, склеивается в местах соединения. Так повторяется 3 раза.
  4. Ленточки закрепляются в одном из швов изделия и привязываются другим кончиком в палочке из дерева. Важно, чтобы она была без шероховатостей и заусениц.
  5. Готовый мобиль закрепляется на расстоянии в 25 — 30 сантиметров выше ребёнка.

Подобное пособие предлагается детям с 3-месячного возраста. Оно позволит научить ребёнка фокусировать глаза на вращающихся предметах, отслеживать их, воспринимать их оттенки и форму.

Подобное покрытие, конечно, можно приобрести и в магазине, однако его можно сделать и своими руками. Сгодятся остатки старой одежды и различная фурнитура:

  • текстильные лоскуты;
  • крючочки;
  • пуговицы;
  • молнии;
  • липучки;
  • кнопочки;
  • прочие застёжки.

Первоначально необходимо сшить заготовку для сенсорного коврика, размеры и форма могут быть любыми. Наполнить основу можно синтепоном. Если не хочется возиться, опытные мамы советуют взять старое байковое одеяло.

Дальнейшее создание коврика будет зависеть только от маминой фантазии. Сенсорное покрытие обычно сочетает текстиль разной фактуры, накладные карманы с застёжками, вшитые пищалки, шарики с разнообразными наполнителями и т.д.

Этот развивающий материал способствует развитию детской сенсорики с 8-месячного возраста. Также ребёнок разовьёт тонкую моторику, научится пользоваться разными застёжками, что крайне необходимо для навыков самообслуживания.

Это современное название стендов Монтессори, которые представляют собой доски для развития, к которым крепится всё, что обычно строго-настрого запрещаются трогать ребёнку. При помощи досок дети безопасно знакомятся с бытовыми предметами.

Изготовление бизиборда потребует от родителей немного воображения и следующих приспособлений:

  • доска ДСП;
  • стрежни-саморезы;
  • клеевое средство;
  • замочки с ключами, цепочками;
  • включатели-выключатели;
  • розетки;
  • дисковый элемент от старого телефона;
  • оконные щеколды;
  • застёжки;
  • пуговицы;
  • шнуровки и пр.

Изготавливается развивающая доска достаточно просто. На листе ДСП нужно расчертить схему будущего бизиборда, можно даже действовать в соответствии с определённым сюжетом.

Родитель раскладывает детали, а потом очень крепко их прикручивает с помощью саморезов к доске. Крепость крепления очень важна, поскольку ребёнок будет стараться оторвать понравившийся элемент пособия.

Более подробно о том, как изготовить бизиборд своими руками и какие приспособления для этого потребуется, читайте в статье детского доктора.

Этот дидактический материал подойдёт для ребятишек с годика и до 6 лет. Уже сидящий и ходящий малыш сможет самостоятельно изучать предметы и взаимодействовать с ними: открывать и закрывать замочки и застёжки, использовать розетки, работать со шнуровкой.

Такой самодельный бизиборд развивает тонкую моторику, внимательность, усидчивость. Ребёнок обучается решению бытовых сложностей, а также удовлетворяет интерес к бытовым предметам. Особенно ему нравится разнообразие элементов.

Это наиболее простой дидактический материал из всех возможных. Мама вырезает из яркого картона силуэты ёжика или любых других фигур. Также можно использовать обычный гофрированный картон, украшенный самоклеющейся плёнкой.

Самый частый вариант – ёжик, которому при помощи прицепок можно доделать «иголки». Также родители делают из картона солнце с лучиками-прищепками, различных животных и человечков. Дополнительно эти фигурки раскрашивают фломастерами или красками.

Если прищепки взять под цвет контура, то ребёнок не просто разовьёт тонкую моторику, но и выучит основные оттенки. Например, для солнца подойдут жёлтые прищепки, для ёлочки – зелёные, а для синей тучки – соответственно, голубые.

В качестве заключения

Таким образом, методика Марии Монтессори в домашних условиях также вполне реализуема. Прежде всего, следует обустроить пространство в соответствии с определёнными требованиями к зонированию помещения и дидактическим материалам.

Многие развивающие пособия можно сделать своими руками, используя подручные средства. Это позволит сэкономить деньги и реализовать собственную фантазию. Да и ребёнок с большим удовольствием будет играть именно в самодельные игрушки.

Кроме того, дети, видя заинтересованность родителей и их увлечённость, сами загорятся познанием окружающего мира. А когда малыш подрастёт, то и сам с удовольствием начнёт принимать участие в создании новых необычных игровых принадлежностей по методу Монтессори.

kroha.info

Развивающие игрушки Монтессори своими руками

Любящие родители хотят дать своему ребёнку только лучшее. Одежда, еда, образование — лишь вершина айсберга. Мамы стараются сделать развитие малыша многогранным, чтобы он как можно раньше научился говорить, считать и читать, рисовать и петь. В каждом маленьком человечке заложен огромный потенциал и желание родителей реализовать его естественно. Именно поэтому сегодня так популярна методика детского развития Марии Монтессори. Увлечённые мамы даже делают игрушки Монтессори своими руками. Они не уступают в эффективности фирменным и к тому же несут особый заряд маминой любви и заботы.

Сегодня особая мода на раннее развитие, потому школ, называющих себя Монтессори, множество. Среди них встречаются и не совсем добросовестные, где с детьми занимаются, может быть, добрые и хорошие воспитатели, но не получившие соответствующих сертификатов. Кроме того, очень много кривотолков вокруг таких заведений. Нередко учителя младших классов школы отмечают, что дети из таких групп не дисциплинированны и безвольны. Им сложно адаптироваться и воспринять обучение не по желанию, как принято в группах Монтессори, а по необходимости.

Но как бы ни было, пользу самих игрушек, разработанных известной итальянкой, трудно оспаривать.

  1. Основное преимущество монтессори-материалов — простота, благодаря которой ребёнок способен без помощи взрослого, интуитивно понять принцип их действия. Такие игрушки не перегружены аксессуарами, отвлекающими внимание, и ненужными «фишками». Даже пирамидки выполнены в одном цвете, что взрослым кажется скучным, но вот детям — в самый раз.
  2. Кроме того, малыш получает возможность самостоятельно увидеть и исправить свои ошибки. Ему нет необходимости обращаться к старшим, чтобы понять, правильно ли он всё сделал. Самостоятельность — одна из основ методики Монтессори, которая реализуется и в игрушках.
  3. Немаловажно, что материалы Монтессори (именно так известная итальянка предпочитала называть игрушки) не содержат «химии». Они выполняются преимущественно из дерева и тканей, а элементы, цвет которых не принципиален, даже не красятся. Именно такие, деревянные игрушки безопасны для детей, приятны на ощупь и безвредны, если кроха потянет их в рот.
  4. Основоположница теории одна из первых обратила внимание на связь мелкой моторики с развитием устной речи. Потому основная часть её материалов рассчитана именно на выполнение точных, мелких движений пальцами рук.
  5. Дидактический материал, используемый в методике Монтессори, учит ребёнка систематизировать информацию. Таким образом, полученные малышом знания о мире раскладываются в его голове «по полочкам».
  6. Несмотря на простоту, или, скорее, благодаря ей, монтессори-игрушки притягательны для детей. Потому малыши занимаются с удовольствием, сами тянутся к новым знаниям и стремятся развиваться.

Стоит обратить внимание родителей, что сама методика воспитания разрабатывалась для детей, отстающих в развитии. Потому неукоснительное соблюдение всех её принципов можно поставить под вопрос. Но монтессори-материалы, напротив, идеально подходят здоровым и любознательным детям.

Они призваны раскрыть потенциал ребёнка, в максимально простой форме донести ему нужную информацию, развить мелкую моторику и вызвать интерес к дальнейшему обучению.

Чем старше ребёнок, тем сложнее становятся интересные ему игрушки. Но материалы для детей с полутора до 3-4 лет каждой маме под силу выполнить самостоятельно. Для этого пойдут в ход старые предметы одежды, разные виды круп, картон. А пуговицы всех форм и размеров станут настоящим сокровищем!

Интересно, что сама Мария Монтессори не работала с малышами младше двух-трёх лет. Игрушки Монтессори для детей до года — это то, что было придумано уже её последователями и учениками. Равно как и школы раннего развития, куда мамы теперь могут приходить уже с 8-месячными детьми.

Сенсорный коврик

Начнём с игрушек для самых маленьких, которые едва научились лежать на животике. Их надолго увлечёт коврик с разными интересными элементами. Сделайте его из разноцветных лоскутов или нашейте на однотонную основу кусочки разных тканей, оформив картинку-историю. Но на самом деле в этом нежном возрасте малыш ещё не оценит ваше творчество. Его пока интересуют фактуры, элементы соединения и цвета.

  1. Так как кроха будет играть и на полу, сделайте синтепоновую основу для коврика.
  2. Оформите его пуговицами, разными тканями, ленточками, кружевами.

Такая игра — одна из первых на развитие мелкой моторики и сенсорного восприятия. Если на коврике есть сюрпризы в виде застёжек, липучек, молний, то малыш приобретёт и полезные навыки, необходимые в повседневной жизни.

Тактильные дощечки

Такую игру можно предложить даже тем малышам, которые ещё не научились ползать. Они с удовольствием будут щупать незнакомые материалы, развивая тактильное восприятие. Это простимулирует отделы мозга, ответственные за речь и фантазию.

  1. Порежьте лист картона на равные прямоугольники.
  2. Вырежьте такие же прямоугольники из различных материалов: мелкозернистой наждачной бумаги, меха, велюра, шёлка, трикотажа, кружева, бархата, виниловых обоев и т. д.
  3. Наклейте их на картон и сложите в коробочку.

Пусть ребёнок наугад достаёт карточки и с закрытыми глазами рассказывает свои ощущения. Самым маленьким лучше играть с материалами, приклеенными на большой лист плотного картона. Так кроха не потянет их в рот.

Учим цвета

Мария Монтессори считала, что для изучения каждого нового навыка подходит строго определённый период. Мы понимаем, почему малышу лучше не начинать ходить до года — позвоночнику не нужна такая нагрузка. Но почему-то стараемся нагрузить мозг ребёнка разной информацией в совершенно неподходящее время.

Различать цвета и оттенки ребёнок способен года в полтора, но называть их он начнёт гораздо позже.

Развивать цветовое восприятие можно начинать в этот же период. Лучше всего для таких целей использовать различные цветные коробочки, стаканчики и мелкие элементы разных цветов. Пуговицы, картонные квадратики, большие бусины, крашеная фасоль и всё, что ещё придёт в голову. В качестве «сортеров» подойдут и разукрашенные формы для льда, тарелки под пасхальные яйца, спичечные коробки и т. д.

Разные цилиндры

У Монтессори несколько подобных материалов для различных целей. Подходят они для детей от трёх лет, за исключением совсем простых с одним или двумя элементами. Обычно игрушка представляет собой деревянный брусок с отверстиями, в которые вставляются цилиндры. А вот сами цилиндры могут быть разной толщины, высоты и цветов.

  1. Для развития визуального восприятия размеров цилиндры изготавливают одинаковых диаметров, но разных по высоте. В подставке они обычно выстраиваются в ряд от меньших к большим.
  2. Допустим и вариант с одинаковыми по высоте, но разными в диаметре цилиндрами.
  3. Ещё цилиндры могут быть разными и по высоте, и по диаметру — самые длинные являются самыми толстыми, а короткие — тонкими.
  4. В одной основе можно совместить все три предыдущих варианта, но чтобы ребёнок не запутался, цилиндры из одного ряда разукрасьте одним цветом.
  5. Для улучшения цветовосприятия понадобится четыре комплекта окрашенных цилиндров разного диаметра. Их можно вставлять в отверстия основы или просто ставить в соответствующие коробочки.

Заменить такие деревянные игрушки Монтессори можно с помощью подручных материалов. Основу легко изготовить из пенопласта и канцелярским ножом аккуратно прорезать в нём отверстия соответствующего диаметра. Сами цилиндры сделайте из солёного теста. Не забудьте в верхней части каждого приклеить ручку, чтобы малышу было удобно доставать их из блока-основы. В процессе извлечения участвуют те же пальцы, что в будущем будут держать ручку, потому такое упражнение косвенно готовит ребёнка к письму.

Кроме того, расставляя цилиндры разной толщины просто на столе, малыш дополнительно знакомится с основами физики — чем толще цилиндр, тем он устойчивее.

Рамки-вкладыши

В зависимости от сложности эта игра может увлечь и совсем малышей с полутора лет и более старших детей. В оригинальном исполнении это деревянная доска с отверстиями различной формы, в которые вставляются соответствующие фигурки-вкладыши. Каждый вкладыш имеет посередине ручку для удобства извлечения.

Такая игрушка учит ребёнка аккуратности и внимательности, развивает умение работать с мелкими деталями, помогает освоить геометрические фигуры. Если на доске в ряд расположены одинаковые фигуры разных размеров, то ребёнок познаёт понятие «больше-меньше».

  1. Возьмите два листа толстого картона. Один исполнит роль задней стенки, в другом будут располагаться сами вкладыши.
  2. В одном из листов вырежьте фигуры. Можно всего 3-4 или пару десятков разных размеров — зависимо от возраста ребёнка.
  3. К вырезанным фигурам приклейте кусочек пенопласта или пришейте пуговицу, чтобы ребёнок мог вставлять и доставать вкладыши.
  4. Склейте вместе листы картона.

Коробочка с запахами для развития обоняния

Ребёнку с двух до четырёх лет будут интересны различные запахи. Известно, что память на ароматы — самая стойкая и малышу не будет лишним развить её. Для этого у именитой итальянки, конечно, нашёлся свой материал. Такие развивающие игрушки Монтессори в оригинале представляют собой сундучок или коробочку с выемками, куда вставляются цилиндрической формы бутылочки с разными запахами.

Дома можно в качестве таких бутылочек использовать «желтки» от киндер-сюрприза, баночки с завинчивающимися крышками (например, от детского пюре) и даже просто спичечные коробки.

Насыпать в них можно что угодно:
  • сушёные грибы;
  • корицу;
  • кофе;
  • цедру апельсина;
  • хвою;
  • мяту;
  • мыльную стружку.

Со старшими детьми можно играть в такое лото запахов, разнообразив его более сложными ароматами: бергамотом, специями и т. д. Играть можно по-разному. Для самых маленьких распечатайте изображения содержимого баночки, объясните, что это и где используется. Старшие уже должны угадывать запах, рассказывать о нём, находить одинаковые ароматы и сортировать их (сладкие, древесные, пряные).

Сенсорные мешочки

Эта категория игрушек для малышей, которым уже скучно просто щупать фактурные карточки. Перебирать содержимое мешочков пальцами будет интересно крохам уже с полугода, а более осознанно играть с ними будут дети лет с двух. Попросите ребёнка найти наощупь пары с одинаковым наполнителем, рассказать о своих ассоциациях или придумать историю.

  1. Купите чётное количество воздушных шариков.
  2. Подготовьте различные наполнители: фасоль, орехи, горох, мелкие камушки, песок, гречку, рис, зёрна кофе.
  3. Засыпьте наполнители в шарики и завяжите их.

Если шарики не кажутся вам привлекательными, пошейте мешочки самостоятельно из непрозрачной плотной ткани. У Монтессори они выглядят как почти плоские прямоугольные саше, ровного спокойного цвета.

Болты для навинчивания

Тут без помощи супруга не обойтись, но результат того стоит. Дощечка с несколькими, расположенными по возрастанию диаметра, болтами и набором гаек отлично развивает мелкую моторику и учит ребёнка внешне оценивать размеры предметов.

  1. В качестве основы возьмите лист ДСП или другую ненужную дощечку длиной до 15 см и толщиной 5-7 см.
  2. Просверлите в ней отверстия и вставьте несколько болтов. Зафиксируйте их гайками.
  3. Второй набор гаек дайте ребёнку — пусть навинчивает.

В принципе, можно не усложнять себе жизнь сверлением дощечки. Достаточно болты и гайки сложить в две жестянки — игрушка готова. Причём в таком исполнении у ребёнка будут задействованы обе руки. Учитывайте, что гайки довольно мелкие, потому лучше находитесь рядом с ребёнком во время игры, чтобы он случайно не проглотил одну из них.

Карточки Монтессори

Это целая категория интересных игр. Они направлены на развитие логики, разностороннего мышления, понимание цветов и форм. Карточки подойдут как малышам в возрасте полутора-двух лет, так и более старшим детям — в зависимости от сложности и количества. Сделайте их один раз и надолго следующим образом.

  1. Возьмите 3-4 листа разноцветного картона — это будет основа для распознавания цветов.
  2. На белой плотной бумаге нарисуйте или распечатайте изображения разных категорий предметов в той же цветовой гамме, что и выбранный картон. Например, синий квадрат, жёлтый круг, красный ромб — это геометрические фигуры. Далее, цветы: синий василёк, жёлтый одуванчик, красная роза. Так же с животными, фруктами, овощами.

Цель — разложить карточки с изображениями на картон соответствующего цвета. Начинайте знакомство малыша с тремя цветами и геометрическими фигурами, а с возрастом добавляйте категории. Просите ребёнка сортировать их по группам, цветам, разделять на съедобное и несъедобное, живое неживое и т. д.

Бизиборды

Пожалуй, это самая распространённая игрушка, которая очень нравится родителям, потому что увлекает детей надолго. Она представляет собой развивающую доску, на которой собраны сразу несколько из уже описанных или других материалов. Сделать её дома совершенно несложно. За исключением самой деревянной доски, все остальные элементы можно найти в кладовке, среди вещей, о которых супруг говорит «не выбрасывай, вдруг пригодится!» Вот и пригодилось.

Поместите на бизиборд:
  • выключатели света;
  • щеколду;
  • гофрированную трубку и шарик на верёвочке;
  • диск от старого телефона или кнопочную панель от его более молодого последователя;
  • розетку и вилку;
  • вентиль от водопроводного крана;
  • колокольчик;
  • приклейте 3-4 рамки-вкладыша;
  • шнуровки;
  • застёжки-липучки;
  • штекеры от телевизора и гнёзда под них.

Не стоит дополнять доску яркими картинками — не перегружайте восприятие малыша. Дайте ему возможность вникнуть в суть вещей, не отвлекаясь на ненужный антураж.

www.tikitoki.ru

Монтессори материалы своими руками

Более ста лет система Монтессори помогает ребенку осваиваться во внешнем мире, используя все основные чувства.

С помощью вспомогательных дидактических материалов происходит максимальное взаимодействие слуха, зрения, вкуса, звука и тактильных ощущений, что позволяет малышу всесторонне развиваться и ориентироваться в таком непонятном взрослом мире.

Материалы помогают освоить маленькому непоседе цвета и форму предметов, понятия «большое-маленькое» и «целое-часть», буквы и цифры, усовершенствуют логическое мышление, мелкую моторику и, самое важное, пробуждают фантазию.

Делаем игрушки по системе Монтессори своими руками

Поскольку ребенок стремительно растет, то ему постоянно требуются новые развивающие игрушки.

На прилавках многочисленных магазинов можно обнаружить большое количество всевозможных материалов, но куда интереснее сделать их самостоятельно.

Во-первых, это занимает совсем небольшую часть времени, а, во-вторых, экономит значительную сумму денег, поскольку выполняются «развивалки» из подручных, а иногда даже из ненужных материалов.

Рамка с геометрическими фигурами-вкладышами

Такая развивающая игрушка помогает ребенку узнать, что такое геометрические фигуры, ненавязчиво запомнить основные цвета и освоить понятие «от большего к меньшему» и наоборот.

Исходные материалы:

  • коробка из-под конфет или жесткий картон;
  • ватман или альбомный лист;
  • цветная бумага.

Коробка или картон разрезается на прямоугольники.

Число прямоугольников будет зависеть от количества геометрических фигур, с которыми планируется ознакомить малыша.

В каждом картонном прямоугольнике вырезается определенная фигура, сначала самая большая, под ней поменьше, потом еще меньше и так далее.

Вырезанные фигурки обклеиваются с лицевой стороны цветной бумагой. Фигуры одного ряда должны быть различных цветов.

На прямоугольник-рамку с обратной стороны приклеивается ватман, который будет удерживать цветные фигуры на месте.

Пирамидка-подушка

Такая игрушка потребует от мамы некоторого умения пользоваться швейной машинкой или обычной иголкой с ниткой.

Пирамидка научит малыша определять цвета, размеры, а также разовьет тактильные ощущения маленьких пальчиков, поскольку набиваться подушечки будут различными материалами.

Для работы понадобится:

  • лоскутки ткани различного цвета;
  • липучая лента;
  • для набивки: синтепон или поролон, шуршащая слюда, гречка, горох или другие крупы.

Из лоскутков ткани разного цвета вырезается по паре квадратов с размерами от 5 до 12 см.

На один из двух одинаковых квадратов нашивается жесткая часть кусочка липучки, а на второй — мягкий.

Затем квадраты сшиваются друг с другом с изнанки, причем с одной стороны оставляется небольшая незашитая часть для последующей набивки.

Рекомендуется стороны соседних подушек делать из одной ткани для того, чтобы малыш мог сам подобрать нужные цвета, тем самым правильно выстроив пирамидку.

Квадрат из ткани выворачивается и заполняется одним из набивочных материалов.

Лучше всего наполнять самую большую подушку наиболее тяжелым материалом, например, гречкой или горохом, а следующие — легким: слюдой или синтепоном.

Цветные ёжики

Для развития мелкой моторики и запоминания цвета очень хорошо познакомить ребёнка с веселыми разноцветными ёжиками.

К тому же с участием семейства этих забавных животных можно придумывать целые истории и необыкновенные сказки.

Материалы для работы:

  • цветной картон;
  • прищепки разного цвета.

Из листов цветного картона вырезаются по две фигуры ёжиков.

Две одинаковые по цвету фигурки склеиваются между собой. На каждой из них рисуется рот и глазки.

Теперь можно вместе с ребенком прикреплять на них прищепки соответствующего цвета.

Геометрическая доска

Эта легкая по исполнению игра позволит ребенку не только ознакомиться с загадочным миром геометрических фигур, но и конструировать их самостоятельно, незаметно постигая пропорции их построения.

Потребуется:

  • старый толстый глянцевый журнал;
  • кнопки с пластмассовыми наконечниками;
  • канцелярские резинки;
  • самоклеющаяся бумага или пленка.

Журнал обклеивается пленкой или бумагой.

На поверхность журнала вкалываются кнопки на равном расстоянии друг от друга.

С помощью резинок формируются многочисленные геометрические фигуры.

Юный химик

Такая необычная игра не потребует от мамы навыков рукоделия или работы с ножницами и клеем, но зато отлично подготовит будущего первоклассника к работе с ручкой и карандашом. К тому же, благодаря этой игре, появляется интерес к наукам.

Необходимые материалы:

  • колбочки или небольшие стеклянные стаканчики;
  • пипетка;
  • столовый 6% уксус;
  • пищевая сода;
  • краски;
  • блюдца или другие емкости.

В колбочки или стаканчики наливается слабопроцентный уксус, который подкрашивается красками.

На каждое блюдце насыпается небольшое количество соды.

С помощью пипетки набирается небольшое количество подкрашенного уксуса и закапывается на соду.

Сода начинает шипеть и пузыриться, что вызывает неподдельный интерес даже у самого непоседливого ребенка.

Цифры и буквы из проволоки

Магнитные буквы или цифры можно, конечно же, приобрести в магазине, но куда занимательнее смастерить их собственноручно, тем более, если в этом участвует сам малыш.

Материалы:

Из проволоки изгибается нужная цифра или буква.

Пассатижами заворачивается кончик проволоки. Это выполняется для того, чтобы малыш не смог случайно порезаться об острый край.

Рамка на застежке

Прекрасно улучшает мелкую моторику и учит пользоваться разнообразными молниями и пуговицами в быту специальная рамка-застежка.

Что необходимо:

  • рамка для фото или обычные пяльца;
  • остатки старой одежды с застежками: молниями, пуговицами, кнопками или крючками.

Из старой кофточки, рубашки или рукава вырезается необходимый кусок материала по размеру рамки. Ткань сшивается между собой и натягивается на рамку.

Теперь можно застегивать и расстегивать застежки.

Особенно дети любят прятать в получившийся кармашек мелкие игрушки или листочки бумаги.

Вот такие нехитрые приспособления позволят ребенку развить все свои таланты и освоиться в окружающем мире, а самое главное, пробудят интерес к его познанию.

Даже если малыш не сразу правильно выполнит задание, он будет стремиться сам исправить свою ошибку, что с малых лет привьет ему чувство ответственности и самостоятельности.

А это, пожалуй, одни из важных черт характера в нашем современном обществе.

Поделиться:

1 Комментарий

profymama.com

Как сделать материалы для занятий по методике Монтессори своими руками?

Методика Монтессори популярна даже спустя более 100 лет. Согласно этой методике, необходимо предоставить ребенку полную свободу, обеспечив его максимально подготовленной окружающей средой. Развивающая среда должна содержать множество материалов для сенситивного развития малыша. Сделать такие материалы для занятий по методике можно своими руками.

Узнать подробнее об особенностях методики Монтессори вы можете из другой статьи или посмотрев следующее видео.

Каждый из нас знает, что дети растут и развиваются очень быстро. Для того чтобы их развитие протекало интересно малышам постоянно требуются новые развивающие игрушки, которые будут соответствовать их уровню. Если вы выбрали систему воспитания Монтессори, то вам потребуются специальные материалы для подготовки развивающей среды ребенка.

В магазинах можно встретить огромный выбор подходящих для развивающей среды Монтессори материалов, которые не составит сложности сделать дома самим. Времени на это вы затратите не так много, но при этом сэкономите значительную часть семейного бюджета.

В первую очередь, следует провести ревизию среди игрушек вашего крохи. Это поможет вам понять, каких материалов у вас предостаточно, а какие необходимо сделать. Расположите те материалы, которые подходят для занятий, на доступной для ребенка высоте. Учитывайте разделение пространства на зоны, которое предполагается по системе Монтессори.

Теперь можно приступать к работе над поделками.

Для того чтобы самостоятельно сделать вкладыши вам потребуется:

  • плотный картон (подойдут обувные коробки или гофрированный картон);
  • цветная или самоклеящаяся бумага;
  • ватман для основы или иной подходящий материал;
  • пуговицы или бусины;
  • проволока;
  • ножницы, канцелярский нож;
  • клей;
  • карандаш;
  • линейка;
  • циркуль.

Как сделать:

  1. Вырезаем из картона равные прямоугольники. Количество прямоугольников определяется количеством форм, с которыми вы будете знакомить малыша. Для годовалого ребенка будет достаточно 4 основных фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
  2. В каждом прямоугольнике пользуясь канцелярским ножом, вырежьте несколько одинаковых фигур, отличающихся размером.
  3. Оклейте их цветной или самоклеящейся бумагой. Постарайтесь сделать так, чтобы все фигуры одной формы были оклеены разными цветами.
  4. К каждому вкладышу посередине закрепите пуговицу или бусину с помощью проволоки. Это упростит для малыша их использование.
  5. Приклейте получившиеся рамки к основе.

Ваши вкладыши готовы. Можно проводить занятие. С помощью такой рамки можно выучить с малышом цвета, геометрические фигуры, научиться сравнивать предметы по размерам. Предназначается данное пособие для детей от года.

Для изготовления букв потребуется:

  • тонкие листы бумаги синего и красного цветов (цветная бумага для принтера);
  • трафареты строчных прописных букв;
  • плотный картон;
  • клей ПВА;
  • клей-карандаш;
  • ножницы;
  • карандаш;
  • линейка;
  • манка.

Мастерим:

  1. Расчертить листы на прямоугольники равного размера. Синие прямоугольники по количеству согласных букв, красные – гласных, как советовала сама Мария Монтессори.
  2. В каждом прямоугольнике обводим по трафарету букву.

Эти 2 пункта можно выполнить на компьютере и распечатать готовые листы.

  1. Приклеиваем листы к картону. Картон следует брать как можно плотнее, листы ватмана не подойдут. Лучше будет сделать это клеем-карандашом, он ложится ровнее.
  2. Положить под пресс и дать хорошо высохнуть.
  3. Теперь разрезаем на отдельные карточки.
  4. По контуру букв наносим клей ПВА и обсыпаем манной крупой. Слишком толстый слой делать не следует.
  5. Стряхиваем лишнюю манку и поправляем, где это необходимо.
  6. Приступаем к сушке. Для этого карточки лучше закрепить со всех углов. Можно использовать лист ДВП, гипсокартона, гофрированный картон от коробок. Каждый угол прикалываем с помощью канцелярских кнопок. Если карточки не закрепить, то велика вероятность того, что они скрутятся или изогнутся.
  7. Наносим второй слой клея ПВА и снова даем высохнуть. Второй слой необходим для того чтобы манка не осыпалась с букв во время занятий.

В нижеследующем видео показан небольшой мастер класс по заготовке цифр вышеизложенным способом.

Начинать использовать пособие лучше не ранее чем в 3-4 года. С его помощью ребенок будет развивать прямые ассоциации звуков и букв, запоминать названия букв и их написание, подготовится к последующему письму и чтению, у него будет развиваться мелкая моторика. Очень важно следить за правильным обведением буквы, как при письме. Если ребенок делает не правильно необходимо остановить его и показать снова. Если сейчас ребенок запомнит неправильное написание буквы, то в дальнейшем при письме он будет писать ее точно так же.

Потребуется:

  • натуральная ткань (например, сатин);
  • разнообразные крупы, можно использовать гречку, фасоль, горох, рис, пшено, манная крупа;
  • макароны;
  • ножницы;
  • нитки;
  • линейка;
  • булавки;
  • ложка.

Как сделать:

  1. Раскроить ткань для мешочков, размеры подбираете самостоятельно. Длину отреза ткани делайте равной двум длинам мешочка и добавляйте по 1 см на швы.
  2. Ткань для одного мешочка складываем пополам, лицевая сторона должна быть внутри.
  3. Прошейте боковые швы и верхний шов наполовину. Закрепляйте нитки и в начале и в конце строки.
  4. Обрежьте уголки.
  5. Выверните и проутюжьте.
  6. Крупы прокалите в духовом шкафу в течение 20 минут. Это поможет избежать появления жучков в будущем.
  7. Засыпьте крупы в мешочки. Для каждого мешочка используйте только один вид крупы, вес каждого мешочка должен быть одинаков с остальными.
  8. Прошейте верхний шов до конца и можете отдавать игрушку в распоряжение ребенка.

Еще один вариант заготовки сенсорных мешочков в нижеследующем видео.

Можно упростить процесс создания мешочков, сделав их в виде веселой гусенички.

Для этого отрежьте от неплотных колгот нужную длину. Засыпьте один вид крупы в носок и завяжите узел. Должен получиться плотный шарик. Теперь засыпаем следующий вид крупы и снова завязываем узлом. Так следует поступить с каждым видом крупы. Последний шарик можно наполнить полиэтиленовой пленкой или пакетами для шуршания. Прошейте хвостик гусенички, оформив его. Со стороны носка оформите мордочку. Для глаз можно использовать бусины, для рта – небольшой лоскут красной материи. Можно сделать усики из проволоки и бусин.

Такие игрушки подходят для детей, начиная с самого раннего возраста. С их помощью будут отлично развиваться тактильные ощущения, мелкая моторика, внимание крохи. Также, благодаря разному звучанию, использование тактильных мешочков будет способствовать развитию слуха.

Система Монтессори предусматривает использование мобилей для новорожденных. Однако они совсем не похожи на те, которые вы можете встретить в продаже. Монтессори-мобили отличаются четкими формами, спокойной цветовой гаммой, четкими цветами, отсутствием музыки и быстрого вращения деталей.

Формы выбираются абстрактные, движение осуществляется с помощью воздушных потоков, плавно и естественно. За таким темпом движений крохе проще следить и фокусировать взгляд.

Предлагаем сделать мобиль-шестигранник, классический Монтессори-мобиль.

Нам потребуется:

  • 3 листа плотного цветного картона, выбирайте основные цвета: красный, синий, желтый;
  • ножницы;
  • линейка;
  • клей;
  • лента;
  • легкая деревянная палочка.

Как сделать:

  1. На листах распечатать развертки шестигранника. Можно распечатать на тонкой бумаге и наклеить на картон. После этого высушить под прессом.
  2. Обработать места сгибов с помощью линейки и ножниц, для того, чтобы они хорошо сгибались.
  3. Вырезать развертку.
  4. Собрать шестигранник и склеить в местах соединения.
  5. Закрепить ленту в одном из швов.
  6. С другой стороны ленты привязать к деревянной палочке. Проследите, чтобы палочка была гладкая.
  7. Закрепите мобиль на расстоянии 20-25 см над головой ребенка, но не прямо над лицом.

В видео ниже можно посмотреть, как сделать шестигранник для мобиля в технике оригами.

Такой мобиль можно предложить малышу с 3 месяцев. С его помощью он будет учиться фокусировать взгляд на движущихся предметах, следить за ними взглядом, воспринимать цвет и форму.

Стенды по Монтессори в современном мире еще называют бизибордами. Это так называемые развивающие доски, на которые можно закрепить все, что в жизни под запретом для малыша. С помощью них малыш будет с увлечением знакомиться с домашним бытом.

Для того чтобы самостоятельно сделать стенд по методике Монтессори вам потребуется:

  • ДСП или любая доска;
  • саморезы;
  • клей момент;
  • различные дверные замки с ключом, цепочкой, кодовый замочек, звонок, выключатели, розетка с вилкой, диски от старых стационарных телефонов, щеколда для форточек, оконная щеколда, застежка молния, на пуговицах, на липучках, на кнопках, шнуровки, подвижные крючки, массажер для рук, висячий замок, карабин, сенсорные мешочки с крупами – в общем все, что в быту вы не доверите крохе и что подскажет ваша фантазия.

Как сделать:

Необходимо закрепить элементы бизиборда на доске. Вы вполне можете придумать какой-либо сюжет для него и действовать в соответствии с ним. Можно просто использовать в разбросанном виде, все те элементы, которые нашлись у вас дома. Чем больше элементов вы расположите, тем больше увлечет стенд малыша.

В нижеследующем видео представлен небольшой видеообзор бизиборда ручной работы.

Данная развивающая игра подходит для детей с 2 до 7 лет. Однако заинтересовать маленького исследователя она сможет и раньше. Играя ребенок учится открывать и закрывать замки, пользоваться розетками и выключателями, работает со шнуровками и различными застежками. При этом очень хорошо развивается мелкая моторика, внимание, усидчивость. Малыш учится находить решения различных бытовых проблем, удовлетворяет свой познавательный интерес. При этом он получает свободу выбора и может работать только с каким-то одним элементом или переключаться на разные.

Идею, как сделать интересный бизикуб, вы можете найти в следующем видео.

Такой коврик станет забавой для крохи на долгое время, ведь на нем расположено много сюрпризов. Сшить такой коврик можно из тканевых отрезов, старой одежды, лоскутков ткани разных фактур. Подойдет любая фурнитура, крючки, молнии, аппликации, застежки липучки, кнопки, застежки от ремней.

Для начала сшейте основу будущего коврика по задуманным размерам. В качестве наполнителя можно использовать синтепон. Также за основу мы можете взять тонкое байковое одеяло.

Далее включайте воображение и продумайте эскиз будущего коврика. Коврик может сочетать ткани разных фактур, вы можете нашить накладные кармашки на различных застежках, в которых будут прятаться мультяшные герои (готовые аппликации можно положить внутрь кармашка ), сделайте не открывающиеся кармашки (или спрячьте под аппликацией) с различными крупами (предварительно прокалите крупы в духовке), полиэтиленовыми шуршащими пакетами, вшейте пищалки, которые издают звук при нажатии на них.

Все что вам осталось сделать – воплотить ваш эскиз в жизнь.

Смотрите небольшой видеообзор готового сенсорного коврика для малышей.

Такой коврик будет способствовать сенсорному развитию крохи. С его помощью малыш будет развивать мелкую моторику, тактильную восприимчивость, познакомится и будет учиться пользоваться различными креплениями. Подходит для 8-месячного ребенка и старше.

Для того, чтобы сделать такую пирамидку вам будет необходимо:

  • ткани разных цветов;
  • застежки липучки;
  • материалы для набивки – синтепон, слюда или полиэтилен, гречневая крупа, игрушки от киндеров, макароны.

Из ткани вырезаем по 2 квадрата. Учитывайте, что подушки можно сделать разных размеров и цветов. В этом случае вам будет нужно рассчитать размер квадрата и цвет, так чтобы соседствующие стороны подушечек были одного цвета. К примеру, для основы пирамидки делаем квадрат со стороной 12 см. Низ квадрата сделаем красным цветом, верх пусть будет зеленым. Стороны следующего квадрат будут размером 11 см. Низ этого квадрата шьем зеленым цветом, а верх желтым, третий квадрат делаем со сторонами 10 см, низ желтого цвета, а верх выбирайте сами и продолжайте в такой последовательности.

На лицевую сторону ткани квадратов пришиваем липучки. С одной стороны будущей подушки жесткая часть липы, с другой – мягкая. Складываем 2 квадрата одной подушки лицевыми сторонами друг к другу и прошиваем с 3 сторон полностью, а на 4 стороне оставляем небольшой участок открытым. Он нам будет нужен для наполнения подушки.

Выворачиваем подушку и заполняем наполнителем. Для самой большой нижней подушки используйте самый тяжелый наполнитель (например, гречневую крупу) для придания пирамидке устойчивости. После заполнения прошиваем тот участок, который оставался открытым. Одна подушка готова.

Таким же образом шьем остальные подушки для пирамидки. Используйте для них наполнители полегче.

Пирамидка готова и можно отдавать ее в пользование ребенку.

Таким пирамидкам будут очень рады дети, начиная с 1-2 лет. Она поможет малышам выучить цвета, будет способствовать развитию тактильного восприятия, поможет сформировать понимание понятий «больше» и «меньше».

Это пособие будет самым простым в изготовлении. Вам будет необходимо вырезать из цветного картона контуры каких-либо фигур. После этого ребенок с помощью прищепок доделывает недостающие элементы. Можно вырезать круг для солнышка, тучку для дождика, треугольник для елочки, ежика и сделать ему иголки, птицам и животным сделать лапки и хвост. Малыш сможет вам помочь украсить фигуры, нарисовав им глазки, раскрасив.

Постарайтесь подобрать прищепки под цвет фигуры. Тогда ребенок будет не только развивать мелкую моторику, занимаясь с этим материалом, но и выучит основные цвета. Для лучиков солнышка используйте желтые прищепки, для дождика к тучке пусть кроха найдет синие прищепки, для зеленого треугольника, из которого вы планируете сделать елочку, попросите подобрать зеленые прищепки.

Как видите, очень много Монтессори материалов без труда делаются своими руками. Для их изготовления вам не придется много покупать, в основном игрушки сделаны из подручных средств. В магазинах аналоги этих дидактических игр обойдутся вам очень недешево.

Посмотрите следующее видео с занятиями для малышей по методике Монтессори.

www.o-krohe.ru


Смотрите также